Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью

1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности

2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России

2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий

2.3 Государственное регулирование в сфере технологических инноваций

3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами

3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления

3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России

3.3 Тенденции развития инновационной деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность как целенаправленный процесс создания и внедрения новшеств является основой развития любой производственной системы.

Инновации как приоритетное направление развития экономики России стали актуальными сравнительно недавно. Управление инновационными процессами на федеральном и региональном уровне требует знания их закономерностей, проблем и специфики инновационной деятельности в России, а также проблем и специфики инновационной деятельности предприятий в разрезе видов экономической деятельности.

Эффективное функционирование инновационной системы является определяющим условием повышения конкурентоспособности России на внешних рынках. При этом государству отводится ведущая роль в процессе активизации инновационной деятельности. Однако, несмотря на достаточно активные меры государства по поддержке инновационной деятельности, существует ряд негативных моментов в данной сфере, которые необходимо преодолеть.

Вопросами исследования форм и методов управления инновационными процессами занимались Абрамов С.И. Асадуллина А.В., Бочаров В.В., Горский М.,Калятин В.О., Кирова Е.А., Мимин И.А., Мамлеева Э.Р., Полтавский П.А., Тускаева М.Р., Ушакова Е.В., Шамина Л.К. и другие.

Целью исследования является совершенствование направлений государственного регулирования инновационной деятельности.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие инновационной деятельности;
  • показать цели и задачи государственной политики в области инноваций;
  • рассмотреть методы государственного стимулирования инвестиционной деятельности;
  • провести анализ современного состояния инновационной деятельности России;
  • рассмотреть направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами.

Объектом исследования является инновационная деятельность в РФ. Предметом исследования – формы и методы управления инновационными процессами.

1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью


1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности

Инновационная деятельность (ИД) - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.

Инновация - конечный результат ИД в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Различают несколько видов инноваций:

- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.[10, с.70]

Инновационная продукция (ИП) - продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.

Таким образом, она охватывает изделия новые (вновь внедренные), подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая ИП).

Прочая ИП является результатом внедрения процессных инноваций. Как правило, это относится к продукции, уже выпускаемой предприятием. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена.

Основными факторами, препятствующие осуществлению ИД являются:

- экономические факторы: недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости нововведений.


- производственные факторы: низкий инновационный потенциал предприятия, недостаток квалифицированного персонала, отсутствие информации о новых технологиях.

- недостаток законодательных и нормативно-правовых документов.[32, с.27]

1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий

Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

Базой развития науки и технологий являются:

  • научно-технический комплекс, собой совокупность различной организационно-правовой и формы осуществляющих научную, деятельность и научных работников, том числе высшей квалификации;
  • фундаментальная наука, признанные научные и достижения уровня, а развитая система образования;
  • важне​йшие прикладные и разработки, потенциал, уникальные и иные научно-технический задел;
  • высококвалифицированные научных работников специалистов, информационная материально-техническая и база;
  • опыт концентрации на решении научно-технических и проблем национального масштаба;
  • природные сырьевые развитая транспортная коммуникационная инфраструктура.[39, с.78]

Целью политики в развития науки технологий является к инновационному развития страны основе избранных приоритетов.

Для достижения цели политики в области науки и технологий быть решены следующие задачи:

  • создание организационных и механизмов для повышения инноваций отечественным производством, опережающего развития фундаментальной важне​йших прикладных исследований разработок;
  • совершенствование базы научной, научно-технической инновационной деятельности;
  • научно-технического комплекса условиям рыночной обеспечение взаимодействия и частного в целях науки, технологий техники;
  • сочетание государственного и рыночных мер прямого косвенного стимулирования научно-технической и деятельности при приоритетных направлений науки, технологий техники;
  • системы подготовки научных инженерных кадров высшей в области науки технологий;
  • поддержка научных исследований экспериментальных разработок в направлениях развития науки, и техники с мировых тенденций в сфере;
  • укрепление научно-исследовательского Высшей школы;
  • активизация по передаче и технологий оборонным и секторами экономики, технологий применения и их использования;
  • ускоренная научных и достижений, способствующих возникновения военных техногенных и катастроф и ущерба от них;
  • и модернизация военной и техники, содействие оборонно-промышленного комплекса;
  • совершенствование средств, форм способов борьбы терроризмом, в числе с международным.[32, с.89]

направлениями государственной в области науки и являются:

  • развитие фундаментальной важне​йших прикладных и разработок;
  • государственного регулирования в развития науки и технологий;
  • национальной инновационной системы;
  • эффективности использования научной и деятельности;
  • сохранение и кадрового потенциала комплекса;
  • интеграция науки образования;
  • развитие международного сотрудничества.[25, с.102]

Фундаментальная наука одной из составляющих развития Результаты фундаментальных важне​йших прикладных и разработок основой экономического государства, его развития, являются определяющим место в современном мире.

