Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (общая характеристика, круг лиц, имеющих право на пособие, виды, порядок начисления и выплаты пособий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ государственных пособий гражданам, имеющим детей

1.1. Понятие и сущность пособий гражданам, имеющим детей

1.2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

1.3. Пособия многодетным семьям

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Единовременное пособие при рождении ребенка

2.2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

2.3. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

2.4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

2.5. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

2.6. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЙ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ, ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Представляется подходящим формирование государственного института социальных уполномоченных, информирующих население о имеющихся социальных программах и помогающих подготовить и составить нужные документы.

В рамках права социального обеспечения реализуются средства воздействия на процессы рождаемости и продолжительность жизни населения путем внедрения правового регулирования социальной защиты граждан, воспитывающих детей. Кроме того, большое значение приобретает социальное обеспечение семей с детьми в условиях низкого размера оплаты труда и, как результат, парадоксальной ситуации, при

25

которой довольно часто двое работающих родителей не в силах прокормить двоих детей[12].

В качестве примера ограничений в праве на социальное обеспечение можно привести ужесточенные условия получения пособий по временной нетрудоспособности лицами, которые осуществляют уход за детьми в случае их болезни. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» впервые ограничил период выплаты пособия во время ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет; теперь пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком. Ранее законодательством предусматривалась выплата пособий по временной нетрудоспособности за весь период ухода. При уходе за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет обеспечение пособием возможно, как и ранее до 15 календарных дней, однако продолжительность выплаты пособия, включая все случаи ухода за этим ребенком за календарный год, ограничена сроком в 45 календарных дней. Так же, появилось ограничение в сроках выплаты пособий по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет, составляющих 120 календарных дней в году, включая все случаи ухода за этим ребенком. Прежде правовыми нормами не закреплялись какие-либо ограничения в сроках выплаты пособий по уходу за ребенком-инвалидом, не достигшим возраста 18 лет. По мнению автора, этими ограничениями ущемляются права граждан, воспитывающих детей, что может привести к возросшему числу детей и подростков, имеющих хронические заболевания, что связано с необходимостью для родителей приступить к работе, несмотря на болезнь ребенка, независимо от того, выздоровел ребенок или продолжает болеть, в связи с отсутствием средств к существованию в виде пособия по временной нетрудоспособности. Можно указать также на то, что данными


26

ограничениями не учитываются объективные реалии в развитии российского общества, выражающиеся в спаде рождаемости, высоком уровне детской смертности, росте хронических заболеваний среди населения, низкой продолжительности жизни).

В ходе анализа законодательства в области социального обеспечения семей с детьми можно отчетливо проследить некий дисбаланс социальной и экономической функций государства. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает выплату материнского (семейного) капитала в качестве меры социальной поддержки, направленной на повышение благосостояния семьи, воспитывающей детей. При этом предусматриваемый указанным законом механизм выплат и ограничение количества направлений, по которым возможно расходование (на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (детьми), на формирование накопительной части трудовой пенсии матери) затрудняет фактическое использование средств материнского (семейного) капитала. Чаще всего средства материнского (семейного) капитала расходуются на приобретение жилья.

Проведенный анализ дается основания говорить о нарушениях прав на социальное обеспечение, порождаемых недостатками в действующем законодательстве и сложившейся практике применения данного законодательства. Во избежание или минимизирования последствий сложившейся ситуации необходим отказ от недостаточно качественных решений, выработка долгосрочной научно обоснованной стратегии развития социального обеспечения, отвечающей в первую очередь интересам человека, а не экономического пространства.

В настоящее время региональное законодательство отражается не объективные факторы, которые характерны в том или ином регионе, а возможности экономики того или иного субъекта РФ, что приводит

27

образованию прямой зависимости объема социальных выплат и услуг, а следовательно и права на социальное обеспечение, от состоянию бюджета региона. Подчас различия в правовом статусе семей как субъектов права на социальное обеспечение, проживающих в различных регионах, столь существенны, что порой складывается мнение, что семьи живут не в одной стране, а в различных государствах. Подобные различия - это путь к сепаратизму. В современных условиях необходимо осознание того, что единство права обеспечивает единство государства. Обеспечение единства правового и социального пространства возможно посредством усиления централизации правового регулирования, что позволит избежать хаотичного формирования законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечит социальную защищенность граждан.


Также, отдельно следует учесть ситуацию с выплатой ежемесячных пособий по уходу за ребенком, если мать ребенка не работает (не работала в период исчисления суммы пособия по уходу за ребенком), так как в любом случае ребенка следует содержать на какие-то средства.

Следует также учесть содержание матерей, которые остаются воспитывать детей до трех лет, когда отец ребенка (законный супруг матери ребенка) находится в местах лишения свободы.

