Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она появляется как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция – это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью. К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.[8]

Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Неценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.[9]


Разновидность несовершенной конкуренции – нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

На основании материала, изложенного в первой главе можно сделать следующие выводы: появление и развитие монополистических тенденций в экономике логично и неизбежно. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара и получения максимальной прибыли. Цель монополии – получение максимального дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Средства достижения цели – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх номинальной и является формой реализации потенциала монополиста на рынке. В случае с естественными монополиями монополизация отрасли единственный экономически выгодный вариант. Как экономическое явление монополия представляет собой антипод конкуренции.

Глава 2. Последствия монополизации рынка

2.1 Формирование монопольной цены

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.[10]

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры – со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.


Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой – монополистом за товар на рынке: "Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить". Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.[11]

Согласно федеральному закону "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика "лидерства в ценах". Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.). В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, Дженерал Моторс в США устанавливает на свою новую модель определенную цену, а Форд и Крайслер назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой расчистки рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.[12]


Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы

монополизация конкурентный капитал государственный

Процесс монополизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий и их объединений появляется больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др. Возникновение подобных межфирменных объединений, консорциумов, в первую очередь, связано с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации.

В последние десятилетия одним из направлений вертикальной интеграции и диверсификации (то есть увеличения количества отраслей, в которые осуществляет экспансию та или иная монополия) стало формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми кампаниями.

Возникновение и развитие крупных хозяйственных единиц, координация их деятельности расширяют масштабы планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы.[13]


Гигантские предприятия благодаря массовому производству имеют возможность экономить на затратах производства, обеспечивать потребителей дешевыми и качественными товарами.

Положительной стороной монополий также является стимулирование инновационной деятельности, что оправдывает установление монопольно высоких цен, ибо в случае каждого снижения цен после внедрения новой техники у крупных компаний не было бы стимулов к нововведениям. Достаточно длительный период существования монополий, сложность проникновения других фирм в монополизированные отрасли дает первым уверенность в целесообразности долгосрочных инвестиций.

В то же время установление монопольных цен, создание искусственного дефицита относятся к негативным сторонам монополизации экономики, поскольку покупатели вынуждены покупать товары, изготавливаемые крупными компаниями, по более высоким ценам.

Отрицательной чертой монополий является и то, что они тормозят в некоторых случаях развитие НТП. Связано это с тем, что монополия производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение расходов производства и соответствующий рост его эффективности.

В погоне за прибылью крупные компании финансируют проекты, дающие наибольшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в более важные, с точки зрения широких слоев населения, производства.

Монополии и олигополии расходуют значительные ресурсы на сохранение и укрепление монополистических позиций, утверждение своей власти.

Они сдерживают, ограничивают конкуренцию – движущую силу экономического прогресса, поэтому П. Самуэльсон называл монополию "экономическим злом"[14]. Известно, что власть монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов. Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции. Идя по этому пути, монополия приводит к социальным издержкам, т. е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества (однако, в некоторых случаях, когда монополия является естественной, она будет единственно эффективной).

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в диалектическом единстве положительных и отрицательных сторон и состоит одна из наиболее важных сущностных характеристик монополии как экономической категории.