Файл: ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли
1.1 Особенности розничной торговли
1.2 Функции розничной торговли
ГЛАВА 2 Организация розничной торговли «ПАО» «МАГНИТ»
2.1 Общая характеристика предприятия «ПАО» «МАГНИТ»
2.2. Организация-экономическая характеристика розничной торговли сети «ПАО» «МАГНИТ»
Рисунок 2. Линейная структура управления
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.
В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
· Оптовая - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;
· Розничная - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.).
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Темой данной курсовой работы является изучение организация технологии коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.
Из темы курсовой работы вытекают следующие задачи:
· Изучить содержание коммерческой работы на предприятиях розничной торговли;
· Рассмотреть характеристику договора розничной купли-продажи;
· Описать основные и дополнительные услуги розничной торговли;
· Проанализировать методы стимулирования продаж товаров;
· Охарактеризовать организацию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли ТК "Береговой".
Объектом написания курсовой работы - торговый комплекс "Береговой".
Предметом исследования - организация розничной торговли.
Основным источником исследования в курсовой работе является учебник автора О.В. Памбухчиянц "Организация и технология коммерческой деятельности".
розничный купля продажа стимулирование
ГЛАВА 1 Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли
1.1 Особенности розничной торговли
Реализует товары в небольших количествах конечному покупателю, что является завершающим этапом их движения из сферы производства в сферу потребления;
-нуждается в специальных торговых помещениях, оборудованных и приспособленных для обслуживания покупателей;
-отличается большой территориальной раздробленностью своей сети магазинов, павильонов, палаток, лотков и многообразием форм частного предпринимательства;
-требует большой работы по формированию торгового ассортимента с учетом быстро меняющегося спроса и желаний покупателей.
Розничная торговля в виде торговой сети является важнейшей составной частью материально-технической базы торговли. На ее долю приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста экономической эффективности торговли.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий. Под торговым предприятием понимается имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания торговых услуг (имущественный комплекс включает: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки и др.).
Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям Для покупателей уровень торгового обслуживания определяет имидж предприятия, удобство и минимальные затраты времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели.
1.2 Функции розничной торговли
Удовлетворение потребностей населения в товарах;
-доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
-поддержание баланса между предложением и спросом;
-воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
-совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживании покупателей.
Существуют определенные отличия в содержании коммерческой деятельности розничной торговли и отдельно взятых розничных предприятий. Последние не только в той или иной мере реализуют приведенные выше функции, но и выполняют собственные, присущие им функции, которые можно разделить на две группы:
1)По отношению к поставщикам (производителям, торговым посредникам):
-предоставление информации о структуре и динамике спроса, запросах, неудовлетворенных потребностях;
-обеспечение поставщикам сбыта их товаров;
-реализация мероприятий по продвижению товаров;
-принятие риска в связи с возможными хищениями, порчей, устареванием товара;
-финансирование (покупка на условиях предоплаты.
2)По отношению к конечным покупателям:
-формирование торгового ассортимента, расширение и обновление его с учетом изменения спроса;
-разработка и реализация ценовой политики;
-реализация мероприятий по стимулированию сбыта товаров;
-обеспечение привлекательного дизайна, атмосферы магазина, удобной планировки торговых площадей для осуществления покупок и оказания услуг;
-обслуживание покупателей, предоставление предпродажных и послепродажных услуг;
-предоставление покупателям информации, демонстрация товаров, помощь в выборе нужного товара, консультирование относительно правильного использования товара;
-складирование, хранение, фасовка, упаковка товара;
-обеспечение стабильности торгового ассортимента.
Существует и другой подход к систематизации функций розничных предприятий. При этом выделяют:
1)Торговые функции:
-изучение покупательского спроса на товары;
-формирование и управление торговым ассортиментом;
-управление товарными запасами;
-поиск и выбор поставщиков, организация заказа и завоза товаров;
-планирование объема продаж и закупок товаров;
-организация продвижения товаров;
-продажа товаров, обслуживание покупателей.
2)Технологические функции:
-приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
-организация хранения товаров;
-выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
-своевременная доставка товаров в торговый зал, их выкладка на торговом оборудовании;
-выполнение расчетов с покупателями.
1.3 Задачи розничной торговли
Основная задача торговых предприятий – обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания.
Особенностью розничного предприятия является ограниченная зона притягательности для покупателя.
Для повышения притягательности розничные предприятия разрабатывают маркетинговые мероприятия как самостоятельно, так и с помощью своих поставщиков.
Разработка маркетинговых стратегий розничного предприятия начинается на самой ранней стадии создания предприятия.
С позиций маркетинга при выборе места расположения необходимо оценить престижность района, его социологический портрет, покупательскую способность, а также наличие магазинов-конкурентов.
