Файл: Система органов местного самоуправления(Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации
1.2 Система органов власти местного самоуправления
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.1 Анализ структуры органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
Таблица 3.
Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по муниципальным районам
Наименование муниципального района |
Удовлетворенность населения (процентов от числа опрошенных) |
Удовлетворенность населения (средний % критериев) |
|
2017 |
2018 |
2018 год (по методике Минэкономразвития) |
|
Бондарский |
71,4 |
58,1 |
57,1 |
Гавриловский |
75,7 |
73,8 |
47,2 |
Жердевский |
57,8 |
54,1 |
49,3 |
Знаменский |
59,3 |
61,1 |
50,0 |
Инжавинский |
66,5 |
59,2 |
51,1 |
Кирсановский |
60,8 |
54,8 |
60,2 |
Мичуринский |
64,1 |
55,7 |
73,8 |
Мордовский |
66,4 |
61,5 |
57,7 |
Моршанский |
48,5 |
54,2 |
64,4 |
Мучкапский |
66,4 |
53,3 |
46,6 |
Никифоровский |
54,5 |
54,3 |
52,7 |
Первомайский |
46,9 |
53,4 |
57,3 |
Петровский |
65,7 |
70,9 |
65,2 |
Пичаевский |
68,2 |
70,7 |
51,8 |
Рассказовский |
63,3 |
51,9 |
64,8 |
Ржаксинский |
64 |
59,2 |
52,0 |
Сампурский |
62,5 |
57,4 |
45,7 |
Сосновский |
63,1 |
52,3 |
58,2 |
Староюрьевский |
59,4 |
50 |
45,0 |
Тамбовский |
41,9 |
39,2 |
65,8 |
Токаревский |
70,8 |
61,1 |
49,5 |
Уваровский |
74,6 |
62,5 |
50,7 |
Уметский |
68,5 |
57,5 |
42,5 |
Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по муниципальным районам в 2018 г. составила 57,7 (в 2016 году 62,6%).[42].
В таблице 4 представлен рейтинг муниципальных образований Тамбовской области по результатам комплексной оценки за 2018год.
Таблица 4.
Рейтинг муниципальных образований по результатам комплексной оценки за 2018год
Муниципальное образование |
Место в рейтинге |
||
комплексной оценки эффективности деятельности ОМСУ за 2016-2018 |
среднего значения сводного индекса значений показателей эффективности деятельности ОМСУ за 2016-2018 гг.(удельный вес в комплексной оценке - 0.8) |
сводного индекса значений показателя - оценки населением деятельности ОМСУ за 2016-2018 гг.(удельный вес в комплексной оценке - 0.2) |
|
Городские округа |
|||
Кирсанов |
7 |
||
Рассказово |
1 |
||
Котовск |
2 |
||
Тамбов |
6 |
||
Мичуринск |
3 |
||
Уварово |
4 |
||
Моршанск |
5 |
2.Муниципальные районы |
|||
Петровский |
1 |
1 |
3 |
Гавриловский |
2 |
8 |
2 |
Уваровский |
3 |
7 |
4 |
Мучкапский |
4 |
6 |
9 |
Инжавинский |
5 |
5 |
10 |
Пичаевский |
6 |
16 |
1 |
Ржаксинский |
7 |
14 |
5 |
Жердевский |
8 |
3 |
19 |
Знаменский |
9 |
9 |
12 |
Сосновский |
10 |
4 |
20 |
Первомайский |
11 |
11 |
17 |
Мичуринский |
12 |
12 |
13 |
Токаревский |
13 |
17 |
8 |
Никифоровский |
14 |
13 |
18 |
Кирсановский |
15 |
20 |
7 |
Рассказовский |
16 |
2 |
22 |
Сампурский |
17 |
22 |
6 |
Моршанский |
18 |
18 |
11 |
Уметский |
19 |
20 |
14 |
Мордовский |
20 |
19 |
16 |
Староюрьевский |
20 |
15 |
21 |
Тамбовский |
22 |
10 |
23 |
Бондарский |
23 |
23 |
15 |
Расчёты выполнены в соответствии с областными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317.
Комплексная оценка рассчитана путём определения средних значений сводных индексов значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления и сводного индекса показателя-оценки населением деятельности органов местного самоуправления. Сводные индексы значения каждого показателя, среднее значение сводного индекса значений показателей, сводный индекс значения показателя-оценки населением деятельности ОМСУ определялись как интегрированная оценка индексов среднего темпа роста и среднего объёма показателя за 2016-2018 годы. [42].
Таким образом, лидерами в рейтинге муниципальных образований Тамбовской области по результатам комплексной оценки за 2018 год являются городские округа Кирсанов, Рассказово и Котовск, а также муниципальные районы Петровский, Гавриловский и Уваровский.
