Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки».( Сущность понятия «затраты»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.)

В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете они подразделяются на:

  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов)

По месту возникновению накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:

1) Общецеховые затраты — это затраты, связанные с функционированием цеха как элемента производственного процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха).

2) Общепроизводственные затраты — это затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров)

2.1. Расходы организации: их понятие и группировка

Как известно, основной целью создания, хозяйствующего субъ­екта (организации, предприятия) является производство продукции (товаров), выполнение работ или оказание услуг. Процесс произ­водства (выполнения, оказания) представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием и продажей гото­вого продукта. Во время его создания и реализации производятся различные расходы

Расходование — это процесс, связанный с возмещением (в ос­новном денежными средствами) потребленных активов, оплатой труда работников, начислениями отдельных видов обязательств и отчислениями (например, амортизационными) в соответствии с действующим законодательством и договорами

Согласно ПБУ 10/99 [13] расходами организации признается умень­шение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников иму­щества). Таким образом, расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, т.е. доходы организации уменьшатся


По действующей методологии бухгалтерского учета не призна­ются расходами организации выбытие средств:

• в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и пр.);

• в связи с финансовыми вложениями (вклады в уставные капи­талы, приобретение ценных бумаг других организаций и пр.);

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным до­говорам в пользу комитента и пр.;

• в виде аванса, задатка оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг);

• в погашение кредитов и займов, полученных организацией

Часто в нормативно-правовых актах и профессиональной лите­ратуре происходит смешение понятий «расходы», «затраты» и «из­держки»

Под затратами понимается использование капитала на приоб­ретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществле­ния всей предпринимательской деятельности организации

Приобретенные ресурсы числятся в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания доходов, на извлечение кото­рых и были использованы данные ресурсы. В момент признания доходов произведенные затраты признаются в качестве расходов. Если затраты не признаны в отчетном периоде в качестве расходов из-за отсутствия приходящихся на них доходов, то они должны от­ражаться в отчетности в качестве активов, которые будут включать­ся в расходы в последующие отчетные периоды

По нашему мнению, затраты и издержки близки по-своему эко­номическому содержанию. Говоря о затратах, мы имеем в виду все затраченные в отчетном периоде ресурсы, говоря об издержках, мы имеем в виду израсходованные ресурсы на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) за определенный период и прихо­дящиеся на законченный продукт и остатки незавершенного произ­водства

 Себестоимость законченного продукта — это все издержки в денежном выражении, связанные с его производством и продажей

 Калькулирование — это определение (исчисление) величины себе­стоимости продукции

Большое значение для эффективной организации учета расхо­дов имеет их группировка. Все расходы организации можно подраз­делить на расходы:

• по обычным видам деятельности;

• прочие расходы

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, то есть проведением той деятельности, с целью осуществления которой и создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие)


В тех организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов, участие в капиталах других организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другой ин­теллектуальной собственности, указанные операции относятся к обычным видам деятельности

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бух­галтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной (иной форме) или величине кредиторской задолженности

Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы:

• связанные с потреблением сырья, материалов, топлива и иных производственных запасов;

• возникающие непосредственно в процессе обработки матери­ально-производственных запасов или производства продук­ции (выполнения работ, оказания услуг);

• связанные с управлением организацией в целом;

• связанные с продажей готового продукта производственного процесса

Расходы, производимые организацией в процессе предпринима­тельской деятельности, но по действующему положению ПБУ 10/99 отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами

В свою очередь прочие расходы подразделяются на:

• операционные;

• внереализационные;

• чрезвычайные

Операционными расходами называются расходы, возникающие по нетипичным для данной организации и относительно редким фак­там хозяйственной деятельности

К операционным относятся расходы, связанные с:

• предоставлением за плату во временное использование активов организации или прав, возникающих из патентов на изобре­тения, промышленные образцы и пр. (если эти операции не являются предметом деятельности);

• участием в уставных капиталах других организаций;

