Файл: Управление межличностными конфликтами в проектной среде.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления межличностными конфликтами в процессе реализации проекта
1.1 Современные представления о проектном менеджменте
1.3. Методы управления межличностными конфликтами в проектной среде.
Глава 2. Анализ сферы реализации проекта
2.1. Общая характеристика организации. Резюме проекта.
2.2. Анализ межличностных конфликтов во внутренней среде проекта
Глава 3. Направления работы по управлению межличностными конфликтами в процессе реализации проекта
3.1. Методы разрешения и предотвращения межличностных конфликтов.
3.2. Экономическая и психологическая эффективность от реализации предложенных мероприятий
Контакты особенно плодотворны, когда люди совместно стараются преодолеть общую угрозу или добиться экстраординарной цели. Основываясь на данных экспериментов по кооперационным контактам, несколько исследовательских групп попытались заменить конкурентные ситуации в школьном обучении на обстановку кооперации при обучении, получив воодушевляющие результаты.
Участники конфликта могут также искать решение своих проблем путем переговоров либо прямых, либо через нейтрального посредника. Помощь такого посредника может заключаться в том, что он подтолкнет противников к тому, чтобы сменить их конкурентную позицию «я выиграл ты проиграл» на более плодотворную кооперационную ориентацию «я выиграл -- ты выиграл». Посредник может также организовать общение, которое очистит восприятие от искажений и повысит взаимопонимание и доверие. Если соглашение не достигнуто, конфликтующие стороны могут доверить решение третейскому судье, который вынесет собственное заключение или выберет одно из двух окончательных предложений сторон.
Иногда напряжение столь сильно, что подлинная коммуникация невозможна.
В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать ответные, примирительные шаги другой стороны. Одна из таких стратегий примирения, ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначена для снижения напряженности в международных отношениях.
Заключение
Строгого определения межличностного конфликта не существует. Более того, межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. затрагивают интересы окружения.
Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на своё поведение и воздействуя на психику оппонента.
Что можно сделать:
1. уметь оценивать ситуацию как предконфликтную. С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:
2. После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте.
Необходимо следовать следующим принципам:
1. не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.
2. Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)
3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)
4. Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.
5. Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.
Оптимальные решения как условие предупреждения конфликтов: в конфликтах по вертикали огромное значение имеет стиль руководства коллективом и то, каким образом осуществляется подготовка к изменениям в управлении коллективом.
Порывы руководителя могут быть благотворны и в принципе иметь прекрасную перспективную цель, но они могут совершенно выбиваться из общего потока дел в той или иной организации, или быть совершенно недостижимыми. Это необратимо приведет к конфликтам. Каким образом необходимо принимать решение, налагающее отпечаток на деятельность какой-либо группы людей?
1.описательная модель: подробная, разносторонняя информация (разные источники) описание не только фактов, но и способов их функционирования
2. объяснительная модель: система причин (ключевые, главные и второстепенные)
3. прогностическая модель: что будет, если мы ничего не сделаем ( при условии самого неблагоприятного стечения обстоятельств наилучший вариант наиболее вероятный вариант)
4. модель целей: конечных (стратегических), промежуточных (оперативных) и ближайших (тактических). Программа минимум и программа максимум
5. модель управления: каким образом делать. Ведущий принцип - модель преобразования не должна быть глубже модели представлений об объекте.
Далее оценивается результат преобразования, и если он положительный. Деятельность по преобразованию прекращается, а если отрицательный - либо повторяет полный цикл, либо идёт по упрощенной схеме.
В ходе выполнения курсовой работы мы так же выяснили, что в решении межличностного конфликта очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать. Чаще всего встречаются: ссылки на авторитет; выдергивание отдельных фраз из контекста; уход от темы разговора; намеки; лесть; шутки-высмеивания; предсказание ужасных последствий. Это так называемые простые приёмы. Есть и более сложные: имитация решения проблемы; альтернативные формулировки вопросов, требующие ответа «да» или «нет»; сократовские вопросы (техника первого «да»); оттягивание решения и др.
Список литературы:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - М.: Юнити, 1999.
2. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации //Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 5.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди/ Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: «Наука», 1989.
5. Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение.//Кадры, 1996-№ 6.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.:Аспект-Пресс.-1995.
8. Климова С. Трудовые конфликты на российских предприятиях.//Кадры, - № 5. - 1997.
9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА - М. – 1997.
10. Попова Е. Внутрифирменные конфликты: природа и методы преодоления. //Кадры, - 1997.- № 5.
11. Психология. Учебник для экономических Вузов/Под ред. В.Н.Дружинина.-СПб.:Питер, 2002.
12. Соловьев А.В. Конфликт в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогул //Менеджмент в России и за рубежом.-2000.-№4.
13. Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)//М.: УРСС, 1999.
14. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2000.
15. Фомин Г.П. Модели конфликтов// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 6.
16. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 1995.
17. Цой Л.Н. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов.//Сборник науч.трудов "В Контексте Конфликтологии: Диагностика и методология управления конфликтной ситуацией".-М.2000.-№ 3.
18. Юридическая конфликтология. - М.:- 1995.
19.Богданов, И.В. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов. – Режим доступа: . gumer.ru
20. Дружинин, В.О. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов [Текст] / В.О. Дружинин. - Санкт-Петербург Изд-во Питер, 2006. – 656с.
21. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зерькин. – Ростов-на-Дону Изд-во Феникс, 2005. – 266с
22. Кибанов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Кибанов. – Москва Изд-во Инфра-М, 2007. – 302 с..
23. Максименко, С. Л. Общая психология [Текст] / С.Л. Максименко. – Москва Изд-во Рефл-бук, 2004 – 528.
24. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. – Москва Изд-во Академия, 2007. – 487с.
25. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1980. – 341 с.
26. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л.: Наука, 1982. – 142с.
27. Антонов А.И. Методика социологического изучения малых социально-экономических групп (трудовых коллективов).— В кн.: Опыт социологической работы на предприятиях. - М.: Наука, 1970. – С. 57-83.
28. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 409 с.
29. Бабосов Е.М. Конфликтология. – МН.: ТетраСистемс, 2000. – 462 с.
30. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – 256с.
31. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб: Питер, 1992. – 203 с.
32. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. – Психические состояния. (Экспериментальная и прикладная психология). – Л.: Наука, 1981. – С. 71-92.
33. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. – Психология – призводству и воспитанию. – Л.: Наука, 1977. – С. 111-129.
34. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
35. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ,
36. Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае «если участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли». Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 2000. – С. 122
37. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе.// Вестник МУ. – сер. 14, № 4. – 2007. – С. 31
38. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л.: Наука, 1976. – 174с.
40. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993. – 191 с.
41. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб. – Рига: Эксперимент, 1997. – 217 с.
42. Квитко В.Я., Тарасенко В.М. Мы работаем вместе - Кишинев, 1981. – 214 с.
43. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Наука, 1978. – 249 с.
44. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
45. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. - Минск, 1976. – 191 с.
46. Конструктивная психология конфликта. Под ред. Б.И.Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 311 с.
47. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 2000. – С. 8
48. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ 2007. – С. 16-18
49. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – Социальная психология в трудах отечественных психологов. Сост. А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000. – С. 205-211.
50. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 231 с.