Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
2. Нотариальная форма защиты и охраны права
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
Содержание:
Введение
Нотариальная деятельность является одним из основных регуляторов гражданского общества. Нотариус является адвокатом, специально уполномоченным выполнять нотариальные действия, в том числе доказательством точности копий документов и их выписок, свидетельством подлинности подписей, доказательством верности перевода документов язык другому, а также другие различные действия в зависимости от страны.
Качество работы нотариальных органов зависит от нормального функционирования гражданского движения, эффективности защиты прав собственности и законных интересов граждан и юридических лиц. В настоящее время нотариус является предметом особого внимания. В последние десятилетия статус, функции и порядок деятельности нотариусов резко изменились.
С одной стороны, юридическая деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательную силу и общественное признание нотариальных действий и предопределяет публичный особый статус нотариусов.
С другой стороны, нотариус все больше и больше позиционируется как сообщество частных практиков свободной профессии, пользуется гражданской автономией, высокой степенью автономии с ограниченным административным контролем профессии.
Государство, которое активно предоставляет гражданам и организациям необходимые юридические услуги по разумной цене. Однако положение законодательства о нотариусах и нотариальных действиях во многом не соответствует тенденциям, которые характеризуют современное общество. Сосуществование нотариальных контор и нотариусов в частной практике, неопределенность в разделении полномочий между палатами нотариусов и судебными органами, неопределенное определение законодательной компетенции Российской Федерации и ее регулирование организации нотариальной системы и гражданина - неисчерпывающий перечень конституционно-правовых проблем современной России, тонны научно-практического разрешения.
Все это создает проблемы при осуществлении нотариальной защиты и прав граждан и является реальной темой исследования.
Объект работы –
Предмет –
Задачи:
1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота и гражданского общества, необходимостью содействия его субъектам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. История нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательству устному пришло на смену доказательство письменное. Одна из книг по истории французского нотариата A. Moreau так и называется «Les metamorphoses du scribe» - «Метаморфозы писаря», что достаточно удачно отражает исторический путь развития данной юридической профессии.
Наиболее афористская потребность в юридических процедурах, разработанных в сфере гражданского движения, была выражена Гегелем, который писал: «Имущество основано на контракте и на формальностях, которые делают его законным и основанным на доказательствах». Нотариус гражданского общества обеспечивает защиту частной собственности и бесспорных имущественных прав, защиту прав всех участников гражданского движения. На протяжении всей истории государственного и правового развития нотариусы были неотъемлемой частью правовой системы всех стран, поскольку их функции объективно необходимы и необходимы обществу, особенно в обществе с экономикой. развитых и с гражданским оборотом.
«Второе рождение» российского нотариуса в 1993 году связано с экономическими реформами, приватизационными процессами и изменениями в отношениях собственности в России. Эти изменения потребовали адекватных правовых средств для защиты участников гражданского движения, включая создание нотариальной системы. Долгое время нотариусы, расположенные на «периферии» закона и практики права, занимали видное место в российской правовой системе. Как президент Федеральной палаты нотариусов России, Е.Н. Клячин, первые результаты работы нобеллеров небери подтвердили точность выбора, сделанного в 1993 году.
В российской правовой системе появилась новая сложная отрасль права - нотариальное право, объединяющее систему норм, регулирующих нотариальную процедуру, и отношения нотариуса с участниками нотариальной процедуры.
Уникальность Института нотариусов (то есть латинских нотариусов), его полезность, а также его экономическая эффективность для общества заключается в том, что нотариусы сами по себе свежие, обязанности правоохранительных органов, законность и легитимность судебных действий участников гражданской стороны государства. Кроме того, современный российский нотариус позволяет государству успешно внедрять не только правоохранительные функции, но и налоговые и юрисдикционные функции. На данный момент важно обратить внимание на эти существенные характеристики нотариусов, в то время как у государства большие трудности для финансирования репрессивных и судебных систем России.
Согласно ст. 1 Основного закона Российской Федерации о нотариусах, нотариусы в России призваны гарантировать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в соответствии с Конституцией России, конституциями республик в России, к настоящим основополагающим принципам путем нотариальных действий от имени Российской Федерации законодательными актами. В этом случае нотариальные действия в Российской Федерации осуществляются в соответствии с основными принципами нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе или практикующими частную практику.