• продажей и выбытием активов организации (объектов вне­

оборотных активов, материалов и др., кроме денежных средств в национальной валюте);

• оплатой услуг кредитных организаций и проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользо­вание кредитов и займов; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского уче­та (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вло­жений в ценные бумаги и пр.), а также резервы, создавае­мые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

• а также прочие операционные расходы

Внереализационными расходами называются случайные, нетипич­ные для хозяйственной деятельности организации траты


Внереализационными расходами являются:

• штрафные санкции за нарушение условий договоров (штра­фы, пени, неустойки);

• возмещение причиненных организацией убытков;

• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию;

• курсовые разницы;

• суммы уценки активов;

• перечисление средств, связанных с благотворительной деятель­ностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, от­дыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и т.п.;

• прочие внереализационные расходы

К чрезвычайным относятся расходы, возникающие как последст­вия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Чрез­вычайными обстоятельствами называются такие операции, которые нехарактерны для обычной деятельности, возникают редко, непред­виденно и не являются следствием управленческих решений персо­нала организации

Необходимо отметить, что отнесение сумм к расходам по обыч­ным видам деятельности или к прочим расходам условно, их пе­речни являются открытыми, и организация сама решает, к какой группе отнести те или иные расходы, так как это не влияет на ве­личину конечного финансового результата

Все расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным догово­ром, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расходов может быть определена;

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной опера­ции произойдет уменьшение экономических выгод организации

Если в отношении расходов, осуществленных организацией, не выполняется хотя бы одно из названных выше условий, то в бухгал­терском учете признаются не расходы, а дебиторская задолженность

Обязательным условием признания расходов является отнесение их к конкретному учетному периоду. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от вре­мени фактической выплаты денежных средств

2.2.Основные признаки классификации расходов

По экономическому содержанию расходы делятся на расхо­ды по экономическим элементам и статьям расходов (статьям каль­куляции). Обычно экономическим элементом называют однород­ный вид расходов. Подразделение расходов по экономическим эле­ментам позволяет определить виды затрат по организации в целом независимо от места их происхождения и направления. Порядок формирования и учета расходов, включаемых в расходы по обыч­ным видам деятельности по экономическим элементам, будет рас­смотрен далее;


Статьей расходов, или калькуляционной статьей, обычно назы­вают определенный вид затрат, образующих себестоимость как от­дельных видов продукции (работ, услуг), так и всего выпуска орга­низации. Состав калькуляционных статей в настоящее время не регламентирован, но, исходя из сложившейся практики, можно предложить их примерную номенклатуру:

• сырье и материалы;

• возвратные отходы (вычитаются, так как уменьшают затра­ченные сырье и материалы);

• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производствен­ного характера сторонних организаций;

• топливо и энергия на технологические цели;

• заработная плата производственных рабочих;

• отчисления на социальные нужды;

• расходы на подготовку и освоение производства;

• общепроизводственные расходы;

• общехозяйственные расходы (управленческие расходы);

• потери от брака;

• прочие производственные расходы.

Итого: производственная себестоимость продукции, коммерче­ские расходы

ИТОГО: полная себестоимость продукции

В отдельных отраслях состав калькуляционных статей расходов будет различен, так как номенклатура статей отражает особенности каждой отрасли, ее производственную специфику, характер выпус­каемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг

Помимо классификации расходов по экономическому признаку, их можно группировать и по отношению к производственному (технологическому) процессу. По такому признаку все расходы подразде­ляются на основные и накладные

Основными называются расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг). Эти расходы занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов, они являются основой для обычного вида деятельности организации. Например, затраты сырья или материалов, трудовые затраты и прочие расходы

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслу­живанием и управлением процессом производства. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы

По отношению к объему производства все расходы делятся на пе­ременные и постоянные:

К переменным относятся расходы, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продук­ции (работ, услуг). Например, если значение объема производства повышается на 20%, то и переменные расходы повышаются на 20%. К таким расходам можно отнести расходы сырья и материалов, зара­ботную плату производственных рабочих