Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
местного самоуправления на основе сложившейся местных Советов. что в принятом 6 июля 1991 г. РСФСР «О местном в РСФСР» местные назывались представительными власти – без слова На смену исполнительным пришли местные Однако, сохранялось подчинение местных включая право Советов на отмену нижестоящих.[5]
Вместе с согласно Закону года органы самоуправления наделялись которая могла изменена исключительно Республики получили принятия своих о местном самоуправлении, а и районные Советы –
В развитии Закона года в процессе местного самоуправления роль сыграли Президента РФ 1993 г.:
- «О поэтапной реформе в РФ» от 21 сентября года № 1400;
- «О представительных органов и органов местного в РФ» от 9 октября 1993 № 1617;
- «О реформе самоуправления в РФ» от 26 октября года « 1760.
в системе органов самоуправления появился элемент – местная Именно эта новелла монополию местного как основного органа самоуправления. Совет как орган, внешне ведущее положение, в это же теряет в пользу многие свои Администрация, чья деятельность на принципе единоначалия, существенные исполнительно-распорядительные Закон ввел главы местной который, получая от населения непосредственно, приобретал статус должностного лица самоуправления. Таким была заложена основа конфликтного в системе отношений: – местная администрация, Совета – глава Система взаимных и противовесов в отношениях Советами и администрацией, Законом, не создавала для обеспечения постоянного за деятельностью администрации. усиление административного местного самоуправления, всего как элемента К тому же в дальнейшем на решений Съезда депутатов РСФСР 1991 г.) сроки проведения глав местных были отложены до 1 1992 г., а указом Президента введен императивный назначения их на должности: сам назначал и смещал областных и краевых назначение и смещение местных администраций главой вышестоящей с согласия местного .[6]
Аналитики отмечали: образом, стала жесткая вертикаль власти, звенья – главы администраций – полностью зависят от кто их назначает и смещает, от вышестоящего руководства. статус местных и их глав был выведен за целого ряда Закона РСФСР 1991 г., всего, в части и ответственности местной и ее главы перед и населением». По своему и фактическому статусу местной администрации прежде всего, государства на территории Совета, нежели местного самоуправления. законом правовой сдержек и противовесов системы местной был существенно нарушен».
значение первого Закона о местном обычно его в целом роль в становлении самоуправления связывают с что «Закон четко, перечнем установил осуществления местного закрепив поселенческо-территориальный, в том двухуровневый, принцип местного самоуправления. установил единую для России модель органов местного выборность как местных так и глав местных установил внутренние взаимоответственности и контроля за органов местного в том числе и со стороны освободил местные от исполнения несвойственных им функций. Закон развитие институтов самоуправления, в том числе и самоуправления в городах и .[7]
Немаловажной проблемой то, что местное самоуправление не должной материально-финансовой Децентрализация собственности, на основании постановления Совета РСФСР от 27 1991 г. «О разграничении государственной в Российской Федерации на собственность, государственную республик в составе Федерации, краев, автономной области, округов, городов и Санкт-Петербурга и муниципальную не предусматривала и фактически возможности передачи в собственность муниципальных на уровне городов подчинения (т.е. входивших в состав районов), районов в сельсоветов и поселков.[8]
При реформе 21 апреля 1992 г. уже официальное исключение местного самоуправления из органов государственной При этой реформе отражена федеративная Российской Федерации, РФ были названы края, области, федерального значения, область, автономные Соответственно органы субъектов, которые для уровней, кроме ранее считались органами государственной теперь стали органами государственной субъектов РФ. В свою в Конституции РФ нашло что местными Советами районные, городские, в городах, поселковые и Советы, они входят в местного самоуправления. образом, на конституционном было оформлено разделение государственной и местного самоуправления в Федерации.
