Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент как основной инструмент в управлении организацией
1.2 Виды и функции менеджмента
1.3 Современный менеджмент и формирование целевого подхода в сфере управленческих решений
1.4 Организация как одна из основных функций менеджмента
2.2 Классификация целей в организации
2.3 Этапы и правила построения дерева «целей»
Глава 3. Опыт применения менеджмента как организационно-целевого управления
3.1 Практические основы использования функций организации и целеполагания на предприятии
3.2 Применение менеджмента с использованием «дерева целей» в конкретной управленческой ситуации
• маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.[74];
-с точки зрения приоритетности:
• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;
•желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;
• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время[75];
-направленности:
• на конечный результат, например, выпуск товара или предоставление той или иной услуги;
• осуществление той или иной деятельности, например, улучшение рабочих условий на производстве;
• достижение определенного состояния объекта управления, например, повышение квалификации или приобретение работником новой профессии[76];
-форме выражения:
• выраженные в количественных показателях;
• описанные качественными характеристиками[77];
-с точки зрения особенностей взаимодействия:
• индифферентные – цели, безразличные по отношению друг к другу;
• конкурирующие;
• комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга;
• антагонистические – цели, которые исключают друг друга;
• идентичные, т. е. совпадающие[78];
-уровню возникновения:
• миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации[79].
Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);
• общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации.
Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности;
• специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению[80].
2.3 Этапы и правила построения дерева «целей»
«Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 операций:
• декомпозиции – это операция выделения компонентов[81];
•структуризации – это операция выделения связей между компонентами[82].
Этапы построения дерева целей:
1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину[83].
2. Записываем условия, подцели способствующие осуществлению глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, чтобы осуществить цель номер 1?
2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен[84].
3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.
При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:
• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения[85];
• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку[86];
• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;
• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;
• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели[87].
Модель дерева «целей» может быть наглядно показана на следующих примерах.
Пример 1: Работа по служебным обязанностям
1. Выполнение нормы
Для того, чтобы работа по служебным обязанностям выполнялась качественно и эффективно, необходимо выполнять тот объем работ, который задан режимом предприятия. Для этого необходимо точно знать количество работы в единицу времени, а также уметь планировать работы, ранжировать их по важности и распределять по времени.
2. Выполнение сверхурочной работы
Выполнение сверхурочной работы добавляет ценность к работнику, а также позволяет зарекомендовать его в глазах вышестоящих должностей. Однако при этом необходимо помнить, что первоначально должен выполняться заданный план работ.
3. Творческий подход к работе
Творческий подход, несомненно, покажет профессионализм и интерес к работе, а также с развитием творчества приходит энтузиазм и повышается работоспособность[88].
Пример 2: Выступления и доклады на конференциях
1. Выбор проблемы
Проблема подготавливаемого доклада должна касаться деятельности предприятия, а сам доклад должен предлагать методы решения поставленной проблемы.
2. Подготовка доклада
Подготовка доклада включает в себя поиск и анализ информации, переработку, анализ решения проблемы, предложенного другими источниками и выводы по проделанной работе.
3. Поиск конференций
Конференции могут быть как внутри предприятия, так и в других организациях, которые проводят их по данной тематике проблем[89].
4. Подготовка к выступлению
Подготовка к выступлению включает в себя составление презентации и тезисов выступления.
5. Выступление
Необходимо грамотно, четко и лаконично представить свой доклад[90].
Подводя итог, отметим, что дерево целей удобный и действенный метод, который используется большей частью крупных организаций.
Глава 3. Опыт применения менеджмента как организационно-целевого управления
3.1 Практические основы использования функций организации и целеполагания на предприятии
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, особенность которой состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более общий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня[91].
Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня[92]. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Модель целей организации очень удобно представлять в графическом отображении в виде дерева. Это позволяет упорядочить иерархию целей[93]. Существуют определенные принципы построения этого графика.
В вершине дерева ставится общая цель (миссия) компании. Далее она разбивается на отдельные подзадачи, без выполнения которых главная миссия недостижима. При этом, формулируя задачу, нужно описывать желаемый результат, но ни в коем случае не способ его достижения. На одном уровне должны находиться цели, не зависимые друг от друга, и не проистекающие друг из друга.
Разумеется, набор целей каждой организации сугубо индивидуален[94]. Но, все-таки, можно выделить несколько сфер ее деятельности, в которой у каждой компании найдется немаловажный интерес:
• Доходы и финансы.
• Политика продаж.
• Политика в отношении персонала.
• Производство[95].
Число уровней, на которые разбивается главная задача организации, будет зависеть от масштаба компании и сложности миссии, а также от организационной структуры и иерархии в управлении[96].
Рисунок 1.
Обобщенные цели организации в различных сферах деятельности
Обобщённо можно выделить следующие примеры целей организации в различных сферах ее деятельности (рис.1):
-Маркетинг
• Продвижение на рынке.
• Расширение ассортимента продукции[97].
-Производство
• Снижение издержек.
• Повышение эффективности производства.
• Улучшение конкурентоспособности продукции.
• Разработка и внедрение новых технологий[98].
-Персонал
• Повышение квалификации.
• Оптимизация кадров предприятия.
• Система стимулирования.
• Повышение производительности труда[99].
-Финансы
• Эффективное управление финансами компании.
• Улучшение платежеспособности и рентабельности.
• Повышение инвестиционной привлекательности[100].
Данный метод широко применяется как российскими, так и зарубежными компаниями, а также метод эффективен при планировании развития регионов, отдельно взятых отраслей, секторов экономики. Примером может служить разработка дерева целей развития банковского сектора в республике Кыргызстан (рис.2).[101]
Рисунок 2.
Дерево «целей» развития банковского сектора Кыргызской республики.
В целом, определение "дерева целей" компании позволяет выстроить универсальный (в рамках бизнес-системы) и непротиворечивый комплекс иерархий: задач; результатов работ; критериев достижения целей; компетенций и т.д[102].
Сильной стороной данного метода является то, что такой вид задания целей – очень хорошо подходит построению жизненных ориентиров, очень больших, глобальных для всей своей жизни, жизненной миссии[103]. Для задач – однодневок – не подходит, как и для мелких пусть и нужных целей.
Если вам нужно хорошо представить себе цель своей жизни или очень сложную и нужную большую цель – ей самое место в начале иерархии дерева.
Также стоит отметить, что данный метод является легко интерпретируемым, то есть он упрощает понимание решаемой задачи пользователем[104].
Другой положительной чертой данной модели является ее наглядность, то есть руководитель может визуально оценить результаты достижения различных целей и выбрать наилучший их набор.