Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность бухгалтерского учета
1.1 Возникновение и развитие бухгалтерского учета
1.2 Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ
1.3 Предмет и метод бухгалтерского учета
Глава 2. Задачи и функции бухгалтерского учета
2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета
2.2 Состав пользователей бухгалтерской отчетности и их интересы
2.3 Содержание бухгалтерской отчетности
— «Доля Франческо ди Марко и Tommaso di ser Luca, что осталось от вышеупомянутой суммы, то есть f. 347 s. 16
d. полтора».
Одно из основных направлений настоящего исследования — изучить механизм формирования финансового результата. Согласно изложенному, можно утверждать, что сторона «Дебиторы» аналитического баланса строилась как инвентаризацией, так и методом двойной записи, и ее показатели занимают место со страницы 1 R по страницу 19 R. Показатели стороны «Кредиторы» формировались в системе двойной записи и помещались во второй части аналитического баланса (со страницы 20 R по страницу 21 R).
Именно центральная страница 19 V (между двумя сторонами баланса) выполняла функцию счета «Убытки и прибыли». Данный показатель также был необходим в синтетической бухгалтерской отчетности. Как видим, бухгалтера интересовал только финансовый результат, и вопросы развития методологии учета отступали далеко на задний план.
В одной модели можно обнаружить, казалось, элемент прогресса в виде агрегирования аналитических показателей в синтетические. Однако это не является моментом развития бухгалтерской методологии, а всего-навсего является частью алгоритма расчета финансового результата в комбинированной бухгалтерии. Данную модель (заметим, применяемую итальянскими купцами во Франции в начале XV столетия) нельзя признать системой двойной бухгалтерии, так как в ней отсутствуют счета факторов финансового результата (доходов и расходов), предназначенные для формирования финансового результата. Кроме того, балансовое обобщение информации об имуществе, долговых обязательствах и капитале не служит основой информационного обеспечения собственников о финансовом результате,
а, наоборот, из балансового обобщения выводится финансовый результат. Приведенный баланс не несет никакой контрольной функции, а финансовый результат в нем исчисляется по остаточному принципу.
И еще на одном моменте следует заострить внимание: те же принципы ведения учета были предложены Ж.П. Савари в 1675 г. для французских купцов [35]. Прав-
да, по результатам исследований, предло-финансового результата (чтобы узнать, как женных в публикациях [36—42], Савари идут дела) с построением баланса фиктивной шел несколько дальше, совмещая вывод ликвидации (чтобы успокоить кредиторов).
Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. При этом в ходе работы экономического субъекта, финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями.
Хозяйственная операция (от лат. operatio - действие) характеризует отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в составе, размещении и источниках образования имущества. При этом хозяйственные операции могут затрагивать только имущество организации или только источники его образования, или одновременно и имущество, и источники его формирования.
Имущество (сырье, материалы, основные средства и т. п.), обязательства и хозяйственные операции выражаются в денежной оценке путем суммирования фактически произведенных расходов. Имущество экономического субъекта, его обязательства, источники формирования этого имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют объекты бухгалтерского учета. Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.[11]
Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости. Стоимостной и натурально-вещественный состав хозяйственных средств определяется спецификой производственной деятельности организации, основу которой составляют три хозяйственных процесса:
- заготовление - приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для производственных и хозяйственных нужд и реализации товаров;
- производство - выполняется основная задача организации - изготовление продукции, оказание услуг;
- реализация - осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, а выручка от реализации продукции выполненных работ и оказанных услуг зачисляется на расчетный счет.
В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете реализации - прибыль или убытки. Следовательно, необходимо обеспечивать контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; представлять полную и достоверную информацию; выявлять внутрипроизводственные резервы и эффективно их использовать.
Метод бухгалтерского учета - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.[12]
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для отражения операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, позволяет проводить документарные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета.
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, благодаря чему достигается ее реальность.
Для руководства хозяйством организации требуется знать все затраты на его ведение, причем не только величину каждого вида затрат, но и общую их сумму, относящуюся к определенному объекту, т. е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, состоянием средств и источников их образования необходимо непрерывно учитывать все хозяйственные операции по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается системой счетов, поскольку сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют группировать и получать обобщенные характеристики объектов учета.[13]
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяя глубже изучать хозяйственную деятельность организации.
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования, так называемого балансового обобщения.
Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования, которое сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность — единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенное время. К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:
- достоверность - отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;
- целостность - она должна охватывать все без исключения хозяйственные операции, в том числе в ее филиалах, представительствах;
- сопоставимость - соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;
- последовательность - сравнение данных отчетного периода с предыдущими:
- отчетный период - период, за который должна составляться отчетность;
- оформление - отчетность должна быть на русском языке и в валюте РФ, подписана руководителем организации и главным бухгалтером.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования и использование, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. При этом в ходе работы экономического субъекта, финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств; здесь можно выделить процессы снабжения, производства и реализации, представленные в учете отдельными хозяйственными операциями.[14]
Метод бухгалтерского учета - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования. Он включает в себя следующие приемы и способы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Глава 2. Задачи и функции бухгалтерского учета
2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости».
Все задачи бухгалтерского учета по причинам, обусловившим их возникновение, можно подразделить на несколько групп.[15]
1. Технологические задачи зависят от технологических аспектов учета. Традиционный учет ориентирован на обработку информации на бумажных носителях, что объясняется правовыми и техническими приметами современной цивилизации: сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются, как правило, в письменной форме. Поэтому задачами бухгалтера, а в его лице и самой бухгалтерии становятся:
1) регистрация информации, т.е. ее ввод с бумажных носителей, созданных на другом предприятии, в собственную систему учета;
2) перевод информации из собственной системы учета на бумажный носитель для того, чтобы совершенную сделку могло зарегистрировать в своей системе другое предприятие.
Если бы технология совершения сделок была иной, к примеру, сделки сразу регистрировались бы в электронной форме, подобных задач перед бухгалтером не стояло бы.
Подобным же образом требование законодательства предоставлять информацию на бумажных носителях делает необходимым для бухгалтера, т.е. определяет в качестве его задачи, перевод выработанной в системе учета информации на бумагу. Как только законодательство разрешает предоставлять информацию в электронном виде, соответствующим образом меняются и задачи бухгалтера: