Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование отечественных организаций в современных рыночных условиях требует новых подходов к управлению: на первый план выдходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Для обеспечения управляемости таких систем необходимо применять современные подходы к управлению, а также новые методы, которые отвечают заданной сложности.
При этом можно сформулировать проблему возрастания эффективности работы каждого члена коллектива предприятия (компании) и коллектива в целом. Большое внимание в современном менеджменте уделяются влиянию лидера на взаимодействие всех членов коллектива (группы) в процессе принятия управленческих решений. Считается, что руководящая роль лидера состоит в выполнении ряда функций: оценке ситуации, определении целей и задач, аккумулировании и передачи информации. Рассматриваемая в работе проблема лидерства в современном менеджменте является актуальной и имеет бесспорное практическое значение, поскольку скорость и сущность изменений в бизнес - среде привела к необходимости просмотра знаменитой дилеммы «менеджер или лидер»: теперь, практически каждый менеджер должен в той или другой мере овладеть искусством лидерства.
Объектом исследования в работе является предприятие ООО «ТД АЗС Оборудование».
Предметом исследования являются роли лидера в современном менеджменте предприятия.
Целью курсовой работы является оценка состояния и разработка рекомендаций относительно повышения эффективности системы управления в компании за счет роли лидера в современном менеджменте.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие и сущность менеджмента и функции лидера организации
- осуществить сравнительную характеристику менеджера и лидера в организационных структурах
- выявить теории лидерства в системе эффективного менеджмента
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику деятельности организации;
- дать оценку лидерских качеств руководителей в системе управления организацией;
- сформировать рекомендации по усилению лидерских качеств руководителей разного уровня организации;
- оценить эффективность рекомендаций повышения лидерских качеств руководителя в организации;
Практическая значимость работы заключается в непосредственной возможности применения ее результатов для повышения эффективности управления конкретным предприятием.
Теоретической базой выполнения работы являются труды зарубежных ученых в области менеджмента и лидерства Р.Дафта М. Вебера, Ю. Джайнота, Б. Келлермана, Дж. Морено, Р. Стогдилла, К. Фидлера и Д.Тиссе, М. Хьюстона, П. Херси, Ф. Хессельбайна. А также отечественных исследователей, которые рассматривают лидерство в контексте совместной управленческой деятельности – А.В. Карпова , А.Я.Кибанова , С.Р. Филоновича, Р.С. Немова.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
1.1. Сущность и виды лидерства в организации
В середине ХХ столетия быстрый рост экономик ведущих стран Западной Европы и развитие теорий социальных систем и бихевиоризма вызвали изменения форм управления в организациях. Авторитарная система управления перестала удовлетворять требованиям как объектов, так и субъектов управления. Поэтому на смену администрированию появляется более широкий термин – менеджмент. Поскольку термин «менеджмент» является англоязычным, обратимся к данным источникам для определения данного понятия. Философский словарь дает такое трактование термина "менеджмент": "действие или искусство управления, руководство, которое включает исполнительные функции планирования, организации, координации, направление, контроля и надзора над какой-нибудь деятельностью с ответственностью за результаты"; "умное использование средств для достижения конечного результата" (перевод автора) [4, стр. 154].
Специализированный словарь Д. Френча определяет менеджмент как "процесс или деятельность, которая осуществляется путем выполнения разнообразных задач ради достижения поставленной цели, особого веса приобретают задачу, выполняющиеся общими усилиями группы людей (которая включает и человека, осуществляющего управление)" [5, стр.405].
Авторитетный отечественный учебник по менеджменту дает скупое определение «менеджмент - это деятельность. Но эта деятельность обязательно включена в качестве составляющей в деятельность организации в целом» [20, стр. 21].
Из этих разных определений видно, что менеджмент является более широким понятием, чем администрирование, поскольку кроме направленности на процесс - выполнение деятельности ради достижения организацией поставленных целей - менеджмент требует максимальной эффективности и ответственности за конечные результаты.
Эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики становится все более сложным. Это связано и с кризисными ситуациями, происходящими в экономической и социальной системах национальной экономики, и с необходимостью гибкого приспособления организации к перманентным изменениям внешней среды, которые предопределяют изменения в процессе формирования, функционирования и развития деятельности организации.
Данные указанные проблемы, возникающие перед предприятиями невозможно решить без современной профессиональной системы менеджмента в организации, изучения и усовершенствования функций менеджмента. Успешными организациям США, Западной Европы и Азии понадобилось достаточно много времени для формирования системы эффективного менеджмента.
Из-за отсутствия современной системы эффективного менеджмента на отечественных предприятиях и организациях, реализации современных концепций менеджмента в функциях управления, сильно снижается эффективность их деятельности эффективность их деятельности [22, стр. 25]. Для отечественной управленческой науки освоения достижений эффективного менеджмента остановилось на концепции 1950- х годов ХХ ст., которая предусматривала внедрение административного подхода и выделение административной функции в управлении организацией.
