Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические основы государственного управления инновационными процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Широкое распространение и активное использование инноваций для России, как одного из основных игроков на мировом рынке, в условиях глобальной конкуренции является одним из ведущих факторов экономического развития страны и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В России в последние годы все чаще в научных и политических кругах обсуждается проблема изменения направления экономического развития страны с сырьевой политики, которая во многом зависима от конъюнктуры мирового сырьевого рынка, в сторону развития инновационной политики, что говорит об актуальности вопроса организации инновационной деятельности для России на современном этапе. Данный вопрос считается ведущим предметом государственной программы «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Целью данного исследования является исследование государственной инновационной политики России.

Объектом исследования является развитие инновационных процессов в России.

Предметом исследования является государственное управление инновационным развитием.

Задачи исследования:

- определение роли государственного управления в реализации инвестиционной политики;

- изучение особенности реализации государственной инновационной политики: национальная инновационная система;

- ознакомление с инновационной политикой России;

- анализ перспектив развития государственной политики России.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов в области инновационного менеджмента и государственного управления.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение, систематизация и другие методы.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы государственного управления инновационными процессами


1.1. Роль государственного управления в реализации инвестиционной политики

Стоит отметить, что понятие государственного управления в научной литературе принято рассматривать в широком и узком смысле.

Государственное управление (в широком смысле) – это процесс, связанный с регулированием государственных дел, реализуемый органами власти, которые уполномочены на это законом.

Государственное управление (в узком смысле) – это деятельность, осуществляемая определенной группой органов (субъектов и должностных лиц), которая характеризуется в качестве организующей, подзаконной и юридически властной [7, с. 60].

Во втором понятии речь идет о такой деятельности, которая связана с практическим исполнением различных задач и функций государства в процессе руководства административной, политической, культурной, социальной и экономической сферой. Государственное управление выступает конкретным и самостоятельным видом деятельности, который имеет свою собственную специфику (функциональную и компетентную), что позволяет отличать его от других реализационных форм власти.

Вместе с тем, наиболее объективным представляется иной подход, согласно которому понятие государственного управления трактуется следующим образом – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства через систему государственных органов и их должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Характеризуя государственное управление, стоит подчеркнуть, что существует такое понятие, как «отрасль государственного управления», которое означает отдельную сферу общественных отношений, объединенных общим объектом правового регулирования, например, транспортная сфера, промышленность, лесное хозяйство, строительство и т.д.

Таким образом, государственное управление призвано охватить все стороны жизни общества, которые имеют значение для развития государства.

Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций. Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на деятельность объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования:

1. Управление государственно-политическое. Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях:


- федеральном,

- уровне субъектов России и

- уровне местного самоуправления [8 с. 62].

При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.

2. Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.

3. Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.

Цели государственного управления – это некий результат, который стремится достичь субъект государственного управления посредством управленческой деятельности, связанный с удовлетворением интересов и потребностей общества. Определение целей государственного управления происходит путем принятия во внимание их реалистичность и решаемость, а также последовательность их достижения. Таким образом, чтобы государственное управление могло поставить перед собой новую цель, оно, прежде всего, должно достичь ранее поставленные цели [13 с. 56].

Самой главной целью государственного управления является стратегическая цель, закрепленная законодательно в Конституции России. Так, п.1 ст.7 основного закона страны предусмотрел в качестве таковой создание оптимальных условий, которые должны обеспечить человеку свободное развитие и достойную жизнь. Для того чтобы государственному управлению удалось достичь поставленных целей, оно должно принять на себя полномочия по управлению объектами экономики, которые относятся к собственности государства, учитывая при этом приватизацию, продажу и приобретение этих объектов, предоставление их в аренду и т.п. Кроме того, важным этапом к достижению целей государственного управления является формирование и расходование бюджета государства и отдельных регионов, финансирование ресурсов, а также функции, связанные с социальным управлением и другие.


Государственное управление для достижении своих целей, имеющих государственную важность, использует достаточно широкий круг различных задач, которые выполняются в зависимости от важности регулируемой области общественных отношений и цели, которую необходимо достичь.

