Файл: Построение организационных структур.(Сущность понятия организационной и производственной структуры).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1. Сущность понятия организационной и производственной структуры
1.2. Факторы, определяющие организационную структуру, и требования к ее построению
1.3. Принципы распределения полномочий и ответственности
1.4. Характеристика основных видов организационных структур, их преимущества и недостатки
1.5. Основные принципы управления и направления совершенствования организационных структур
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ПРОФИ-СТАЛЬ»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Профи-Сталь»
2.2. Определение целей и миссии организации
2.3. Анализ организационной структуры ООО «Профи-Сталь»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРУКТУРОЙ ООО «ПРОФИ-СТАЛЬ»
3.1. Построение новой структуры ООО «Профи-Сталь»
3.2. Организация деятельности новых отделов
3.3. Влияние разработанных предложений на эффективность деятельности организации
Развитие научно-технического прогресса и значительно возросший уровень концентрации и централизации производства на современном этапе в условиях жесткой конкуренции предполагают проведение политики целенаправленного изучения рынков сбыта и ориентации производства на выпуск продукции с учетом особенностей спроса. Эти вопросы находят свое отражение в получившей широкое распространение концепции маркетинга. Исходя из этого, появляется маркетинговая функция.
Осознание того, что персонал является одним из важнейших ресурсов предприятия, необходимо особо выделить функцию управления персоналом. Служба управления персоналом имеет широкий спектр задач, важнейшей из которых является осознание ценности человеческого фактора и рассмотрение его как стратегического ресурса, работающего на повышение экономической стоимости компании. Функции Отдела персонала включают в себя: маркетинг персонала, обеспечение персоналом, развитие персонала, использование персонала, мотивация результатов труда и поведения персонала, элементное обеспечение процесса управления персоналом.
В условиях жесткой конкуренции на рынке металлопластиковых конструкций создание отдела по PR и IT было обусловлено необходимостью. Чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма должна обладать четко оформившимся положительным имиджем, отлаженным внутренним взаимодействием.
Исходя из данных направлений, построена матрица квалификационных работ (только нереализуемых), представленная в таблице 1. Следует отметить, что данные квалификационной матрицы приблизительные ввиду того, что само построение структуры будет произведено в работе далее.
Квалификационная матрица по видам работ
Работы |
Виды работников |
Отсутствующий персонал |
Маркетинговые исследования и реклама |
- |
Маркетолог Специалист по рекламе Аналитик |
Работа с клиентами и поставщиками |
Менеджеры по сбыту Менеджеры по снабжению Шофер |
Коммерческий отдел Специалист по работе с претензиями Юрист |
Производство |
Раскройщик Сварщик Сборщик Слесарь Монтажник Шофер Вспомогательные рабочие |
Главный инженер Проектировщик Сметчик |
Финансы и финансовое планирование |
Старший бухгалтер Бухгалтер Помощник бухгалтера Секретарь |
Экономист Финансовый менеджер |
Информационно-коммуникационное обслуживание |
- |
Системный администратор Программист |
Работа с персоналом |
- |
Менеджеры по работе с персоналом – 3 Психолог - 1 |
Связи с общественностью |
- |
Специалисты по PR |
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРУКТУРОЙ ООО «ПРОФИ-СТАЛЬ»
3.1. Построение новой структуры ООО «Профи-Сталь»
Я предлагаю создать новую дивизиональную организационную структуру, которая позволит организации уделять внимание конкретному продукту. Особенностью дивизионального подхода к формированию структуры организации является создание в ней относительно автономных частей, ориентированных на продукт: производство оконных и дверных рам и офисных перегородок; производство витражей и витрин; производство конструкций для зимних садов и крыш.
В рамках каждого производства каждого продукта будут созданы самостоятельные отделы: инженерная служба; производственный отдел; бухгалтерия; отдел продаж.
Генеральный директор
Коммерческий отдел
Отдел снабжения
Служба персонала
Отдел PR и IT
Производство оконных и дверных рам и офисных перегородок
Производство витражей и витрин
Производство конструкций для зимних садов и крыш
Инженерная служба
Отдел продаж
Бухгалтерия
Производст-венный отдел
Отдел продаж
Бухгалтерия
Производст-венный отдел
Инженерная служба
Инженерная служба
Производст-венный отдел
Бухгалтерия
Отдел продаж
Рис. 8. Дивизиональная организационная структура ООО «Профи-Сталь»
На уровне всей организации предполагается реорганизация финансового отдела коммерческий отдел, создание службы управления персоналом и отдел по PR и IT. Схема предлагаемой мною дивизиональной организационной структуры ООО «Профи-Сталь» приведена на рис. 8.
Дивизиональная структура организации гораздо в большей степени, чем существующая линейная структура, соответствует потребностям организации в управлении и позволит значительно повысит эффективность деятельности организации и достичь тех стратегических и оперативных целей, которые сформулированы руководством.
3.2. Организация деятельности новых отделов
Функции коммерческого отдела заключаются в анализе внутреннего и внешнего рынка, постоянном мониторинге ситуации на рынке, изучении рынка техники и технологий. В функции данного отдела также входит разработка стратегии маркетинга, оценка эффективности используемой рекламы, разработка ценовой стратегии. Специалисты коммерческого отдела это сотрудники, деятельность которых позволяет фирме развиваться и открывать новые рынки сбыта продукции, вступать в надежное и эффективное сотрудничество. Коммерческий директор координирует работу коммерческого отдела. В его обязанности входит принятие стратегических решений в области сбыта, ценообразования, формирование маркетинговой и ассортиментной политики, управление договорной и контрактной работой, поддержание и развитие клиентской базы, анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Данный отдел состоит из трех самостоятельных подразделений: отдела маркетинга, отдела внешних связей и планово–экономического отдела.