В соответствии с современным видением данной проблемы, менеджмент на предприятии (компании) выступает функциональной сферой управления, который вобрал в себе определенные специфические признаки управленческой деятельности, обусловленной необходимостью решения проблем относительно:
- внедрения управления социальной и экологической безопасностью деятельности;
- управления информационными связями;
- управления содержанием работ;
- управления трудовыми ресурсами;
- применения системы качества ІSO 9000;
- планированием деятельности организации, техникой реализации административной деятельности, аудитом и оцениванием управленческой деятельности.
В широком смысле применительно к организации управление можно рассматривать как совокупность функций, оказывающих содействие достижению целей организации.
Категория "функция", которая происходит от латинского "functіon" ("отправление", "деятельность"), широко используется в таких науках как математика, психология, философия, социология, экономика и др.
Она употребляется в значении обязанности, определенного вида деятельности, свойства, зависимость одной причины от другой и т.д., а также отображает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.
Функция менеджмента - это виды деятельности относительно объекта, которые обуславливаются кооперацией и разделением выполняемой работы среди управленческого персонала. Каждая функция состоит из последовательности взаимосвязанных действий для выполнения поставленной роли управления [11, стр. 34].
Вопрос относительно определения и классификации функции управления является актуальным для многих экономистов, ученых и менеджеров - практиков.
Так планирование как основную функцию управления называют и признают зарубежные исследователи, М. Х. Мескон, Г. Альберт, Ф. Хедоури [21, стр. 81- 83].
Отдельно функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт [13, стр. 56].
Отечественные исследователи считают напротив, что функция контроля является основной и разрешает обнаруживать проблемы еще к тому моменту, как они превратятся в кризисные явления [19, стр. 56, 26, стр. 78].
Некоторые авторы [13, 19, 26] сводят управление организацией к осуществлению руководителями организационно-распорядительных функций, которые реализовываются через бюрократические методы управления.
Такое ограниченное определение функции современного менеджмента приводит его к перечню управленческих действий и не отображает его современную концепцию, в соответствии с какой функцией и методы менеджмента должны отображали деятельность процесса управления организацией и работу всей администрации, а не только использоваться как административный подход в управлении организацией.
В широком смысле применительно к организации управление можно рассматривать как совокупность функций, оказывающих содействие достижению целей организации.
Интересной с точки зрения написания данной работы является позиция Ричарда Дафта, который выделяет функцию лидерства (руководства) в своих исследованиях. Ричард Дафт, объясняет ее как использование влияния для мотивации сотрудников [13, стр. 62].
Руководство - это феномен, который возникает в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство - феномен, зарожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Как показывают авторитетные исследования, роль руководителя определена согласно целей организации, а роль лидера возникает стихийно [27, стр. 39].
Лидерство в меньшей мере касается того, что вы делаете, а в большей - кто вы есть. Лидер должен работать не на свои интересы, проявляя цинизм, а на выполнение поставленных задач предприятия. Лидерство отвечает на вопросы "Как быть?", а не "Как выполнить то или другое?" [15, стр. 88].
Лидер отличается от хорошего руководителя не только тем, что выполняет управленческие функции, но является непревзойденным интегратором. Лидер должен создавать мотивацию для своих подчиненных [18, стр. 17]. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.
Критически проанализировав мнение авторитетных авторов, считаем, что функция лидерства (руководства) есть функционально необходимой для процесса управления организацией.
Проведем сравнительную характеристику менеджера и лидера в организационных структурах. До недавнего времени в среде ученых – менеджеров преобладало мнение, которая между понятиями «руководство», «лидерство» и «власть» нет существенного отличия, поскольку лицо, которое наделено полномочиями для осуществления управляющих функции (менеджер), автоматически считается лидером коллектива и имеет власть над подчиненными. Однако на практике эти три составляющих управленческого влияния не обязательно сосредоточенные в одних руках.
Если руководство состоит в праве лица давать официальные доверенности и распоряжение подчиненным и требовать их выполнения, то реальная власть зависит от личных качеств и ситуации, в которой находится руководитель (менеджер).
Отличия между статусом лидера и формального руководителя вытекают из особенностей роли и функций, которые ими выполняются.
Руководство предусматривает монополию на принятие решений и контроль за ходом их выполнения.
Лидер не узурпирует право принимать решение, а, наоборот, приглашает к этому каждого сотрудника. В результате изменяется статус каждого сотрудника. Если руководитель противостоит группе подчиненных, выступает как внешняя сила, то лидер превращает коллектив в единую команду.
Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции [27, стр.87]:
- постановка целей перед всеми участниками совместной деятельности (в процессе их взаимодействия);
- поиск средств достижения конкретных целей;
- мотивация побуждения к конкретному типу поведения, а также модификация их поведения;
- ориентирование усилий на достижение целей;
- формирование общих способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (таблица 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Таблица 1