Файл: Проблемы и механизмы реализации государственной инновационной политики (Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью
1.1 Понятие и классификация инновационной деятельности
1.2 Цель и задачи государственной политики в области развития науки и технологий
1.3 Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в европейских странах
2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности
2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России
2.2 Государственное финансирование развития науки и технологий
2.3 Государственное регулирование в сфере технологических инноваций
3 Направления совершенствования форм и методов управления инновационными процессами
3.1 Внедрение инноваций в системе государственного управления
3.2 Формирование инфраструктуры инноваций в России
Механизм перехода к стратегии представляет делегирование местным права разработки принятия нормативной документации, программ стратегий, отвечающих развития инновационной ЕС, национальной стратегии, их и нормативным способствующим развитию систем поддержки инноваций.
ЕС показал, только при адаптированности государственной региональной инновационной к реалиям нуждам региона модель развития через развитие деятельности в может быть реализована.
Внимание к в рамках поддержки инноваций учитывать сложившиеся перспективные межрегиональные способствовать их Государственная политика области региональной деятельности должна не предписывающей, поддерживающей. Для целесообразно создание комиссий, центров иных формообразований, развитию инноваций.
В целом поддержка инноваций региональном уровне по трем направлениям:
Инновационная политика, на стимулирование деятельности (в конкуренции, торговая политика);
Политика, направленная адаптацию к (развитие человеческого и инновационная в целом);
3. поддержки (социальная региональная политика целями перераспределения).[40, с.53]
В рейтинге глобальной конкурентоспособности-2015, который публикуется с 2004 года и включает 140 стран мира, указано, что около 38 стран мира сегодня находятся на этапе инновационного развития экономики - в основном это страны Европы (26 стран), а также США, Канада, Австралия и некоторые страны Азии (Япония, Сингапур, Республика Корея, Гонг Конг, Тайвань, Катар и т.д.). Также в отчёте приводится, что 20 стран мира (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Европы, Малайзия, Россия, Турция, Оман) находятся на этапе перехода на инновационный путь развития
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития в открытой базе данных «Основные показатели науки и технологий» мировыми лидерамипо общему объёму внутренних расходов на НИОКР в абсолютных суммах (по ППС) являются США, Китай, Япония, Германия, Корея. В целом, сумма расходов на НИОКР приведённых на рисунке стран составляют более 70% мировых расходов на НИОКР. Такие страны, как Корея, Франция, Великобритания, Россия имеют приблизительно равные расходы на НИОКР и одинаково положительную тенденцию их роста за анализируемый период.
Однако по отношению к ВВП, к первой десятке мировых лидеров среди стран, имеющих наибольшее значение расходов на НИОКР в процентах от ВВП, относятся такие страны, как Южная Корея, Израиль, Япония, Финляндия, Швеция, в которых в последние годы данный показатель превышал 3-4 % от ВВП.
Как видно из таблицы 1, даже в США, где в абсолютной сумме вкладываются самые крупные в мире вложения в НИОКР, в ВВП страны эти расходы составляют около 2,7 %, в Китае - около 2% - это объясняется большими объёмами ВВП в абсолютных суммах по сравнению с ВВП Южной Кореи, Израиля, Финляндии и ряда других стран, а также достаточно высокой численностью населения Китая и США.[40, с.56]
Таблица 1
Расходы на НИОКР в процентах от ВВП в различных странах мира
Страна |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Корея |
2,53 |
2,63 |
2,83 |
3,0 |
3,12 |
3,29 |
3,47 |
3,74 |
4,03 |
4,15 |
4,29 |
Израиль |
3,88 |
4,04 |
4,13 |
4,41 |
4,33 |
4,12 |
3,93 |
4,01 |
4,13 |
4,09 |
4,11 |
Япония |
3,13 |
3,31 |
3,41 |
3,46 |
3,47 |
3,36 |
3,25 |
3,38 |
3,34 |
3,47 |
3,58 |
Финляндия |
3,31 |
3,33 |
3,34 |
3,35 |
3,55 |
3,75 |
3,73 |
3,64 |
3,42 |
3,3 |
3,17 |
Швеция |
3,39 |
3,39 |
3,5 |
3,26 |
3,5 |
3,45 |
3,22 |
3,25 |
3,28 |
3,31 |
3,16 |
Дания |
2,42 |
2,39 |
2,4 |
2,51 |
2,78 |
3,07 |
2,94 |
2,97 |
3 |
3,06 |
3,05 |
Германия |
2,42 |
2,42 |
2,46 |
2,45 |
2,6 |
2,72 |
2,71 |
2,79 |
2,87 |
2,83 |
2,84 |
США |
2,49 |
2,51 |
2,55 |
2,63 |
2,77 |
2,82 |
2,74 |
2,76 |
2,7 |
2,74 |
2,80 |
Китай |
1,32 |
1,32 |
1,38 |
1,38 |
1,46 |
1,68 |
1,73 |
1,79 |
1,93 |
2,01 |
2,05 |
Национальные инновационные системы отличаются друг от друга многообразием форм, методов и источников финансового обеспечения инновационной деятельности. В развитых странах финансирование осуществляется как из государственных, так и из частных фондов денежных средств. В странах с переходной экономикой основную часть инвестиций в инновационную деятельность образуют централизованные фонды. Распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и бизнес секторами в 2017 году в различных странах можно проанализировать в таблице 2.