Внутри местного самоуправления шло не очень гладко. участия населения в местного самоуправления не но это не было главной Более существенно то, что не взаимопонимания представительные местного самоуправления и администраций. К тому же на верхних этажах – между Съездом депутатов, Верховным РФ и Президентом РФ – сказывалась и на местного самоуправления. не без оснований, свою в органах исполнительной в местных администрациях, РФ укреплял исполнительную частью которой и местные администрации.
В событиях осени 1993 г. РФ своими указами деятельность Съезда депутатов и Верховного РФ, а затем и многих органов власти РФ (остальные самораспустились или распущены главами субъектов). Указами РФ от 9 октября и 26 октября 1993 г. прекращена также районных, городских, и сельских Советов, их стали выполнять местные администрации. указы нанесли ощутимый удар по демократически избранным органам местного Новые представительные следовало избрать в полтора-два года, это растянулось на более сроки.[9]
Указом от 26 октября 1993 г. утверждено об основах организации самоуправления в Российской на период поэтапной реформы. В нем были следующие контуры местного самоуправления: в и сельских поселениях с до 5000 человек – сходы граждан и глава местного с населением до 50 000 – выборное представителей и выборный местного самоуправления администрации); свыше 50 000 – собрание представителей и сверху либо населением глава самоуправления; в сельских – глава местного (глава администрации), без на то, избирается он или назначается, быть образован местного самоуправления, из представителей органов самоуправления входящих в поселений; на территориях – глава местного (глава администрации), без указания на то, избирается он или может быть орган местного формируемый из представителей местного самоуправления поселений.
Принятие РФ 12 декабря 1993 стало отправной в формировании демократической организации местного в России.
Конституция РФ года закрепила ряд принципов организации самоуправления:
право на местное самоуправление;
в решении вопросов значения;
обособленность местного самоуправления от государственной власти;
совместного ведения и ее субъектов по вопросу общих принципов местного самоуправления.
Конституции РФ 1993 устанавливающей концептуально подходы к организации власти и местного потребовало принятие закона о местном
Конституционные положения отражение в Федеральном от 28 августа 1995 г. «Об общих организации местного в Российской Федерации».
В в 1995 году был Федеральный закон «Об принципах организации самоуправления в РФ».
В Конституции РФ он дает участия в местном населению, т.е. лицам, проживающим на территории. Закон территориальные основы самоуправления, предусмотрев его в городских и сельских – муниципальных образованиях. из конституционного принципа ведения федерации и ее по вопросу установления принципов организации самоуправления, законы о самоуправлении со временем приняты во всех РФ. Они отражали особенности, в очередь, территориальной местного самоуправления региона России. В решениях получился разнобой, когда и один, и два уровня единиц.
Федеральный 28 августа 1995 являясь результатом компромисса, имел недостатки, основными
нечеткость в определении муниципальных образований;
механизмов взаимодействия государственной власти и самоуправления;
несоответствие ресурсов муниципалитетов исполняемым полномочиям.
В большинство проблем следствием, прежде опережающего характера местного самоуправления, самоуправленческие институты не в результате органического «снизу», а по инициативе
Задача разрешения проблем была перед Комиссией, образованной Президентом РФ. В работы Комиссии четкого установления для местного самоуправления, «нефинансируемых мандатов» и передачи на местный финансовых средств, для исполнения полномочий, дополнены фундаментальным о введении единой территориальной организации самоуправления во всех РФ.
По итогам работы была разработана редакция Федерального «Об общих принципах местного самоуправления в Принятие этого в октябре 2003 стало отправной очередного этапа местного самоуправления1.
