Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Концепция ментального опыта М.А. Холодной
1.3 Описание современные теорий интеллекта в статье М. Энтони «Рубежи теории интеллекта»
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА
2.2 Сравнительный анализ современных теорий интеллекта по Маркусу Энтони
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В латинском словаре интеллект (intellectus) означает понимание. Как объект научного исследования, это понятие было введено в психологию английским антропологом и психологом Френсисом Гальтоном в конце ХIХ века.
На протяжении последнего столетия теории интеллекта формировались на базе общей психологии и были ориентированы на распознавание и формулировку закономерностей психоментальной деятельности головного мозга человека. Признаки интеллекта в психологии обозначают спектр познавательной деятельности и умственных способностей человека. На сегодняшний день многогранность интеллектуальных способностей путает научных деятелей в поисках определения истинной конкретики относительно этого состояния сознания.
Обращаясь к психологической науке, можно убедиться, что ученые так и не пришли к единому и согласованному мнению об интеллекте, а традиционные психологические исследования превратили интеллект в некую частную способность, имеющую весьма слабое отношение к реальным проблемам человеческой жизни. Тем не менее, любой парадокс лишь вынуждает обратить внимание исследователя на созревшие противоречия и ведет к формированию радикально новых, обоснованных реалиями сегодняшнего дня, решений и более качественных представлений. [5, стр.17]
Как известно, в психологии всё вращается вокруг одной оси – психофизической (и психофизиологической) проблемы. Всё многообразие систем порождено попытками разрешить (или обойти) эту проблему. Отсюда два полюса притяжения – душа (психика, разум и т.д.) и поведение (нервная деятельность, нейронная активность и т.д.), к которым устремлены большинство внятно сформулированных систем. [4] По моему мнению, аналогичным образом обстоят дела в отношении теорий интеллекта. Большинство из них опираются на поведенческий подход, однако в настоящее время все большую популярность приобретают теории интеллекта, в основу которых входят такие понятия как «интуиция», «мудрость», «единое информационное поле», «ментальное пространство» и т.д. Более детальному изучению таких современных подходов, сопоставлению их с предшествующими теориями интеллекта, выявления их преимуществ и недостатков посещена данная работа.
Целью данной курсовой работ – определить современные направления и подходы теорий интеллекта.
Поставлены следующие задачи:
- изучить несколько разных направлений в отечественных и зарубежных подходах теорий интеллекта,
- проанализировать такие теории, описать их преимущества и недостатки,
- выявить основные тенденции современных теорий интеллекта.
Объектом исследования работы являются теории интеллекта, предметом исследования – подходы теорий интеллекта, современный взгляд на теории интеллекта, основные положения теорий, преимущества и недостатки теорий, взаимосвязь теорий между собой.
В работе исследуется три современных взгляда на теории интеллекта. Первый взгляд – это взгляд Марии Александровны Холодной, советского и российского психолога, доктора психологических наук, профессора института Психологии РАН, которая известна, прежде всего, исследованиями в сфере психологии интеллекта, одарённости, педагогической психологии и когнитивных стилей. В её монографии «Психология интеллекта: парадоксы исследования» описаны основные существующие теорий интеллекта, их проблемы и недостатки, предложена новая концепция ментального опыта в рамках когнитивного подхода. Второй взгляд на современные теории интеллекта описан в американском учебном пособии «Введение в психологию» авторов Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема под редакцией В.П. Зинченко в Главе 12 «Индивидуальные различия» раздела «Новейшие теории интеллекта». В основании третьего взгляда лежит статья Маркуса Энтони «Рубежи теории интеллекта» из журнала Форсайт №4 (4) 2007. Следует отметить что Форсайт - это международный, междисциплинарный рецензируемый журнал открытого доступа, публикующий оригинальные научные статьи c результатами передовых теоретических и прикладных исследований в ключевых областях стратегического планирования, научно-технической и инновационной политики. По моему мнению, именно в этом журнале содержится наиболее передовая и актуальная информация о современных альтернативных подходах теорий интеллекта, на которые следует обратить внимание, и которые содержат передовые знания и отвечают духу нашего времени.
Методами написания данной курсовой работы являются:
- метод анализа - разделение научных подходов и выделение и изучение отдельных теорий интеллекта, разделение теорий на основные положения и т.д.;
- метод синтеза – соединение и объединение теорий по общему признаку в научные подходы, объединение теорий в группы по общим тенденциям и понятию «современности» и т.д.;
- метод сравнения – сопоставление современных взглядов на теории интеллекта, подходов и теорий с целью выявления сходств и различий между ними на основании интересующих признаков;
- метод классификации - разделение теорий на определенные классы, позволяющие увидеть их специфику, разнообразие и связи, посредством этого вникнуть в их сущность.
Курсовая работа состоит из двух частей. В первой дается краткий обзор трех современных взглядов на теории интеллекта, выделяемых в них подходах и теориях. Во второй части произведен анализ и сравнение исследуемых подходов и некоторых выделенных современных теорий интеллекта.
1. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Концепция ментального опыта М.А. Холодной
Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека, как известно, принадлежала тестологии. Именно в рамках этого направления оформилось понятие "интеллект" в качестве научной психологической категории, и именно тестология, имея почти вековую историю исследования этого психического качества, вынуждена была признать свое полное бессилие в определении его природы. [5, стр.13]
Кризис тестологического подхода в определении понятия "интеллект" - это проявление общего кризиса теорий описательного типа, а также кризиса экстенсивной эмпирической психологии. Своеобразной реакцией на неконструктивность тестологических теорий явились экспериментально-психологические теории интеллекта, разрабатываемые в рамках различных зарубежных и отечественных подходов и ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности. В целях упорядочения накопленного в этой области психологических исследований материала выделим несколько основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта (см. таблицу 1.1). [5, стр.36]
Таблица 1.1
Подходы к изучению интеллекта (адаптировано из: М.А. Холодная «Психология интеллекта: парадоксы исследования»)
Название подхода |
Определение интеллекта, концепция подхода |
Теории |
Тестологический подход |
Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта, интеллект - это склонность субъекта вести себя интеллектуально в определенной ситуации |
Двухфакторная, многофакторная, иерархическая, кубическая, радиально-уровневая теории интеллекта |
Продолжение таблицы1.1
Феноменологический подход |
Интеллект как особая форма содержания сознания |
Гештальт-психологическая теория интеллекта, особенности индивидуальной базы знаний как основа интеллектуальной компетентности |
Генетический подход |
Интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром |
Этологическая теория интеллекта, операциональная теория интеллекта |
Социо-культурный подход |
Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом |
Культурно-историческая теория высших психических функций |
Процессуально-деятельностный подход |
Интеллект как особая форма человеческой деятельности |
Интеллекта в контексте теории мышления как процесса, личностные факторы интеллекта в рамках теории деятельности |
Образовательный подход |
Интеллект как продукт целенаправленного обучения |
Теории когнитивного научения |
Информационный подход |
Интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации |
Ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий, элементарные информационные процессы как основа индивидуальных интеллектуальных различий |
Функционально-уровневый подход |
Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов |
Структурно-уровневая теория интеллекта, теория функциональной организации познавательных процессов |
Регуляционный подход |
Интеллект как фактор саморегуляции психической активности |
Интеллект как условие контроля мотивации, интеллект как ментальное самоуправление – триархическая теория интеллекта |
Нельзя не заметить, что эти направления формировались и развивались в режиме преемственности и дополнительности по отношению друг к другу. Так, некоторые экспериментально-психологические подходы возникли в качестве реакции на противоречия тестологических теорий интеллекта либо в качестве попытки объяснить индивидуальные различия в результатах тестового исполнения. В свою очередь, среди экспериментально-психологических теорий интеллекта существуют взаимопересечения и взаимовлияния. Каждое направление (в виде экспериментального исследования, учения либо теории) открывает новый ракурс проблемы природы человеческого интеллекта. [5, стр.72]
В заключение описания и систематизации экспериментально-психологических подходов теорий интеллекта, М.А. Холодная выделяет их общие черты. В данных подходах, постулируется, что:
- развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов;
- существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизм выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта. [5, стр.72]
Однако далее автор видит, что вопрос, описывают ли экспериментально-психологические подходы интеллект как целостную психическую реальнсть, остается открытым. «Допустим, что со временем мы узнаем о других факторах интеллекта и получим еще некоторое количество описаний того, как функционирует интеллект в тех или иных конкретных ситуациях. Тогда в идеале мы будем знать почти все о факторах и функциональных проявлениях интеллекта, но по-прежнему почти ничего не будем знать о... собственно интеллекте. Иными словами, интеллект как психическая реальность в экспериментально-психологических исследованиях "исчез", превратившись в своего рода "черный ящик", который в плоскости "факторы - проявления" можно изучать до бесконечности…Ибо при такой постановке проблемы интеллекта на любом этапе ее изучения мы вслед за Спирменом можем повторить себе: "Понятие интеллекта имеет так много значений, что, в конечном итоге, не имеет ни одного".[5, стр.73]
В качестве решения данного противоречия, М.А. Холодная предлагает свою оригинальную концепцию интеллекта как общей способности, разработанной в рамках когнитивного подхода.
Суть когнитивного подхода заключается в редукции интеллекта к свойствам отдельных познавательных процессов. Менее известно другое направление, которое сводит интеллект к особенностям индивидуального опыта. [2, стр.48]
М.А. Холодная дает следующее определение: интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [5, стр.165]
Ниже приведены определения основных понятий данной концепции. Ментальный опыт - это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. [5, стр106] Схематически соотношение основных понятий, которыми может быть описана феноменология интеллекта, представлено на рисунке 1.1.