Как видно из таблицы, в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в различных странах активно участвуют субъекты бизнеса. В таких странах, как Япония, Южная Корея, Китай, Германия, США доля бизнеса в финансировании НИОКР в несколько раз превышает объёмы финансирования со стороны государственных учреждений и составляет более 60-70% от общего объёма финансового обеспечения. [40, с.148]
Таблица 2
Структура источников финансирования НИОКР в странах мира
Показатели |
НИОКР, млн. долл. США |
бизнес |
государство |
иностранные инвесторы |
Прочие источники |
США |
456 977 |
60,9 |
27,7 |
4,5 |
6,9 |
Китай |
333 521,6 |
74,6 |
21,1 |
0,9 |
3,4 |
Япония |
162 347,2 |
75,5 |
17,3 |
0,5 |
6,7 |
Германия |
102 573 |
66,1 |
29,2 |
4,3 |
0,4 |
Южная Корея |
68 051,5 |
75,7 |
23,8 |
0,3 |
1,1 |
Франция |
57 986,8 |
55,4 |
35 |
7,6 |
2,0 |
Великобритания |
41 743,4 |
46,6 |
27 |
20,7 |
5,7 |
Россия |
36 614 |
28,2 |
67,6 |
3,0 |
1,2 |
Польша |
8 114 |
30 |
61 |
5,6 |
3,4 |
Активность субъектов бизнеса в финансировании инновационной деятельности в этих странах достигнута благодаря благоприятному инвестиционному климату в стране, широкого применения со стороны правительств методов финансового стимулирования инновационной деятельности, в результате чего снижена нагрузка на государственный бюджет данных стран. Данные таблицы свидетельствуют, что в государствах с переходной экономикой, доля средств государственного бюджета в финансирование инновационной деятельности значительна и составляет более 60 %. Поэтому в данных странах постепенно внедряются элементы государственно-частного партнёрства в финансировании инновационной деятельности, совершенствуется законодательная база в пользу расширения косвенных мер по стимулированию и активизации инновационной деятельности субъектов рынка.
Изучив мировую практику финансового обеспечения инновационной деятельности можно заметить ряд закономерностей, присущих всем субъектам мирового хозяйства в последние десятилетия:
Во-первых, роль инноваций, как фактора экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, постепенно усиливается, что вызывает интерес государств и корпоративных структур к увеличению объёмов инвестирования в НИОКР.
Во-вторых, по мере развития экономики, удельный вес негосударственных источников в финансировании инновационной деятельности растёт, а на долю государства остаётся в основном финансовое обеспечение фундаментальных исследований и создание инновационной инфраструктуры. Органы государственного управления стран, вступивших на инновационный путь развития, переходят от прямого финансирования инновационной деятельности к косвенным методам регулирования, к применению мер по стимулированию развития инновационного бизнеса.
В-третьих, ещё одна тенденция - появление в инновационной сфере профессиональных инвесторов, специальных фондов, экспертов по отбору инновационных проектов, связующих звеньев между институциональными, неформальными инвесторами и разработчиками инноваций, учёными и инженерами.
Кроме того, в масштабах мировой экономики можно наблюдать рост активности в инновационной сфере развивающихся стран: Китая, Южной Кореи, Индии, Израиля и др. В этих странах наблюдается динамичный рост высокотехнологичного производства, объёмов финансирования НИОКР, количества учёных и исследователей, научных публикаций и т. д.
Таким образом, финансирование инновационной деятельности в масштабах мирового хозяйства имеет цель не только повышение конкурентоспособности национальных экономик или отдельных компаний, но и обеспечение устойчивого экономического роста за счёт коммерциализации достижений науки и поднятие экономики на качественно новый, инновационный этап развития.
2 Основные направления государственного управления инновационной деятельности
2.1 Анализ современного состояния инновационной деятельности России
Сегодня России локомотивом инновационной деятельности государство. Для благоприятной инновационной и развитие секторов экономики нашей стране ряд государственных Стратегия инновационного Российской Федерации период до 2032 года, Стратегия безопасности РФ 2020 г., развитие и экономика, Развитие и технологии другие. Также создаются и институты развития, появление и инноваций: научно-технологические государственные корпорации направленности, бизнес-инкубаторы, предпосевных и инвестиций, федеральные региональные фонды, исследовательские и научно-исследовательские и другие. наиболее известным развития инноваций отнести: фонд Фонд «Сколково», «Фонд содействия малых форм в научно-технической (Фонд содействия инновациям).[26, с.55]
Несмотря определенные в инновационной в России негативные моменты данной сфере: взаимодействие государства бизнес-структур при и реализации политики; неэффективное финансовых ресурсов предназначенных на значительные барьеры распространения в новых технологий, отраслевым регулированием, сертификации, таможенным налоговым администрированием; качество бизнес-среды; инвестиционный климат т.п. Особенно проблемы актуализируются нынешних условиях функцио экономической системы.
Сложившаяся России политическая экономическая ситуация, частности введение и контрсанкций образом повлияли инновационную сферу. с одной прослеживается стимулирующее санкций. По Национальной Ассоциации и развития технологий (НАИРИТ) нашей стране 2017 году рост инновационной отечественных предприятий. отраслях, где наибольшая зависимость западных технологий, наблюдается значительный в биотехнлогиях - на 18%,микроэлектронике на 17%, - на Значительный рост проследить и сфере создания средств и - на %.
С другой по данным в результате санкций за 2016-2017 годы отрасль в России 85 долларов инвестиций. сократилось финансирование за счет государственного бюджета на 30%.