направления развития исследований определяются сообществом исходя национальных интересов и с мировых тенденций науки, технологий техники.

Важне​йшие прикладные и разработки по направлениям развития технологий и они должны нацелены на комплексных научно-технических технологических проблем ориентированы на результат, способный инновационным продуктом.

Приоритетные развития науки, и техники значения, Перечень технологий федерального и целевые научных исследований экспериментальных разработок в целях реализации важне​йших проектов государственного по приоритетным развития науки, и техники.

Приоритетные развития науки, технологий техники и перечни технологий подлежат периодической корректировке.

Совершенствование регулирования в развития науки технологий предусматривает:

  • формирование государственной поддержки направлений развития технологий и и критических федерального, регионального отраслевого значения;
  • реформирование сектора науки высоких технологий учетом имеющихся кадровых и ресурсов;
  • повышение эффективности государственного сектора и высоких развитие направлений сектора науки высоких технологий, нацелены на важне​йших социально-экономических оборонных задач страны;
  • условий для академического сектора к рыночным с учетом организации фундаментальных исследований в стране;
  • современных корпораций (холдингов, центров науки и технологий, межотраслевых центров обеспечивающих решение важне​йших развития высокотехнологичных отраслей и освоение секторов продукции мирового рынка;
  • деятельности государственных центров на интеграции академического вузовского секторов и производства создания конкурентоспособной продукции;
  • совершенствование финансирования сектора науки высоких технологий путем расширения перехода на основе к финансированию научных и экспериментальных осуществляемых государственными учреждениями;
  • развитие Российского фундаментальных исследований, гуманитарного фонда, содействия развитию форм предприятий научно-технической сфере, также внебюджетных поддержки научной научно-технической деятельности;
  • повышение управления собственностью сектора науки высоких технологий;
  • совершенствование программно-целевого планирования развития науки, и техники, в очередь на среднесрочный период;
  • формирование системы достижений отечественной технологий и информирование общественности принимаемых государством стимулирования развития и образования;
  • создание климата для инновационной деятельности, технологических разработок производственный процесс, частных инвестиций высокотехнологичный сектор экономики.[3]

национальной инновационной является важнейшей неотъемлемой частью политики государства.

Национальная инновационная должна обеспечить усилий государственных управления всех организаций научно-технической и предпринимательского экономики в ускоренного использования науки и в целях стратегических национальных страны.

1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах

международного опыта поддержки инноваций региональном уровне своей поиск и концептуализацию мировых практик в экономике отвечающих следующим условиям:

- экономические государственной поддержки инновационной политики построенные на основании модели реализуются в бизнес-процессах;

стимулирование инноваций региональном уровне анализ обеспеченности инфраструктуры территориальных кластеров;

- государственная региональной инновационной в страновом профиле;

соотносимость (конгруэнтность) опыта практикам государственной поддержки инновационной политики современных условиях экономики.[41, с.56]

Региональные стратегии ЕС ориентируются на поколение умных стратегий. определяются следующими характеристиками: умный рост, основанный знаниях и инновациях, устойчивый рост на ресурсосбережения, экологии и экономики, в) инновационный способствующий высокой занятости экономическому, социальному и выравниванию регионов.

В современном региональная инновационная имеет глобальную Регионы все способны выступать политическими и игроками на арене. Это попытками ряда объявить свою независимость (Каталония, Фландрия, Венеция др.). Социально-экономическая регионов способствует политической федерализации государств.[41, с.46]

В Германии, Великобритании, в рамках государственно-частного федеральную поддержку приоритетно частные и государственно-частные которые заключают договоры научно-исследовательскую деятельность с сообществом (университеты, научные экспертные группы).[40, с.104]

Воплощение научных в инновационный продукт создания интерактивно-рыночный среды. всеми звеньями цепи и коммерциализации инновационного должен быть построен коридор интеракций. Вариабельность рост инновационной продуктивности) широта коммуникации обеспечивается организацией взаимодействия участников инновационных проектов. Все коммуникации выступают равными В создании инновационного партнерства участвует бизнес и институции. модель инновационной инфраструктуры как «тройной хеликс». означает спираль развития, которой движение участников деятельности плавно, недискретно друг в друга. последнее десятилетие в исследованиях добавляется участник -потребитель В таком спираль инновационных определяют как хеликс.