Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
в) способ, время и мотив совершения правонарушения.
Например: неисполнение приказа служащим режимного предприятия, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение правил охоты (в том числе незаконной охоты) является административным нарушением. Та же незаконная добыча редких пород животных, но совершенная в заповедниках или заказниках, уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.
Распространенность отдельных видов проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательной переклассификации проступка в преступление, и Уголовный кодекс будет дополнен в этом случае новым составом преступления.
г) личность правонарушителя.
Проступки, в отличие от преступлений, не имею выражения общественной опасности самой личности. Но гражданин, который неоднократно нарушает правовые нормы и правила, становится общественно опасным, а его последующие противоправные действия расцениваются не как проступки, а как преступление.[8] Например, если один из родителей уклоняется от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — это гражданско-правовые проступки. Многократно, то есть злостное уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность.[9]Так же на общественную опасность личности указывают непогашенная и неснятая судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.
Преступление – это наиболее тяжкий вид правонарушения. Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и социальному порядку. За любые преступные действия применяются наиболее жесткие меры государственного наказания – уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные запреты на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении.
По своему типовому характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теоретика и практика большинства стран мира считают, что за пределами противоправных действий, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, относящихся к категории преступлений, нет и не может быть.[10]
Всегда и во всех развитых странах – за преступления применяются наказания - самые строгие меры государственного наказания, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного судом виновным в совершении преступления (лишение или ограничение каких либо свобод, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и т. п.).
Давность привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцати лет (к лицам, совершившим преступления против мира и человечества, сроки давности не применяются). Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, а так же и за покушение, приготовление к покушению, соучастие в каких-либо противоправных деяниях, а по некоторым составам и за укрывательство и недонесение о предстоящем или свершенном преступлении.
Признание виновным в совершении преступления и назначение наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (Уголовно-процессуальный кодекс).
Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбывания наказания лицо, осужденное за преступление, в течение длительного времени (в зависимости от тяжести преступления и, соответственно, от отбытия наказания) сохраняется «судимость» - особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.[11]
Уголовный кодекс РФ классифицирует преступления на основе такого понятия, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии с этим, статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений[12]:
1) небольшой тяжести преступления;
2) средней тяжести преступления;
3) тяжкое преступление;
4) особо тяжкие преступления.
Небольшой тяжести преступлениями – признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
Средней тяжести преступлениями – признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями – признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими признаются – умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти лет или более строгое наказание.
Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административно-дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера, применяемого при этом взыскания, все проступки делятся на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).
Административный проступок – это нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности.[13] Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности. Административным проступком является противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, имущество, установленный порядок управления, за который законом предусмотрена административная ответственность.
К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения общественного порядка, памятников истории и культуры, правил, действующих на транспорте, нарушения ветеринарно-санитарных правил и т. д.
Административные взыскания за совершение административного правонарушения подразделяются на несколько видов: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток), конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и т. д.
Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях. Административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
Согласно Российскому законодательству, повтор одного и того же административного проступка в ряде случаев может привести к переквалификации административной ответственности в уголовную.
Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, образовательной, военной и других дисциплин. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (положениях, инструкциях, уставах) и локальных (решениях местных органов государственной власти и т. д.), нормативно правовых актах. Устанавливаются различные административные меры и в действующем Российском законодательстве.
Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо – руководитель не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения правонарушения. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год.
Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, которые совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений. Гражданские правонарушения выражаются в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц или организаций.[14]
При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, конфискации имущества у должника, признания сделки недействительной, принудительного исполнения условий договора и т.д.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (1/3, 2/3, 1 среднемесячный заработок).
Привлечь к гражданско-правовой ответственности могут суд, арбитражные суды, третейский суд.
Процессуальные правонарушения (проступки) - нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоохранительном органе, вынесения правоприменительного акта.
Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову, проводящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе). Процессуальным проступком является и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть применена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и будет являться наказанием за процессуальный проступок).
Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиненного ими личности или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков»[15]. В этот кодекс предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем другие.
Идея не была реализована, хотя в ней имеются рациональные точки. Кстати, законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, которые занимают промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. В Уголовном кодексе Франции преступные деяния делятся на три категории: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание).[16] Такой подход делает правонарушение более конкретным для специальной группы правоохранительных органов по борьбе с определенными видами правонарушений и, прежде всего, с преступностью.
3. Причины и условия совершения правонарушений
Явно не хватает тех практических усилий, которые тратит наше общество на предупреждение правонарушений и борьбу с ними. Иными стали и совершаемые в нашей стране правонарушения.
Среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Если ранее среди рассматриваемых судами дел две трети были гражданскими и трудовыми и только треть уголовными, то в настоящее время удельный вес уголовных дел значительно возрос. Следовательно, среди правонарушений начинают доминировать не проступки, а преступления. Таким образом, преступления становятся более циничными и жестокими.
Также, резко возросло число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними молодыми людьми. В основном они совершают кражи со взломом, грабежи, разбои, уличные преступления.