Файл: Управления каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге
1.1 Организационные аспекты сбытовой политики предприятия
1.2 Природа, функции, уровни каналов товародвижения
1.3 Управление каналами товародвижения фирмы
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ЭлСиЛайн»
2.2 Анализ использования каналов сбыта предприятием ООО «ЭлСиЛайн»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности управления каналами сбыта в товародвижении фирмы
Содержание:
Введение
Актуальность данной проблемы состоит в том, что возможности сбытовой деятельности и возможности и виды инструментов сбыта, применяемые к конкретному предприятию не универсальны. Не существует единой формулы формирования и совершенствования сбытовой деятельности, следуя которой каждое предприятие могло быть доминирующем в своем сегменте рынка. Для организации и совершенствования сбытовой деятельности предприятия, нужно иметь четкое представление о подходах и инструментах, которые могут быть применимы в рамках конкретной рыночной ситуации.
Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал распределения.
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель неспособен принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Поэтому для фирмы выбор сбытовой сети (каналов распределения) – это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с ее собственными целями. Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи – покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Целью данной курсовой работы является изучение проблем каналов сбыта в системе товародвижения фирмы..
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть функции и структуру каналов сбыта распределения;
- выявить основные варианты канала и виды маркетинговых систем;
- рассмотреть проблему мотивирования участников каналов распределения;
- научиться принимать решение об управлении каналами распределения.
Предметом данного исследования является анализ управления каналами товародвижения.
Объектом анализа будет являться предприятие ООО «ЭлСиЛайн».
Исследование проводилось с помощью методов анализа, сравнения и наблюдения.
В качестве информационной базы выступили: устав предприятия, нормативно-справочные материалы, Интернет ресурсы, результаты экспертного опроса. Теоретическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых в области практического и теоретического маркетинга, материалы периодической печати.
Исходя из поставленной цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников
1. Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге
1.1 Организационные аспекты сбытовой политики предприятия
Ученые определяют сбыт как количество товара, которое предприятие может реализовать в определенный период времени [1].
Знаменитый британский специалист по организации бизнеса Гордон Дж. Болт пишет так о роли сбыта в жизненных процессах предприятия: «Нет никаких сомнений в том, что именно коммерческий аппарат и управляющие по сбыту в конечном счете обращают деньги и общие усилия в заказы для предприятия. Недостаточная эффективность сбытовой деятельности ставит под угрозу существование организации в целом» [3].
По мнению автора Бурцева В.В., сбытовой политикой являются выбранные руководством предприятия, совокупность сбытовых стратегий маркетинга и совокупность мероприятий по формированию ассортимента товаров и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта, заключению договоров, товародвижению, инкассации дебиторской задолженности и доставке товара [4].
Также, по мнению Бурцева В.В., сбытовая политика обязана быть ориентирована на достижение показателей эффективности, таких как:
- получение прибыли в текущем периоде и в дальнейшем;
- благоприятный имидж предприятия и общественное признание;
- удовлетворение спроса покупателей;
- рыночная устойчивость предприятия и конкурентоспособность продукции. [4, С. 32]
Главной задачей деятельности организации, в рамках сбыта, является управление конкурентоспособностью товара. Ориентируясь на эту цель, можно выделить два основополагающих направления действий в сбытовой политике:
- управление каналами сбыта (включающее планирование длины и широты самого канала, организацию и контроль работы его участников; выбор типа посредников);
- управление товародвижением (включающее планирование, организацию и контроль процессов хранения товара и транспортировки)
Основные принципы сбытовой политики:
- целенаправленность;
- скоординированность;
- системность;
- гибкость;
- комплексность;
- всесторонность учета маркетинговой информации;
Опираясь на основные принципы сбытовой политики, разрабатывается стратегия и тактика сбыта.
По мнению авторов Масловой Т.Д., Ковалик Л.Н., сбытовая стратегия - это долго и среднесрочные решения руководства предприятия по созданию и изменению каналов сбыта, а также процессов физического перемещения товаров в пространстве. К задачам, связанным со сбытовой стратегией можно отнести:
- прогнозирование и планирование сбытовых каналов;
- выбор прямого или косвенного типа сбыта продукции.
Сбытовой тактикой можно назвать мероприятия краткосрочной и разовой направленности. Задачи тактики сбыта касаются: работы с уже существующими клиентами и привлечению новых клиентов; учета и контроля за объемами продаж и ценами на продукцию; мероприятий по поддержке сбыта; разработки коммерческих предложений на поставку товара.
Сама суть сбытовой политики предприятия раскрывается в процессе планирования и реализации стратегических и тактических действий.
По мнению авторов Масловой Т.Д., Ковалик Л.Н., канал распределения, это ни что иное как, совокупность отдельных лиц или предприятий, которые помогают передать кому-либо, или принимают на себя права собственности на товар или услугу, на пути движения товара от производителя к потребителю.
Существует два вида каналов товародвижения - прямые и косвенные. Суть прямых каналов сбыта заключается, в перемещении товаров и услуг покупателю от производителя минуя, независимых посредников. Косвенный же канал, направлен на перемещение продукции от производителя к независимому посреднику, и потом только конечному потребителю.
