Файл: Особенности семейного воспитания ( Социальная природа семьи).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.2. Понятие и характеристика стилей семейного воспитания
1.3. Характеристика основных задач и принципов семейного воспитания
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Диагностика особенностей семейного воспитания
2.2. Разработка проекта, направленного на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми
Неблагополучные и неполные семьи, а также благополучные лишь формально, чаще всего испытывают проблемы семейного воспитания, выражающиеся в отсутствии атмосферы любви и взаимопонимания. В таких условиях родители не стремятся понимать ребенка, видеть в нем личность, признавать его право на собственное мнение. В таких семьях дети вырастают с заниженной самооценкой, теряют инициативность, боятся высказывать свои желания и проявлять чувства [34, c.80].
На принципы воспитания в семье часто влияют традиционные для той или иной культуры или религии подходы, независимо от того, насколько они эффективны и полезны в конкретном случае. Но именно они часто определяют методы, в то время как современное воспитание предполагает использование не только опыта предыдущих поколений, но и научных разработок в области психологии и педагогики. Абсолютное незнание педагогических азов приводит к серьезным ошибкам и просчетам в воспитании личности ребенка.
Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику. Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении.
Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Ребенок не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно, и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.
Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.
Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.
Так, главное содержание семейного воспитания – сила любви родителей. Они должны прощать и поддерживать ребенка в любой ситуации, быть лояльными к его ошибкам и неудачам.
К принципам воспитания в семье относится (см. Приложение Б) [32, c.170].
Такими образом следует отметить, что главное содержание принципов семейного воспитания – первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.
Вывод по Главе 1:
Таким образом, семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье по социализации ребенка. Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ребенку безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном и профессиональном пути.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Диагностика особенностей семейного воспитания
Цель опытно-экспериментальной работы – выявить особенности взаимоотношений родителей и детей.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику взаимоотношений родителей и детей.
3. Разработать проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.
4. Проанализировать результаты исследования.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ГБОУ школа № 179 г. Москва. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-а класса и 10 родителей.
Методики исследования:
1. »Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) (см. Приложение В).
Цель: выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (см. Приложение Г).
Цель: выявить родительское отношение по вопросам воспитания детей и общения с ними.
В соответствии с поставленными задачами, было спланировано исследование, которое включало в себя следующие этапы:
1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена диагностика особенностей взаимоотношений родителей и детей. Перед началом диагностики испытуемые были ознакомлены со стимульным материалом настоящего исследования, им были разъяснены инструкции к диагностическим инструментам.
2 этап - формирующий. На данном этапе был разработан и проведен проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.
3 этап – контрольный. На данном этапе была проведена повторная диагностика взаимоотношений родителей и детей, а также приведен анализ результатов исследования.
Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) констатирующий этап
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Уровень |
---|---|---|
1 |
Кирилл Т. |
Средний |
2 |
Надя С. |
Средний |
3 |
Даша Н. |
Низкий |
4 |
Марина К. |
Высокий |
5 |
Игорь Б. |
Низкий |
6 |
Вадим Б. |
Средний |
7 |
Никита Т. |
Средний |
8 |
Валя П. |
Низкий |
9 |
Сережа Ч. |
Низкий |
10 |
Ира С. |
Средний |
Исходя из Таблицы 2.1 следует отметить, что высокий уровень сформированности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье был выявлен у одного (10%) младшего школьника. Средний уровень был выявлен у 5 (50%) детей. У этих детей в основном уважительное отношение и чувство принадлежности к семье сформированы, но не в полном объеме. Низкий уровень был выявлен у 4 (40%) младших школьников. В данном случае были выявлены проблемы в воспитании детей (см. Рисунок 2.1).
Рис. 2.1. Результаты по методике «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров) констатирующий этап
Далее необходимо представить результаты исследования по тесту родительского отношения к детям (А.Я. Варга и В.В. Столин) (см. Таблицу 2.2).
