Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Рекламный рынок сегодня - это важная сфера национальной экономики, обеспечивающая рабочими местами большое количество населения, основной источник выживаемости средств массовой информации, поддерживающий их цену для потребителей на низком уровне, важная составляющая культурной жизни общества.

Реклама представляет собой целенаправленное информативное воздействие неличного характера на потребителя для продвижения товаров на рынке сбыта.

Реклама – это распространение информации о товарах и услугах с целью ускорения их продажи; установления контактов между покупателем и товаром, пропаганда товаров и информация о способах их покупки; средство, содействующее появлению у покупателя заинтересованности и желания купить данный товар.

Реклама – представляет собой краткую, эмоционально окрашенную информацию, направляемую потенциальным покупателям (потребителям) для побуждения их к совершению действий, связанных с приобретением (использованием) товаров и услуг.

На сегодняшний день правовое урегулирование рекламной деятельности чрезвычайно актуально, так как рекламный бизнес «набирает обороты»: производители всё чаще прибегают к средствам рекламы, сознавая, что это действенное средство продвижения товаров, работ, услуг на рынке.

Актуальность исследования данной темы подтверждает, что развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который обеспечивает общественную потребность в рекламных услугах и соответственно необходимости правового регулирования отношений, возникающих между государственными органами, иными организациями, гражданами в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы.

Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в области правового регулирования распространения рекламы.

В качестве предмета исследования выступают нормы права, научные теории и концепции, статьи ученых-правоведов в области права, регулирующие отношения по распространению рекламы, а также материалы правоприменительной практики.

Целью курсовой работы является проведение анализа теоретических и практических проблемных вопросов в области правового регулирования распространения рекламы, систематизации правовых норм в области распространения рекламы, а также выявление конкретных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего соответствующие понятия и институт, а также предложений, направленных на совершенствование теоретических аспектов и правоприменительной практики в указанной области.


Для реализации вышеуказанной цели в настоящем исследовании были поставлены следующие задачи:

- общая правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству;

- понятие и признаки рекламы;

- правовая природа и виды рекламы;

- теоретические основы договора оказания рекламных услуг;

- договор оказания рекламных услуг и его виды;

- стороны в договоре оказания рекламных услуг, их права и обязанности;

- заключение, прекращение и расторжение договора оказания рекламных услуг.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и признаки рекламы

Легальное определение рекламы дано в Федеральном законе РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[1].

Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков.

Реклама - это информация:

а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

Так как рекламная деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности - рекламной - то на нее, естественно, распространяются нормы конституционного, гражданского, административного, финансового, уголовного и других отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность. Особенности же правового регулирования специфического самостоятельного вида ПД - в основном определены в Законе о рекламе. Кроме названного Закона, законодательство РФ о рекламе состоит из принятых в его развитие (в соответствии с ним) иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются также указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Законом о рекламе.


Корни рекламы ухолят в глубокую старину и связаны с тем, что производители любого уровня и фазы развития желали заявить о себе и своих товарах для обеспечения эффективных продаж или товарообменных операций. Каждый этап эволюционного развития рекламной деятельности обусловлен экономическими предпосылками, определенным способом формирования производительных сил.

Рекламная деятельность возникла не как самостоятельный вид общественной деятельности, а как потребность производителей товара в презентации товара через неличные средства коммуникаций. Основные причины возникновения рекламы – общественное разделение труда и появление свободного рынка.

В своем развитии реклама была связана преимущественно с товарообменом, поэтому рынок нуждался в носителях информации для таких операций. В процессе обмена продавец и покупатель вступают в определенные взаимоотношения, которые стремятся улучшить. Реклама становится связующим элементом рынка, поскольку для совершения актов купли-продажи потенциальным продавцам и покупателям необходимо обозревать рынок, располагать определенным минимумом сведений о движении спроса и предложения.

Распространяя информацию о наличии товаров, условиях их покупки и потребления, реклама участвует в формировании товарного предложения, а тем самым и спроса с точки зрения его конкретной направленности[2].