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное обеспечение семей с детьми - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и уполномоченными органами государства, иными юридическими лицами - с другой, по поводу предоставления денежных выплат и других видов обеспечения при наступлении у них определенных жизненных обстоятельств в связи с материнством, содержанием и воспитанием детей, влекущих повышенные расходы, утрату или снижение дохода.

В России существует ряд пособий определенного характера, выплачиваемых ежемесячно либо единовременно. Законодательством и нормативными документами субъектов Российской Федерации предусмотрены выплаты ежемесячных и единовременных пособий в период беременности, по уходу за ребенком в различные временные периоды в зависимости от категории семьи, состояния здоровья ребенка и прочих условий.

Первое пособие, которое женщина получает в связи с материнством - это единовременное пособие по беременности и родам. В случае усыновления ребенка, возрастом до трех месяцев указанное пособие также выплачивается (до истечения 70 дней со дня рождения ребенка). Вместе с единовременным пособием по беременности и родам выплачивается также единовременное пособие по постановке на учет в ранние сроки беременности. Льготы на получение ежемесячных и единовременных пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и пособий на ребенка существуют и для военных.

Отдельная категория выплат осуществляется из региональных бюджетов. Согласно социальной политике каждого субъекта РФ, существуют определенные социальные пособия семьям, имеющим детей.

29

На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации и нормативных актах субъектов страны имеется достаточно комплексная база по социальной поддержке семей с детьми. На основании анализа существующей системы социальной защиты семей с детьми, были обоснованы и приведены предложения по ее усовершенствованию.


Стоит увеличить срок выплаты ежемесячных пособий по уходу за больным ребенком и усовершенствовать процедуру выплаты по месту работы члену семьи по уходу за здоровым ребенком до трех лет на кратковременный срок в случае, если непосредственный получатель пособия по уходу за ребенком кратковременно (в случае болезни) выполнять данную функцию не может.

Кроме того, стоит рассмотреть вопрос о вводе системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих многодетным и малообеспеченным семьям приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно.

Отдельно необходимо учесть ситуацию с выплатой ежемесячных пособий по уходу за ребенком, если мать ребенка не работает, так как в любом случае ребенка следует содержать на какие-то средства. Решить вопрос с содержанием матерей, которые остаются воспитывать детей до трех лет, когда отец ребенка находится в местах лишения свободы.

Обоснована необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в части назначения и выплаты пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также пособия для ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних, которые были предусмотрены законодательством до 1 января 1994 года. Законодательно обеспечить единство правового и социального пространства посредством усиления централизации правового регулирования, что позволит избежать

30

хаотичного формирования законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечит социальную защищенность граждан.

31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. – Ст. 4398.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: в ред. от 1 мая 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. (с послед. изм. и доп.).
  4. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 28 марта 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №21. - Ст. 1929.
  5. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 2 июня 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 26. - Ст. 2729.
  6. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
  7. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 19.

32

  1. Федеральный закон «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году» от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3850.
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 15.06.2007 № 375 (по сост. на 25 марта 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 25. - ст. 3042.
  3. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 23 декабря 2009 г. № 1012н (в ред. от 4 мая 2016 г.) // Российская газета. - 2010. - № 15.
  4. Анализ социально-экономического положения многодетных семей: Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» / Авт. колл.: Л.М. Прокофьева (руководитель), Л.Н. Овчарова (ответственный исполнитель), В.И. Гришанов и др. // Официальный сайт института демографических исследований. - URL : http://www.demographia.ru (дата обращения: 21.10.2016)
  5. Беребина О.П. Основы правового регулирования социальной защиты семей с детьми / О.П. Беребина // Трудовое право. – 2003. - № 3. - С. 26-28.
  6. Благодир А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан /А.л. Благодир. - Киров, 2003. –296 с.

33

  1. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2008. – 128 с.
  2. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС / В.Н. Герасимов // Российская юстиция. - 2011. - № 2. - C. 17-23
  3. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития / Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 60 - 63.
  4. Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. - 2009. - N 2. - С. 14-21.
  5. Корсаненкова Ю.Б. Развитие российского законодательства о пособиях на детей в переходный к рыночной экономике период / Ю.Б. Корсаненкова // Право и государство : теория и практика. - 2008. - № 5. - С. 41-47.
  6. Корсаненкова Ю.Б. Законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей: состояние и пути развития // Кадровик. - 2009. - № 6. - С. 38-46.
  7. Кучма М. И. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком / Ю.Б. Корсаненкова // Справочник кадровика. - 2010. - № 5. - С. 124 - 129.
  8. Полятков С. Детские пособия / С. Полятков // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2009. - № 4. - С. 57-65.
  9. Роик В.Д. Бедность: причины, следствия, пути преодоления / В.Д. Роик // Человек и труд. - 2010. - № 1. - С. 23.
  10. Смирнов О.Л. Государственные и социальные пособия и компенсации : разъяснения и практические рекомендации / О.Л. Смирнов // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - № 12. - С. 105-107.