Реестр нотариусов и нотариусов в частной практике ведется Министерством юстиции Российской Федерации.
Нотариальные действия в России могут выполняться не только нотариусами. В отсутствие нотариуса в населенном пункте нотариальные действия осуществляются представителями органов исполнительной власти, уполномоченных их исполнять. В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 185 раздела V «Право наследования») право выполнять определенные нотариальные действия было признано для должностных лиц местных органов власти и других лиц. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств осуществляются должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченными выполнять эти действия.
Чтобы понять современную систему нотариусов как часть российской правовой системы, важно отметить, что нотариальная деятельность не является бизнесом и не преследует цели получения прибыли. Эта характеристика пронизывает содержание нотариального законодательства, определяя ряд существенных особенностей нотариальной деятельности. Например, нотариус и лицо, временно замещающее его, не вправе одновременно выполнять свои обязанности: нотариальные действия, совершаемые в этой функции нотариуса, выполняются либо самим нотариусом, либо нотариусом который имеет право временно использовать их14. Кроме того, отношения между нотариусом и лицами, которые запросили совершение нотариального акта, основаны на бесконфликтной, но правовой основе.
В нотариальных действиях нотариусы пользуются равными правами и берут на себя те же обязательства, будь то публичные нотариусы или частные фирмы. Документы, выданные нотариусом, имеют одинаковую юридическую силу. Частный нотариус должен быть членом нотариальной палаты.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому в отношении нотариата Министерство юстиции РФ осуществляет следующие полномочия: утверждает формы реестров регистрации нотариальный действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных подписей, осуществляет иные функции по нотариально - правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1315 утверждено Положение о федеральной регистрационной службе, согласно которому в отношении нотариата федеральная регистрационная служба осуществляет следующие полномочия:
выполняет функции правоохранительных органов и надзора и надзора в области адвокации и нотариусов;
осуществлять надзор за областью адвокации и нотариусами;
открывает и удаляет нотариальные конторы в вопросах Российской Федерации;
уполномочивает нотариусов выполнять нотариальные действия от имени Российской Федерации;
организует лицензирование права на нотариальную деятельность;
удостоверяет подпись нотариуса и отпечаток его печати во время легализации документов, представленных физическими или юридическими лицами компетентным органам иностранных государств;
осуществлять в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами предусмотренных задач;
определяет в сотрудничестве с Федеральной палатой нотариуса количество нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок установления и ликвидации функции нотариуса и других полномочий, предусмотренных для основополагающими принципами нотариального права
действует непосредственно и / или через территориальные органы.
Нотариус является частью системы публичного права для оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции России каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно. В отсутствие федеральной системы правовой помощи по гражданским делам нотариус является важной формой реализации по сравнению с нотариальной системой производства. Существует ряд других характеристик нотариальной деятельности, которые будут раскрыты при более детальном изложении материала.
Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда России, например в постановлении от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате. Из сравнительно недавних решений Конституционного Суда приведем определение Конституционного Суда РФ16 от 6 июня 2002 г. №116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, отметим, что нотариальная деятельность направлена на охрану и защиту субъективных прав и заключается в оказании содействия в реализации прав и законных интересов, оформлении в соответствии с требованиями закона прав и сделок, удостоверении фактов и принятии мер по защите нарушенных прав в установленных законом случаях.
1.2 Источники права о нотариате
Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное юридическое значение, поскольку в нотариальной практике выбор стандарта всегда ставит вопросы, которые должны руководствоваться комиссией конкретного нотариального акта. Поскольку сам нотариальный закон, как и нотариальный закон, является сложным, необходимо выделить источники, как организацию нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.
Круг источников нотариального производства описан в ст. 1 и 5 Основных принципов Закона Российской Федерации о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции Российской Федерации 1993 года, принятой после основания. К ним относятся Конституция Российской Федерации, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, основные принципы законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.
Конституция России и федеральные законы
Основной источник любого законодательства - Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).
Федеральные законы как источники нотариального законодательства. Основы законодательства РФ о нотариате были приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. и определили современное лицо российского нотариата. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание. Ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены Законом РФ «О государственной пошлине».