Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Понятие предпринимательского права в РФ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ
1.1. Понятие предпринимательского права в РФ
1.2. Предмет и метод предпринимательского права
1.3. Место предпринимательского права в системе права РФ
2. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ
2.1. Система предпринимательского права в РФ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ[1]1 (ГК РФ). Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершение им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т.д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени на свой риск[2]2.
Проблема правового регулирования предпринимательской деятельности является одной из существенных в юридической науке, причем в силу своей многоаспектности она привлекает внимание исследователей различных правовых отраслей – прежде всего, ученых-цивилистов, а также специалистов в области предпринимательского, налогового и административного права.
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции[3]1.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права. Для этого необходимо рассмотреть его предмет и метод.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тема данного работы «Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права» актуальна и представляет интерес для исследования.
Целью при написании работы является комплексный и всесторонний анализ предмета, метода и принципов предпринимательского права».
Объект – общественные отношения, складывающиеся в процессе применения предпринимательского права.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие предмет, метод и принципы предпринимательского права в РФ.
Достижение поставленной цели диктует в ходе исследования постановку и решение следующих задач:
1) проанализировать понятие предпринимательского права в РФ;
2) рассмотреть предмет и метод предпринимательского права;
3) определить место предпринимательского права в системе права РФ;
4) исследовать систему предпринимательского права;
5) охарактеризовать принципы предпринимательского права.
Теоретико-правовую основу исследования составляют нормы Конституции РФ[4]1, Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а также научные статьи и литература следующих авторов: Белых В.С., Беляевой О.А., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Лаптева В.В., Мамутова В.К., Попондопуло В.Ф., Смагиной И.А., Суханова Е.А. и др.
Методологическую основу исследования составляют научные методы познания: общенаучные, частнонаучные, специальные методы познания – системно-структурный, сравнительно-правовой. В ходе исследования также использованы общелогические методы познания (анализ, обобщение).
Поставленные цель и задачи предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ
1.1. Понятие предпринимательского права в РФ
Вопрос о юридической природе предпринимательского права весьма спорен. Господствующим является мнение, согласно которому предпринимательское право есть составная часть гражданского права. Оно не имеет предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, а также особых принципов в сфере предпринимательской деятельности[5]1. Практически здесь речь идет о коммерческом праве.
Сторонники концепции хозяйственного права неодинаково трактуют понятие «предпринимательское право». Так, В.В. Лаптев отмечает, что при переходе к рыночной экономике ощутимо повышается роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности[6]2. Иначе говоря, ставится знак равенства между понятиями «хозяйственное право» и «предпринимательское право» со всеми вытекающими отсюда научными выводами и практическими последствиями.
Такая позиция критикуется не только цивилистами (в критике теории предпринимательского права используются в основном аргументы из арсенала научной полемики прошлых лет). Она не разделяется и некоторыми сторонниками теории хозяйственного права. Например, В.К. Мамутов считает, что предмет хозяйственного права включает и предпринимательскую, и иную деятельность в области хозяйствования[7]3.
Представители школы цивильного права считают, что исходные позиции сторонников хозяйственного (предпринимательского) права остались в своей основе прежними. По мнению М.И. Брагинского, авторы, разделяющие хозяйственно-правовые взгляды, вынуждены облекать соответствующие идеи в несколько иную форму, сохраняя, однако, их существо, а именно возможность регулирования горизонтальных и вертикальных отношений в едином законе[8]1. И, наконец, в литературе было высказано мнение о том, что предпринимательское право есть комплексная отрасль (образование), регулирующая особого рода отношения в сфере хозяйствования[9]2.
Наряду с первичными структурами права существуют вторичные, третичные образования. Эта точка зрения имеет своих сторонников и противников.
Вопрос о юридической природе предпринимательского права и о его месте в российской правовой системе нельзя определить, не уяснив до конца два принципиальных момента. Первый - это явление дуализма в праве, породившее научный ажиотаж. Второй момент связан с разграничением таких понятий, как предпринимательская деятельность, коммерческая деятельность и торговая деятельность[10]3.
В подведении итога параграфа можно сделать вывод, что предпринимательское право - отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
1.2. Предмет и метод предпринимательского права
Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений, представленные ниже:
1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют горизонтальными, поскольку они основываются на равенстве сторон.
2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).
3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.).
В предмет предпринимательского права следует включить две основные группы правоотношений.
Первая - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ), а также на развитии этого права в нормах ГК РФ. Речь идет о содержании правоспособности граждан, включающей право заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ). Кроме того, в ГК РФ устанавливается необходимость государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст.ст. 23, 51 ГК РФ), а также регламентируется целый комплекс организационно-имущественных отношений. Конечно, все эти отношения взаимосвязаны предметным единством и являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, это разноотраслевые отношения.
Во вторую группу входят отношения, непосредственно связанные с самой предпринимательской деятельностью, с главной целью предпринимательства - систематическим получением прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Здесь приоритет имеет гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями - юридически равными субъектами товарно-денежных отношений иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) вмешательства в частноправовые отношения, например государственное регулирование цен на услуги естественных монополистов.
Итак, предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.
Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
С введением в действие в 1996 г. нового ГК РФ большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:
- нормы административного права;
- нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.
Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.
Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.