Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.[72];

-с точки зрения приоритетности:

• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;

•желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;

• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время[73];

-направленности:

• на конечный результат, например, выпуск товара или предоставление той или иной услуги;

• осуществление той или иной деятельности, например, улучшение рабочих условий на производстве;

• достижение определенного состояния объекта управления, например, повышение квалификации или приобретение работником новой профессии[74];

-форме выражения:

• выраженные в количественных показателях;

• описанные качественными характеристиками[75];

-с точки зрения особенностей взаимодействия:

• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;

• конкурирующие;

• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;

• антагонистические – цели, которые исключают друг друга;

• идентичные, т. е. совпадающие[76];

-уровню возникновения:

• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации[77].

Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);

• общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации.

Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности;

• специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению[78].


2.3 Этапы и правила построения дерева «целей»

«Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 операций:

• декомпозиции – это операция выделения компонентов[79];

•структуризации – это операция выделения связей между компонентами[80].

Этапы построения дерева целей:

1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину[81].

2. Записываем условия, подцели способствующие осуществлению глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, чтобы осуществить цель номер 1?

2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен[82].

3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения[83];

• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку[84];

• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;


• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели[85].

Модель дерева «целей» может быть наглядно показана на следующих примерах.

Пример 1: Работа по служебным обязанностям

1. Выполнение нормы

Для того, чтобы работа по служебным обязанностям выполнялась качественно и эффективно, необходимо выполнять тот объем работ, который задан режимом предприятия. Для этого необходимо точно знать количество работы в единицу времени, а также уметь планировать работы, ранжировать их по важности и распределять по времени.

2. Выполнение сверхурочной работы

Выполнение сверхурочной работы добавляет ценность к работнику, а также позволяет зарекомендовать его в глазах вышестоящих должностей. Однако при этом необходимо помнить, что первоначально должен выполняться заданный план работ.

3. Творческий подход к работе

Творческий подход, несомненно, покажет профессионализм и интерес к работе, а также с развитием творчества приходит энтузиазм и повышается работоспособность[86].

Пример 2: Выступления и доклады на конференциях

1. Выбор проблемы

Проблема подготавливаемого доклада должна касаться деятельности предприятия, а сам доклад должен предлагать методы решения поставленной проблемы.

2. Подготовка доклада

Подготовка доклада включает в себя поиск и анализ информации, переработку, анализ решения проблемы, предложенного другими источниками и выводы по проделанной работе.

3. Поиск конференций

Конференции могут быть как внутри предприятия, так и в других организациях, которые проводят их по данной тематике проблем[87].

4. Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению включает в себя составление презентации и тезисов выступления.

5. Выступление

Необходимо грамотно, четко и лаконично представить свой доклад[88].

Подводя итог, отметим, что дерево целей удобный и действенный метод, который используется большей частью крупных организаций.


Глава 3. Опыт применения менеджмента как организационно-целевого управления

3.1 Практические основы использования функций организации и целеполагания на предприятии

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, особенность которой состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более общий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня[89].

Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня[90]. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Модель целей организации очень удобно представлять в графическом отображении в виде дерева. Это позволяет упорядочить иерархию целей[91]. Существуют определенные принципы построения этого графика.
В вершине дерева ставится общая цель (миссия) компании. Далее она разбивается на отдельные подзадачи, без выполнения которых главная миссия недостижима. При этом, формулируя задачу, нужно описывать желаемый результат, но ни в коем случае не способ его достижения. На одном уровне должны находиться цели, не зависимые друг от друга, и не проистекающие друг из друга.

Разумеется, набор целей каждой организации сугубо индивидуален[92]. Но, все-таки, можно выделить несколько сфер ее деятельности, в которой у каждой компании найдется немаловажный интерес:

• Доходы и финансы.

• Политика продаж.

• Политика в отношении персонала.

• Производство[93].

Число уровней, на которые разбивается главная задача организации, будет зависеть от масштаба компании и сложности миссии, а также от организационной структуры и иерархии в управлении[94].


Рисунок 1.

Обобщенные цели организации в различных сферах деятельности

Обобщённо можно выделить следующие примеры целей организации в различных сферах ее деятельности (рис.1):

-Маркетинг

• Продвижение на рынке.

• Расширение ассортимента продукции[95].

-Производство

• Снижение издержек.

• Повышение эффективности производства.

• Улучшение конкурентоспособности продукции.

• Разработка и внедрение новых технологий[96].

-Персонал

• Повышение квалификации.

• Оптимизация кадров предприятия.

• Система стимулирования.

• Повышение производительности труда[97].

-Финансы

• Эффективное управление финансами компании.

• Улучшение платежеспособности и рентабельности.

• Повышение инвестиционной привлекательности[98].

Данный метод широко применяется как российскими, так и зарубежными компаниями, а также метод эффективен при планировании развития регионов, отдельно взятых отраслей, секторов экономики. Примером может служить разработка дерева целей развития банковского сектора в республике Кыргызстан (рис.2).[99]

Рисунок 2.

Дерево «целей» развития банковского сектора Кыргызской республики.

В целом, определение "дерева целей" компании позволяет выстроить универсальный (в рамках бизнес-системы) и непротиворечивый комплекс иерархий: задач; результатов работ; критериев достижения целей; компетенций и т.д[100].

Сильной стороной данного метода является то, что такой вид задания целей – очень хорошо подходит построению жизненных ориентиров, очень больших, глобальных для всей своей жизни, жизненной миссии[101]. Для задач – однодневок – не подходит, как и для мелких пусть и нужных целей.

Если вам нужно хорошо представить себе цель своей жизни или очень сложную и нужную большую цель – ей самое место в начале иерархии дерева.

Также стоит отметить, что данный метод является легко интерпретируемым, то есть он упрощает понимание решаемой задачи пользователем[102].

Другой положительной чертой данной модели является ее наглядность, то есть руководитель может визуально оценить результаты достижения различных целей и выбрать наилучший их набор.