Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ведения хозяйства большое значения приобретает совокупность мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение управления хозяйственной деятельностью. Неотъемлемой составляющей хозяйственной деятельности организации развития является бухгалтерский учет, рациональная организация которого выступает предпосылкой эффективного управления собственностью и хозяйственной деятельностью предприятия. Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет обеспечить сохранность имущества, обеспечить эффективность управления ресурсами, исчислить финансовый результат деятельности, определить налоговые обязательства.

Одной из серьезных проблем экономики была и остается ведение бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, а также налогообложения данного сектора предприятий.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности – шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста.

Малым предприятиям в рыночной экономике принадлежит значительная роль. Именно малые предприятия являются важным звеном осуществления реальных экономических преобразований, они могут реально противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок.

Для малого предприятия всегда найдется ниша на рынке. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а следовательно, реальному подъему экономики.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства регулируется Налоговым кодексом РФ, который предусматривает специальные налоговые режимы. В целях стимулирования малых предприятий на уровне региона допускается уменьшение налоговых ставок.

Исходя из выше сказанного тему курсовой работы считаю актуальной.

Объектом исследования является налогообложение предприятий малого бизнеса.

Предмет исследования являются специальные налоговые режимы.

Целью выполнения дипломной работы является исследование особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.


В работе для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть теоретические основы ведения бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии малого бизнеса;
    • рассмотреть особенности ведения бухгалтерского учета и налогового учета при различных налоговых режимах.

1.Особенности ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Основным принципом организации бухгалтерского учета в любой организации является максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий этот принцип особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность [22].

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

  • обеспечить сохранность имущества;
  • обеспечить эффективность управления ресурсами;
  • исчислить финансовый результат деятельности;
  • определить налоговые обязательства.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартам) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за его организацию, за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий [13].

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность малых предприятий и субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в редакции от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также необходимо отметить следующие нормативные акты [25]:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998
    № 145-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  4. Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 178 «О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;
  5. Федеральный закон от 21.11.2006 № 129 «О бухгалтерском учете»;
  6. Приказ Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, удовлетворяющие следующим критериям [15]:

  1. суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%;
  2. доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  3. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для средних предприятий – от ста одного до двухсот пятидесяти человек; для малых предприятий – до ста человек;
  4. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год для малого предприятия не должна превышать 400 млн.руб.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. В принятой учетной политике утверждается:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций [4].

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом, оно может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи; взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета; сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов; накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности [24].

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Малое предприятие с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющее незначительное количество хозяйственных операций может применять упрощенную форму бухгалтерского учета [11].

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.


Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцию по его применению, утвержденному Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н, с учетом рекомендаций. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предприятие учитывает хозяйственные операции следующим образом [5].

Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке и первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств. Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет. Применение способа начисления амортизации по объекту основных средств производится в течение всего его срока полезного использования. При этом следует иметь в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения основных средств производится в следующем месяце после месяца принятия объекта к бухгалтерскому учету или снятия с него. При выбытии основных средств их стоимость списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Износ основных средств», при этом недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются на счет 91 «Прочие расходы и доходы».

При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или кредита счетов учета денежных средств. Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08, в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».