При оценке потенциальных покупателей необходимо учитывать вероятностный характер посещения ими данного магазина, частоту посещения, средний размер покупки при одном посещении.
Потенциальное число посетителей магазина складывается из жителей, проживающих в данном микрорайоне, пешеходов – жителей других районов, проезжающих мимо автоводителей с пассажирами и людей, специально приезжающих в данный магазин за покупками.
Очень важно, чтобы магазин сформировал в глазах покупателей определенный имидж. Исследования показали, что к наиболее важным показателям имиджа, относятся: соотношение «цена-качество» товарного ассортимента; атмосфера магазина; внешний вид здания магазина, особенно витрин, входной двери; состояние прилегающей территории; внешний вид и поведение продавцов; оформление торговых прилавков, витрин; чистота торгового зала и вспомогательных помещений; отношение к проблемам покупателей. Каждый показатель должен быть конкретизирован в каждом конкретном случае, но следует помнить, что формирование имиджа требует длительного времени, а его разрушение может произойти быстро.
Имидж розничного предприятия должен разрабатываться с учетом основных типов покупателей, которые заметят и оценят осуществляемую имиджевую политику магазина. Предприятия розничной торговли, как правило, проводят маркетинговые исследования собственными силами, ограничиваясь изучением работы ближайших магазинов-конкурентов. Однако для крупных розничных сетей комплексные маркетинговые исследования способствуют формированию стратегий в области продаж на нескольких сегментах рынка. В этом случае расходы на исследования окупаются за счет реализации маркетинговых программ освоения рынка. Важным направлением маркетинговых исследований в розничной торговли являются изучение поведения покупателей: изучение степени удовлетворенности покупателей; поведение покупателя в торговом зале; изучение мнения покупателя о конкретном товаре, уровне обслуживания, атмосфере магазина, часах работы магазина и т.д.; определение доли постоянных покупателей.
Маркетинг закупок магазина отличается от закупок, которые производят оптовые компании, большими возможностями выбора за счет широкого спектра предложения как самих производителей, так и многочисленных крупных и мелких оптовиков. Политика закупок магазина ориентируется, с одной стороны, на конкурентный покупательский спрос, а с другой стороны, на возможность получения необходимой доли прибыли с данного товара. Приведем некоторые примеры реализации маркетинговых решений в сфере закупок: ориентация на отечественных местных производителей; ориентация на импортеров; ориентация на товары с низкими ценами; ориентация на закупку малых партий; ориентация на ассортиментную закупку; ориентация на закупку известных торговых марок.
С других маркетинговых позиций ассортимент формируется из товаров, дополняющих основные товары, фирменных товаров (обязательно присутствие марок – «флагов»), сопутствующих товаров, товарных комплексов. В целом, товарный ассортимент должен быть гармоничным – удобным для покупателей и экономически оправданным для магазина. Важной задачей является упорядочение ассортимента. Для этого применяют разные методы, например, АВС-анализ.
Ценообразование в розничном предприятии базируется на двух основных методах: а) с ориентацией на издержки; б) с ориентацией на рынок.
Обозначение цены на конкретный товар учитывает все многообразие маркетинговых факторов и стратегий предприятия. Специфика розничной торговли состоит в том, что покупатель в большинстве случаев делает покупку в ассортименте. Поэтому, ценовая политика учитывает это обстоятельство, например, назначая низкие цены на одни товары и рассчитывая, что одновременно будут куплены другие товары по достаточно высоким ценам. Для улучшения зрительного восприятия цены используется ее юстировка (например, назначение цены 499 вместо 500).
В отношении коммуникативной политики розничные предприятия реализуют свои программы в зависимости от размера товарооборота. Магазины с малым товарооборотом не могут позволить себе большие расходы на рекламу и стимулирование. Основным фактором коммуникации являются личные контакты продавцов с покупателями. Крупные розничные предприятия и их сети проводят в полном объеме мероприятия коммуникативного маркетинга.
Основная задача в розничной торговле – это заманить покупателя в магазин. Учитывая, что рядом существует большое количество конкурентов, торгующих примерно таким же ассортиментом, очень важно, чтобы покупатель зашел именно в ваш магазин. При выборе магазина покупатель в первую очередь обращает внимание на привлекательность фасада, наружной рекламы. Исследования показывают, что в случае если вывеска выполнена оригинально, красиво и аккуратно, 75% проходящих мимо людей заходят в магазин. Конечно, если речь идет об оформлении вывески магазина «Продукты», не стоит переусердствовать и оформлять вход в стиле ночного клуба с обилием неона и глобальной светодинамики. «Одежда» магазина должна соответствовать его профилю. Кстати, кроме оформительских приемов в вывеске и фасаде здания можно применять звуковые эффекты для привлечения прохожих, разместить скрытые динамики у входа, откуда доносятся слова, зазывающие посетить данный магазин.