как известно, закон вопреки юридической и противоречил большинству федеральных законов. того, он не учел сложившейся территориальной местного самоуправления в федерации, установив жесткие требования для а также практически субъекты федерации самостоятельного регулирования местного самоуправления в Такие обстоятельства серьезной помехой в его
Нельзя не отметить и внутренних противоречий в его несогласованность с некоторыми федеральными законами. с момента принятия закона 6 октября года № 131-ФЗ и до дня в закон уже внесено 90 изменений и дополнений Приложение 2). Такие являются неоспоримым крайне слабой подготовки к проводимой стремлением с завтрашнего дня субъекты федерации по новым правилам. поэтапного проведения местного самоуправления, поддерживаемая регионами, к поправкам в базовый закон, наделившим федерации правом определять порядок вопросов местного на переходный период. даже те регионы, воспользовавшись предоставленным пошли по пути введении закона, с непростыми взаимоотношениями власти районного и уровней, их неумением, а и нежеланием в силу причин вести диалог на местном Как правило, решение проблем является компромисса в рамках согласительных процедур.
образом, подытоживая следует выделять этапа реформы самоуправления в современной . Ниже в табличной представлены соответствующие а также документы и составляющие их содержание.[10]
Основные даты |
акт |
|
I этап |
9 апреля 1990 г. |
СССР «Об общих местного самоуправления и хозяйства в СССР». |
6 1991 г. |
Закон РСФСР «О самоуправлении в РСФСР». |
|
II |
29 октября 1993 г. |
Указ Российской Федерации от 26 1993 г. № 1760 «О реформе самоуправления в Российской |
1 ноября 1993 г. |
Указ Российской Федерации от 29 1993 г. № 1797 «Об утверждении положений о выборах в местного самоуправления» |
|
12 1993 г. |
Принятие Конституции Федерации и вступление ее в силу |
|
III этап |
28 1995 г. |
Федеральный закон от 28 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих организации местного в Российской Федерации» |
период |
6 октября 2003 г. |
опубликован Федеральный от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об принципах организации самоуправления в Российской |
1 января 2006 г. |
Завершена стадия введения в Федерального закона № (его введение во образованных муниципальных было отнесено к субъектов Российской |
|
IV этап |
1 января 2009 г. |
в силу Федеральный № 131-ФЗ, за исключением п. 8 ч. 1 ст. 15, п. 9 ч. 1 ст. 161, 3 ч. 32 и п. 4 ч. 83 ст. 85 |
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Очередной, этап реформы самоуправления в Российской – одно из проявлений в настоящее время реформирования российской Параллельно реформе самоуправления идут реформа, налоговая реформа межбюджетных судебная реформа, избирательного права, реформа, реформа социального обеспечения, территориального устройства и др.
период реформы самоуправления проводится в с Федеральным законом № Данный закон однако работа над его постоянно продолжается. этап проведения уникален по времени его закон вступил в с 1 января 2009 г., но введение его положений отсрочено, а для норм сроки в силу пока невозможно.
Переходный реформы местного в современной России новыми подходами в практически всех организации местного Назовем основные
1. Изменены территориальные местного самоуправления.
В с положениями Конституции РФ, из которой вытекает, что самоуправление выступает из основ конституционного в Российской Федерации, власть сформирована на территории страны, в том в Республике Ингушетия и Республике1. В результате реформы местного количество муниципальных увеличилось более чем в два – с 11 560 до 24 510. Заметим, что в Российской Федерации аспект реформы по-разному: в одних численности муниципальных не произошло, в других уровень публичной образован почти «с [11]
Введен поселенческий территориальной организации самоуправления, для чего муниципальные образования уровней – поселения2 и районы. Местное имеет цель обеспечения жизнедеятельности населения», связано с проживания людей, различны особенности его в населенных пунктах и на территории.
Предусмотрено наличие муниципальных особого вида – округов1. В соответствии с ч. 2 ст. 11 закона № 131-ФЗ городского поселения городского округа законом субъекта РФ при нескольких условий:
1) в поселении сложилась транспортная и иная необходимая для самостоятельного органами местного городского поселения местного значения округа и осуществления в установленном порядке государственных полномочий;
2) в (прилегающих) муниципальном (муниципальных районах) социальная, транспортная и инфраструктура, необходимая для решения органами самоуправления вопросов значения муниципального и осуществления переданных в порядке отдельных полномочий;