Законодательство о рекламе позволяет выделить ряд основных юридических признаков, характеризующих определенную информацию как рекламу.

Во-первых, это, прежде всего, информация, то есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах. Именно на информацию ложится основная нагрузка в понятии рекламы.

Для того чтобы информация признавалась рекламой, необходимо, чтобы она содержала определенные сведения, которые условно можно разделить на три категории: первая – это информация о физическом лице или организации, вторая – о продукции, товарах, работах или услугах, производимых или реализуемых юридическим либо физическим лицом, третья – это информация о правах, охраняемых законом интересах или обязанностях организаций или граждан, средствах индивидуализации организаций или граждан, товаров, результатах интеллектуальной деятельности, конкурсах, лотереях, играх, иных игровых, рекламных и иных мероприятиях, пари, явлениях (мероприятиях) социального характера.

Во-вторых, информация для признания ее рекламой должна быть распространена в любой форме с помощью любых средств. Данный признак означает, что реклама должна быть распространена, обнародована. Отсутствие факта распространения исключает данный признак.


При этом формы распространения рекламы могут быть разнообразными: устная речь, графические, фото-, аудио-, видеоизображения, текст, музыкальное произведение, цвет, звук и многие другие способы, их комбинации и сочетания, которые служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него.

Реклама может распространяться с помощью любых средств: с использованием средств наружной рекламы (например, на специально предназначенных для рекламы средствах – щитах, кронштейнах, пилонах, плакатницах и т.д.), телевидения, радио, печатных средств массовой информации (как рекламных, так и нерекламных), сети Интернет, листовок и т.д.

В-третьих, главный отличительный признак, выделяющий рекламу из общего массива информации, состоит в ее целях. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие цели распространения рекламы:

а) привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему;

б) способствование продвижению объекта рекламирования. Конечная цель рекламной информации – оказать влияние на потребителей рекламы.

На основании вышеизложенного следует, что конкретный материал (явление, событие) может быть признан рекламой только в том случае, если он в совокупности отвечает всем трем признакам, установленным действующим законодательством. Отсутствие хотя бы одного из данных признаков не позволяет к такому материалу применять законодательство о рекламе.

Следует отметить, что в современной юридической литературе выделяются дополнительные (экономические) признаки рекламы. Остановимся на двух дополнительных признаках, таких как платный характер рекламы и раскрытие в рекламе ее заказчика.

Некоторые авторы к признакам рекламы относят ее платный характер. Однако относительно установления данного признака рекламы можно привести следующие возражения.

Во-первых, одно юридическое или физическое лицо может одновременно являться рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем. В этом случае реклама не будет являться платной[3].

Во-вторых, введение такого признака рекламы значительно затруднит отграничение рекламы от иных смежных категорий.

Следующим признаком рекламы, выделяемым в юридической литературе, является раскрытие в рекламе ее заказчика. Однако представляется, что раскрытие заказчика при распространении рекламных данных является не признаком рекламы, а требованием к ней, установленным действующим законодательством.


Таким образом, реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В практической деятельности субъекты хозяйствования для отнесения определенной информации к рекламе, прежде всего, должны обращать внимание на наличие в ней всех трех признаков, закрепленных законодательно.

1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности

В ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе» в качестве целей провозглашается развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Как известно, это такая реклама, которая способна ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также которая посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали[4].

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Идеальная реклама — это поиск разумного баланса интересов продавца и покупателя. Рекламные коммуникации состоят из трех равнозначных частей: информации о товаре, маркетинга и творческой части, выраженной ярко, самобытно и запоминаемо.

В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нес тратится в среднем 3—6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции до 20—30%. Российский рекламный рынок входит в десятку крупнейших европейских рынков. Состояние этого рынка является одним из показателей того, что происходит в стране: каковы покупательные способности населения и каков инвестиционный климат.