Задачи государственного управления – это круг вопросов, которые решаются посредством выполнения органами государственного управления соответствующих функций, и служат основанием для достижения поставленных целей.

Стоит отметить тот факт, что категории «цель», «задачи» и «функции» тесно связаны между собой. Кроме того, «задачи» и «функции» государственного управления зачастую отождествляют, отмечая, что их содержание одинаково. Такая позиция не является верной, поскольку задачи представляют собой некие ориентиры, не связанные с прямыми действиями, тогда как функции – это направления непосредственной деятельности органов власти, основанные на поставленных задачах [17 с. 33].

Как уже было отмечено ранее, задачи государственного управления определяются на основе целей, стоящих перед ним. Так, предлагается в качестве основных задач государственного управления рассматривать следующие:

- обеспечение благосостояния граждан;

- обеспечение общественной безопасности и правопорядка;

- регулирование социальной, экономической и других сфер жизни общества;

- регулирование налогообложения;

- создание потенциального кадрового обеспечения управления.

1. Обеспечение благосостояния граждан. Данная задача является приоритетной для государственного управления, так как она закреплена в Конституции России. При этом речь идет не только об обеспечении, но и о поддержании благосостояния, гарантировании прав и свобод, а также об удовлетворении интересов и потребностей социума. Указанная задача рассматривает управление в качестве «обеспечительного», «положительного», «созидающего» органа. Государство управляет различными публичными организациями, играющими в общественной жизни немалую социальную и культурную роль, а также выполняющими полезные для общества функции, например, здравоохранение, социальная помощь и т.п. Организации, которыми управляет государство, воспитывают и обучают людей, удовлетворяют их интересы, повышают благосостояние, что говорит о высокой важности данной задачи.

2. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Одной из наиболее важных задач государственного управления является задача, направленная на то, чтобы обеспечить защиту, как самих граждан, так и государство в целом, от различных угроз и опасностей. Для реализации этой задачи используются всевозможные способы, например, борьба с терроризмом, наведениями, эпидемиями, беспорядками и т.п. Можно выделить множество направлений такой защиты, осуществляемой органами государственного управления, которые для этого наделяются определенными полномочиями.


3. Регулирование социальной, экономической и других сфер жизни общества. Данная задача призвана регулировать те процессы, которые происходят в разных областях человеческой жизни. При этом речь идет, в том числе, и о культурной жизни населения страны.

4. Регулирование налогообложения. Эта задача государственного управления сводится к созданию и обеспечению эффективности работы всей системы налогов и сборов. Можно отметить, что данная задача является особой, так как именно от того, насколько качественно будет действовать механизм налогообложения, зависит благосостояние общества в целом.

5. Создание потенциального кадрового обеспечения управления. Еще одна задача, которая не уступает по своей важности остальным, так как именно наличие хорошего персонала государственных служащих позволяет эффективно осуществлять управление государством.

Государственное управление осуществляется путем выполнения государственными органами функций в различных сферах: законодательной, исполнительной и судебной. Так, именно через определение функций государственного управления познается сущность того или иного государства, так как без взаимодействия с обществом деятельность любой страны теряет свой смысл [13 с. 60].

Функции государственного управления – это основные направления деятельности органов государственной власти, призванные обеспечить нормальное функционирование сфер жизни общества и государства. Функции государственного управления отличаются своей многогранностью и в некоторой степени являются зависимыми от определенной цели, поставленной в соответствующей сфере государственного управления [17 с. 40].

Весь перечень функций государственного управления достаточно широк, что позволяет в контексте данной статьи осветить лишь часть таких функций, являющихся основными. Так, к основным функциям государственного управления относятся:

- информационное обеспечение, которое заключается в том, что для осуществления государственными органами управления производится сбор, обработка, анализ необходимой информации;

- моделирование и прогнозирование, состоящее в предвидении новых тенденций развития государственного управления, используя при этом профессиональный опыт и практику управления, позволяющем определить те или иные последствия процессов, происходящих в социуме, а также будущее страны в целом;

- планирование служит определению необходимых направлений, темпов для развития определенных процессов государственного управления, реализации экономических, военных, социальных, культурных и других функций;