Также каналы сбыта подразделяются по уровням. Уровень канала - это каждый тип посредника, взявший на себя те или иные обязанности по доведению товара до конечного потребителя. Длина канала распределения определяется количеством посредников, у которых задерживается товар на пути к потребителю. [7, С. 132]
Прямые каналы распределения относятся к каналам нулевого уровня, так как в процессе движения товара от производителя к потребителю не участвует ни один посредник. Прямой канал сбыта выглядит так: Производитель - розничная торговля - потребитель.
Длина косвенных каналов сбыта зависит от количества посредников, задействованных в процессе движения продукции от производителя к потребителю. Косвенный канал распределения выглядит так: Производитель - оптовая торговля - розничная торговля - потребитель.
Также существуют смешанные каналы распределения: Производитель - оптовая торговля - розничная торговля - потребитель.
Выделяют главные функции каналов распределения:
- транспортировка: совокупность действий, способствующих перемещению продукции от места производства до места потребления;
- хранение: обеспечение доступности товара, в момент его покупки;
- «дробление»: обеспечение достаточного количества товаров, которое соответствует потребностям потребителей;
- компоновка: формирование блока взаимодополняющих или специализированных товаров, необходимых в разных ситуациях потребления;
- создание информационных связей: повышение осведомленности о потребностях и тенденциях рынка;
- принятие части риска: финансовый, моральный, организационный;
Также существует понятие - широта канала. Это общее число посредников одного типа на одном канале распределения. Есть три варианта тттиро- ты канала:
- Интенсивный сбыт: чаще всего используется при реализации товаров широко потребления и марочных товаров.
- Селективный сбыт, что подразумевает ограничение количества посредников, в зависимости от характера и клиентуры.
- Эксклюзивный сбыт заключается в выборе одного посредника. В основном этот метод применяется в маленьких городах, где рынок сбыта изначально не имеет большой емкости. [14, С. 132]
Абсолютно всех посредников мы можем разделить на несколько типов по самостоятельности:
- распорядительные органы производителя (сбытовой отдел, филиалы, коммивояжеры);
- партнеры по сбыту и собственно торговые посредники:
- партнеры по сбыту, это лица, юридически и экономически самостоятельные, выполняющие «поддерживающую» функцию (агенты, брокеры, маклеры). Они не приобретают товар в собственность, а лишь «сводят» интересы производителей и лиц, заинтересованных в приобретении товара.
- к торговым посредникам относят, компании, выстраивающие свою деятельность по реализации товара, независимо от производителя. Уровень самостоятельности посредников гораздо выше, чем у партнеров по сбыту.
Распределительными органами производителя выступают:
- коммивояжер - это сотрудник предприятия, в обязанности которого входит клиентов и работа с ними.
- отдел сбыта - структурное подразделение любого предприятия, занимающегося производством товара, которое осуществляет получение и ведение заказов.
- сбытовой филиал - собственное отделение по сбыту в рамках достаточно крупного предприятия, самостоятельность отделения регламентируется головной формой.
К партнерам по сбыту относят следующие субъекты:
- брокер - лицо, юридически самостоятельное, которому поручены ограниченные по объему сделки. Брокер является посредником при заключении сделок, и не имеет долгосрочных договорных отношений ни с одной стороной.
- комиссионер - лицо, юридически самостоятельное, заключающее договора о поставке от собственного имени.
- агент - лицо, которое имеет возможность вести дела одновременно нескольких предприятий, и получать вознаграждение в зависимости от объемов сбыта или по оговоренному тарифу. Обладает юридической самостоятельностью.
- маклер - лицо, представляющее интересы обеих сторон, занимающееся поиском возможностей заключения договоров. Обладает юридической самостоятельностью.
- дистрибьютор - лицо, юридически самостоятельное, имеющее право на основании договора, реализовывать продукцию производителя на определенной территории и в течение определенного временного отрезка.
Немецкий ученый Юрген Витт считал, что основная цель сбыта - это реализация долгосрочных решений, которые исходят из целевого планирования политики предприятия.
Мерой полноты применения всего потенциала сбыта является доля рынка:
Доля рынка (в %)= (Сбыт фирмы / Сбыт отрасли ) х 100 (1)
Величина доли рынка влияет на возможности предприятия использовать снижение цен для достижения ценовых преимуществ в конкурентной политике, а также повысить свой престиж в глазах покупателя. Для сохранения конкурентоспособности, каждое предприятие должно стремиться к захвату достаточной для выживания доли рынка. Хотя Ю. Витт считал, что «доля рынка сама по себе прибыли не приносит».
Многие отечественные исследователи видят назначение сбытовой политики в создании оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, выставочных залов, определении маршрута товародвижения.
В настоящее время, разрабатываются и создаются различные договорные системы сбыта, что обуславливается развитием рынка. Среди договорных систем сбыта выделяют координированные и традиционные.
Координированная сбытовая структура - единая система каналов товародвижения, где один участник обладает силой, обеспечивающей полное сотрудничество остальных участников, или попросту владеет ими.
Координированная сбытовая структура позволяет участникам распределительной системы максимально эффективно сотрудничать и поэтому на сегодняшний день, данная сбытовая структура достаточно широко распространена.