В условиях жесткой конкуренции на рынке металлопластиковых конструкций создание отдела по PR и IT обусловлено необходимостью. Чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма должна обладать четко оформившимся положительным имиджем, отлаженным внутренним взаимодействием. Системно-организованное использование потенциала PR ставит задачи создания максимально эффективной организационной структуры, условий ее оптимального функционирования и сотрудничества с другими подразделениями. Относительно Интернет-технологий данный отдел осуществляет следующие функции: техническая поддержка и информационное наполнение сайта организации; работа со всей входящей и исходящей электронной документацией, поиск необходимой информации; участие в on-line торговых площадках, ведение электронных торгов.
Рис. 9. Оперативный план работы с персоналом
Собрать информацию о персонале
Определить цели планирования производства
Проверить дополнительно и, если надо, сформулировать цели заново
Проверить информацию о персонале на соответствие ее целям производства
Спланировать потребность в персонале
Могут ли быть реализованы цели кадрового планирования
Спланировать привлечение, адаптацию и высвобождение персонала
Спланировать использование персонала
Спланировать обучение, переподготовку и повышение квалификации
Спланировать деловую карьеру персонала
Спланировать расходы на персонал организации
Регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования
нет
да
Главными задачами отдела персонала являются постоянное повышение производительности и эффективности труда, выявление и удержание лучших сотрудников и обеспечение отдачи от целенаправленного профессионального развития персонала. Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации приведена на рис. 9.
Грамотное решение вопросов кадрового планирования дает возможность существенно повысить эффективность работы предприятия и его конкурентоспособность без значительного увеличения затрат на содержание персонала, а порой и их сокращения.
Кадровую службу организации должны составлять высокопрофессиональные специалисты: психологи, специалисты в области трудовых отношений, методов деловой оценки и обучения, аналитики работ, вербовщики персонала в учебных заведениях, консультанты по планированию карьеры и др.
3.3. Влияние разработанных предложений на эффективность деятельности организации
Анализ линейно-функциональной структуры организации, в целом, говорит о ее жизнеспособности. Но все же я предлагаю формирование в организации дополнительных отделов. Во-первых, необходимо создание Отдела персонала (кадровой службы), что позволит снизить потребность организации в поиске высококвалифицированных кадров на рынке труда и обеспечит «выращивание» собственных специалистов. Также в связи со спецификой деятельности фирмы, я предлагаю создать самостоятельную службу маркетинга, деятельность которой позволит фирме быть адекватной требованиям рынка и, соответственно, более конкурентоспособной. Также. на мой взгляд, современное состояние экономики требует расширения коммуникационных взаимоотношений внутри организации и с внешней средой, поэтому целесообразно создать отдел PR.
Анализируя структуру организации, я пришла к следующим выводам. Существующая сейчас организационная структура ООО «Профи-Сталь» недостаточно адаптирована к условиям рыночной экономики. Отдел маркетинга в организации отсутствует. В результате в целом не создается ценность товара, устраивающая потребителя. В деятельности организации не учитываются такие условия рыночной экономики, как ориентация на потребителя; анализ информации о конкурентах; мониторинг среды. Существующая организационная структура не соответствует стратегическим целям организации и реализуемой стратегии.
Проведенный анализ, выявивший очевидные недостатки, обусловленные действующей организационной структурой, дал основание для формирования нового варианта структуры управления. Стабильное финансовое положение предприятия во многом определяется правильностью выбранной стратегии развития. Отсюда, в структуру управления целесообразно ввести группу финансово-экономического планирования, в состав которой должны войти специалисты по экономике и финансам. Для того чтобы организационная структура отвечала требованиям рынка, целесообразно включить в предлагаемый вариант отдел маркетинга. Решением сложных вопросов в отношениях с внешним окружением будут заниматься сотрудники Отдела по внешним связям. Данные отдел образуют единый коммерческий отдел, подчиненный Коммерческому директору.
Главным стратегическим ресурсом предприятия в настоящее время является персонал. Поэтому целесообразно ввести в структуру управления должность Директора по персоналу и подчинить ему отдел персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время структура управления должна обеспечивать решение целого ряда принципиально важных для организации целей: получение достоверной информации о внешних условиях функционирования фирмы; ориентация фирмы на возможности обеспечения производства необходимыми ресурсами; рациональный подбор кадров и успешное решение социальных программ; создание товарного ассортимента, соответствующего требованиям рынка; сбыт продукции и финансовое благополучие; прогнозная оценка прибыли предприятия и ее распределение. Внедрение разработанной в проекте организационной структуры позволит достичь указанных целей.
Оптимальной организационной структурой является та, которая дает необходимые результаты самым экономичным путем. Несомненно, все подразделения могут функционировать эффективно лишь тогда, когда во главе их стоят способные руководители с широким пониманием своих задач и ответственности, когда эти задачи и ответственность осознаются всеми работниками предприятия.
Предлагаемая схема организационной структуры ООО «Профи-Сталь» основана на функциях, а не на личностях. Определено вертикальное направление полномочий, а процесс принятия решений распространен на все уровни руководства. Таким образом, при разработке структуры полностью соблюден принцип централизованного стратегического планирования и контроля, а также выполнения некоторых других функций, касающихся всей организации, наряду с децентрализованным оперативным контролем и полным учетом деятельности.