Таблица 2.2 - Уровень родительских отношений (констатирующий этап)
№ семьи |
Имя Ф. |
Тип семейного воспитания |
1 |
Кирилл Т. |
симбиоз, принятие-отвержение |
2 |
Надя С. |
кооперация, принятие-отвержение |
3 |
Даша Н. |
контроль, принятие-отвержение |
4 |
Марина К. |
кооперация |
5 |
Игорь Б. |
принятие-отвержение, симбиоз |
6 |
Вадим Б. |
симбиоз, кооперация |
7 |
Никита Т. |
принятие-отвержение |
8 |
Валя П. |
кооперация |
9 |
Сережа Ч. |
симбиоз, кооперация |
10 |
Ира С. |
маленький неудачник, симбиоз |
Преобладающие типы родительского воспитания в семьях обследуемых детей приведены в Таблице 2.3 и на Рисунке 2.2.
Таблица 2.3 - Преобладающие типы родительского воспитания (констатирующий этап)
Типы воспитания |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
Принятие-отвержение |
Маленький неудачник |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Кол-во человек |
3 |
30,0 |
3 |
30,0 |
1 |
10,0 |
2 |
20,0 |
1 |
10,0 |
Рис. 2.2. Преобладающие типы родительского воспитания (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин) (констатирующий этап)
Исходя, из результатов данной методики следует отметить, чтооптимальные родительские отношения были выявлены в 3 (30%) семьях; нейтральный уровень был выявлен у 5 (50%) семей; родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 2 (20%) семьях
Исходя,ܖ изܖ результатов,ܖ даннойܖ методикиܖ следуетܖ отметить,ܖ чтоܖ оптимальныеܖ родительскиеܖ отношенияܖ наблюдаютсяܖ вܖ 3ܖ семьяхܖ (30%);ܖ кܖ нейтральномуܖ уровнюܖ отнесеныܖ -ܖ 5ܖ семейܖ (50%);ܖ родительскиеܖ отношения,ܖ которыеܖ носятܖ отрицательныйܖ характер,ܖ проявляютсяܖ вܖ 2ܖ семьяхܖ (20%).
Коопирация является преобладающим типом восптания, «симбиоз» является самым благоприятным типом в семье.
Однако, настораживает, что достаточно большое количество родителей определили свой стиль воспитания как «принятие-отвержение», т.е., с одной стороны, родители любят своего ребенка, а, с другой стороны, он раздражает их своим поведением. Это говорит о том, что многие семьи используют неэффективные отношения с ребенком, что приводит к появлению у детей тревожности.
Результаты данного теста представлены на Рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Уровень родительских отношений (по методике А.Я. Варга и В.В. Столин) (констатирующий этап)
Суммируя полученные результаты проведенного исследования, было выявлено, что преобладает нейтральный (средний) уровень детско-родительских отношений, который характеризуется недостаточными взаимоотношения родителей с детьми.
Родители видят своего ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, стремятся удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
Также есть семьи с высоким уровнем, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Однако встречаются и такие семьи, где ребенок не удовлетворен своим семейным положением и испытывает постоянную повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Таким образом, исходя из полученных результатов исследования необходимо разработать проект направленный на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми.
2.2. Разработка проекта, направленного на улучшение взаимоотношений между родителям и детьми
Проблемы отношений в семье между родителями и детьми накладывают большой отпечаток на развитие личности ребенка. Социально-психологическая депривация, отсутствие необходимого медицинского контроля, плохие, а часто и нечеловеческие условия жизни детей в неблагополучных семьях вызывают у них негативные психические, социальные и физические изменения, приводящие в дальнейшем к тяжелым последствиям.
Условия семейного воспитания в семьях различны. С точки зрения психологического климата семьи могут быть более и менее благополучными и иметь различный педагогический потенциал. Помогать детям из менее благополучных семей в личностном росте и воспитании можно используя педагогический потенциал благополучных семей, через погружение в их позитивный жизненный опыт.
В целях профилактики отрицательного воздействия неблагополучных семей на воспитание детей возникла необходимость создания проекта по гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Цель проекта: гармонизация детско-родительских отношений, профилактика и коррекция неблагополучных отношений.
Задачи проекта:
- Способствовать установлению эмоционально-доверительных отношений в семье.
- Формирование демократического стиля воспитания.
- Развитие коммуникативных навыков всех членов семьи.
Субъект: социальный педагог, педагог-психолог.
Объект: школьники и их родители.