Файл: Правовые основы оперативно розыскной деятельности ( Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
2.3. Проблемы защиты прав граждан, нарушение которых выявлено в ходе контроля и надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» целями оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) являются защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Вместе с тем, характер такой деятельности проводит тонкую грань между реализацией отмеченных целей и соблюдением конституционных прав граждан при ее достижении. Нередко правоохранители умышленно или неосторожно переступают закрепленную законом черту, чем нарушают неотъемлемые права граждан[20].
Вопросам защиты и восстановления нарушенных прав, возмещения гражданину вреда, причиненного при осуществлении ОРД, посвящены нормы действующего оперативно-розыскного законодательства и значительное число специальных научных публикаций[21]. Вместе с тем, отдельные аспекты данной проблемы не нашли полного и исчерпывающего решения на страницах юридической литературы, в правотворческой и в правоприменительной практике.
Нарушение прав граждан при осуществлении ОРД чаще всего носит длящийся характер[22]. Субъектами, способными пресечь допущенное нарушение и обеспечить восстановление нарушенных прав граждан, являются органы и должностные лица, осуществляющие контроль и надзор над ОРД: вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурор и судья. В ряде случаев указанные субъекты ограничиваются мерами пресечения правонарушений, игнорируя необходимость восстановления нарушенных прав не только путем устранения самого нарушения, но и возмещения причиненного вреда. Сам причиненный вред может быть как моральным, так и материальным[23].
Характер ОРД естественно предполагает отсутствие у граждан сведений об осуществлении в отношении них этой деятельности. В случаях, когда соответствующими органами и должностными лицами установлено нарушение прав граждан в ходе осуществления ОРД, последние часто остаются в неведении относительно нарушения их прав и причинения им вреда.
С момента неправомерного осуществления ОРД в отношении лица, у него возникает право на возмещение причиненного вреда. Это право не может быть реализовано без ознакомления лиц, права которых нарушены, с фактами нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом[24]. Приведенная норма указывает на обязанность соответствующих субъектов ознакомить граждан, чьи права нарушены действиями государственных органов или их должностных лиц, с соответствующими документами и материалами. Именно они будут являться фактическим основанием удовлетворения требования гражданина о возмещении причиненного ему вреда.
ФЗ об ОРД не предусматривает обязанности органов, осуществляющих ОРД, неправомерными действиями которых был причинен вред, сообщать об этом гражданам, чьи права были нарушены. Реализуя указанное выше конституционное положение такую обязанность, как справедливо указывают в литературе, следует закрепить в ФЗ об ОРД, предусмотрев необходимый правовой механизм ознакомления граждан с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, полученными в ходе осуществления ОРД.
В этом случае в ФЗ об ОРД необходимо предусмотреть внесудебный механизм возмещения вреда, причиненного действиями государственных органов или их должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД. Непосредственно возмещать причиненный вред должны органы его причинившие, а осуществляемый контроль и надзор за ОРД должен распространяться и на правоотношения по возмещению причиненного неправомерным осуществлением ОРД вреда.
Юридическим основанием возмещения вреда, причиненного действиями государственных органов или их должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД, должна стать норма п. 1 ст. 1070 ГК РФ, которую следует дополнить указанием на обязанность государства возместить вред, причиненный в ходе незаконного осуществления ОРД, изложив п. 1 ст. 1070 ГК РФ в следующей редакции: «1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, незаконного осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».
Реализация указанных правовых механизмов позволит, с одной стороны, повысить качество осуществления ОРД и обеспечения законности данной деятельности, а с другой, создаст дополнительные правовые гарантии защиты конституционных прав граждан.
Выводы
Целесообразно законодательно закрепить права органов, осуществляющих ОРД, производить задержание лиц в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о дополнении Федерального закона «О полиции» еще одним основанием для беспрепятственного вхождения в жилище – «для обнаружения и задержания лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания».
Для реализации изложенных предложений имеются конституционно-правовые основы - «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя ... здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения ... безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции). Полагаем, что оперативно-розыскная практика достаточно убедительно доказывает необходимость предоставления ей дополнительных правовых гарантий применения проверенного «инструментария» в целях защиты прав и свобод.
Юридическим основанием возмещения вреда, причиненного действиями государственных органов или их должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД, должна стать норма п. 1 ст. 1070 ГК РФ, которую следует дополнить указанием на обязанность государства возместить вред, причиненный в ходе незаконного осуществления ОРД, изложив п. 1 ст. 1070 ГК РФ в следующей редакции: «1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, незаконного осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».
Реализация указанных правовых механизмов позволит, с одной стороны, повысить качество осуществления ОРД и обеспечения законности данной деятельности, а с другой, создаст дополнительные правовые гарантии защиты конституционных прав граждан.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве целей ОРД указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.
Полученные результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных законом.
Механизмы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, находятся на должном уровне, соответствующем международным стандартам. Жалобы, поступающие в Конституционный Суд РФ, обусловлены желанием лиц, подвергающихся уголовному преследованию, использовать возможность признать недопустимыми доказательства, которые были получены из материалов оперативно-розыскной деятельности.
Целесообразно законодательно закрепить права органов, осуществляющих ОРД, производить задержание лиц в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о дополнении Федерального закона «О полиции» еще одним основанием для беспрепятственного вхождения в жилище – «для обнаружения и задержания лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания».
Для реализации изложенных предложений имеются конституционно-правовые основы - «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя ... здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения ... безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции). Полагаем, что оперативно-розыскная практика достаточно убедительно доказывает необходимость предоставления ей дополнительных правовых гарантий применения проверенного «инструментария» в целях защиты прав и свобод.
Юридическим основанием возмещения вреда, причиненного действиями государственных органов или их должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД, должна стать норма п. 1 ст. 1070 ГК РФ, которую следует дополнить указанием на обязанность государства возместить вред, причиненный в ходе незаконного осуществления ОРД, изложив п. 1 ст. 1070 ГК РФ в следующей редакции: «1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, незаконного осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».
Реализация указанных правовых механизмов позволит, с одной стороны, повысить качество осуществления ОРД и обеспечения законности данной деятельности, а с другой, создаст дополнительные правовые гарантии защиты конституционных прав граждан.