Файл: Понятие и классификация функций государства. (Понятие и признаки государства).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Существует и иная классификация методов осуществления функций государства. Можно выделить:
- централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.
- децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.
- рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.
- поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов[24] .
Заключение
Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Цель работы достигнута настолько, на сколько позволяли это сделать перечисленные библиографические источники. Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, я постаралась хотя бы кратко, но упомянуть о них в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:
Функции государства представляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.3. Функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства.
Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.
Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
К внешним функциям относят функцию обороны страны, функцию обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.
В последнее время можно говорить о миграционной, информационной функциях, которые обладают всеми признаками функций государства.
Для последних десятилетий характерны глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космическая, экологическая и др.), затрагивающих всю цивилизацию.
Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.
Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, посредством которых государственные органы реализуют функции государства.
Главной целью государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно работать все механизмы и направления деятельности по обеспечению устойчивого развития в виде экономической, социальной и экологической политики.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г., № 195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».
- Демичев Д.А. Функция преодоления последствий чернобыльской катастрофы в системе функций государства // Правоведение, 1996. - № 3.
- Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.
- Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993 - № 6. – с. 98 - 110.
- Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 379 с.
- СПС «Консультант Плюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3.
- СПС «Консультант Плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5.
- СПС «Консультант Плюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3.
- СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3.
- Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с.
- Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – 384 с.
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
- Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – 222 с.
-
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.149-150. ↑
-
Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – с.32. ↑
-
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.152. ↑
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.65-66. ↑
-
Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.67. ↑
-
СПС «Консультант Плюс» Хачиров Р.Б Административные суды как атрибут социальной функции государства: к постановке проблемы // Администратор суда, 2007. - № 3. ↑
-
СПС «Консультант Плюс» Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007. - № 3. ↑
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.69. ↑
-
СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3. ↑
-
СПС «Консультант Плюс» Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2008, - № 3 ↑
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.67. ↑
-
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.154. ↑
-
Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.68. ↑
-
СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5. ↑
-
СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5. ↑
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.71. ↑
-
Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.69. ↑
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – с.72. ↑
-
СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5. ↑
-
Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. – М.: Норма, 2008. – с.70. ↑
-
Перечень законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды см.: Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М., 1998. С. 652 - 664. ↑
-
Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000 г. N 867 // Российская газета. 2000. 20 мая. ↑
-
Теория государства и права: учебное наглядное пособие. – Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. – с.36 ↑
-
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.156, 268. ↑