В ноябре 2018 года губернатор Тамбовской области Александр Никитин на заседании регионального госсовета в Петровском районе обсудил с главами районов и городов области целевые показатели социально-экономического развития муниципалитетов. Губернатор региона Александр Валерьевич Никитин озвучил рейтинг деятельности территорий на основе 66 показателей, в том числе, и по результат выполнения майских указов президента страны. На оценку деятельности органов местного самоуправления теперь влияют не только экономические показатели, но и степень удовлетворенности населения в объемах и качестве получаемых услуг- в том числе, здравоохранении, образовании, ЖКХ. Немаловажную роль играют также показатели увеличения доходов населения и их трудовая занятость[42].
Необходимо отметить, что система рейтинговых соотношений мотивирует руководителей муниципальных образований на достижение определенных положительных показателей в решении закрепленных за нами полномочий, а также необходима для самоконтроля и совершенствования управленческого процесса. В то же время, оценка эффективности работы местного самоуправления позволяет и обществу контролировать качество деятельности органов местного самоуправления.
По мнению Елены Щербаковой, временно исполняющей обязанности главы администрации Тамбовского района, анализ социально-экономического развития муниципалитетов, целевых показателей необходим, как стимул для развития территории. Тамбовский район – один из лидеров по выполнению указов президента. По наполнению бюджета путём расщепления госпошлины – в числе передовиков по региону, как и в части реализации федеральной целевой программы по обеспечению доступным и комфортным жильём граждан. Такие оценки важны, как для руководителей территорий, так и для его жителей, которые видят проделанную работу, решённые или, наоборот, нерешённые проблемы[42].
По оценке главы города Мичуринска Александра Кузнецова, новая система оценки городов и районов. 66 критериев, разработанных экспертами, позволяет совершенно по-новому взглянуть на общие цели, стоящие перед Тамбовщиной, и цели каждого отдельного муниципального образования. В центре внимания - широкий круг вопросов, начиная от поддержки малого бизнеса, использования невозделываемых земель, наполнения бюджета, заканчивая легализацией зарплат, ростом доходов населения, развития образования и здравоохранения[42].
Своё мнение о системе рейтингования выразил глава Петровского района Сергей Ефанов: «Система рейтингования прекрасно стимулирует в работе, заставляет продумывать подходы с учётом самых различных обстоятельств, видеть ситуацию во всей полноте. Её универсализм в том, что жизнь муниципалитета предстаёт всесторонне, управленческие решения формулируются гораздо точнее» [42].
Проведенный анализ местного самоуправления на территории Тамбовской области позволяет сделать вывод о том, что деятельность местного самоуправления удовлетворительна. Местные власти заботятся о благополучии населения. - Местное самоуправление занимает особое место в политической и социально-экономической системах общества. Местное самоуправление рассматривается руководством области, как мощный фактор поступательного движения в регионе, как дополнительный ресурс социально-экономического развития территорий.
2.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
На основе выявленных при проведении анализа проблем разработаны следующие предложения по повышению эффективности деятельности местного самоуправления:
1) заключение контрактов муниципального частного партнерства;
2) введение эффективных контрактов оплаты труда муниципальных служащих;
3) разработку показателей эффективности работы местного самоуправления.
Из всех перечисленных проблем наиболее актуальной на сегодняшний день, на наш взгляд, является проблема отсутствия достаточных бюджетных финансовых средств. Для решения этой проблемы и повышения эффективности деятельности местного самоуправления рекомендуем активное использование муниципального частного партнерства.
Муниципальное частное партнерство – это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для муниципального образования.
Муниципальное образование заключает контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок заключения контрактов определяется нормативными актами РФ.
Муниципальное частное партнерство осуществляется в различных вариациях.
Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории. Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.
Подписывая условия контракта, стороны должны оговорить свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником. Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. Муниципальное образование при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты. Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендаторам в имущество, которым он пользуется.
В рамках муниципального частного партнерства могут реализовываться различные проекты. К самым актуальным относят проекты в сфере:
- общественного транспорта,
- ЖКХ,
- сбора и уничтожения отходов.
Таким образом, заключение контрактов муниципального частного партнерства позволит повысить эффективность деятельности местного самоуправления с помощью привлечения дополнительных финансовых средств частного бизнеса. [37, c.67].
Для решения проблемы отсутствия должной мотивации муниципальных служащих на высокую эффективность работы рекомендуем введение эффективных контрактов оплаты труда муниципальных служащих. Представляется, что самым действенным стимулом к эффективной работе является финансовый стимул. Чтобы система эффективных муниципальных контрактов система начала действовать, необходимо установить четкие критерии эффективности работы муниципальных служащих.