Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ( Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя
1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя
1.2 Компетенция стресс-менеджмента
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации ООО «Зоомагазин ВАКА»
Глава 3. Рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент»
3.1. Рекомендации по устранению организационных факторов стресса
3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей
Содержание:
Введение
Современная практика управления персоналом, определяет необходимость учета многочисленных факторов, оказывающих влияние на качество и интенсивность работы сотрудников. При этом, множество из них вызывают стресс у работников. В связи с чем, современному руководителю приходится работать с людьми, которые подчас находятся в постоянном стрессе. Следует отметить, что стресс стал обычным явлением, при этом его влияние не всегда положительно, а последствия проявляются в существенном снижении работоспособности, ухудшении здоровья, в росте вероятности принятия неправильных решений, возникновении конфликтных ситуаций. Кроме того, сам руководитель в своей работе сталкивается с различными стрессогенными факторами, которые также влияют на качество и эффективность работы руководителя. Все это определяет необходимость изменения управленческого подхода, встраивая в систему управления персоналом так называемый «стресс-менеджмент». При этом особая актуальность такого подхода обусловлена необходимостью иметь в наборе управленческих компетенций руководителя знание и навыки управления стрессами, возникающими в трудовой деятельности. Как следствие, в настоящее время более эффективное управление персоналом наблюдается в тех случаях, когда руководитель имеет навык распознавания стрессов у работников (в том числе и у себя) и умением устранять стресс-факторы, обеспечивая стрессоустойчивость работников. Все это позволяет говорить об актуальности темы исследования.
Цель данной работы состоит в определении значения стресс – менеджмента в структуре модели компетенций современного руководителя и в разработке рекомендаций по формированию компетенции «стресс-менеджент» (на примере ООО «Зоомагазин ВАКА»).
Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:
- раскрыть структуру и содержание модели профессиональных компетенций: кластеры, компетенции, индикаторы поведения;
- охарактеризовать содержание модели профессиональных компетенций современного руководителя;
- дать описание компетенции «стресс-менеджмент» и определить уровни ее проявления в поведении руководителя;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Зоомагазин ВАКА»;
- проанализировать систему управления персоналом и кадровый состав организации;
- исследовать организационные стресс-факторы и дать оценку эффективности поведения руководителей в стрессовых ситуациях;
- сформировать рекомендации по устранению организационных факторов стресса;
- разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей предприятия.
Объектом исследования в работе выступает ООО «Зоомагазин ВАКА», а предметом изучения – компетенция «стресс-менеджмент» у руководителей данного предприятия.
Теоретическая основа работы включает научные труды таких авторов как Белова О., Водопьянова Н.Е., Ефремова Н.В., Камалетдинова А.Б., Кибанов А.Я., Кречетников К.Г., Куликов Л.В., Михайлова O.A., Нестерова О.В., Самоукина Н.В., Трофимов С., а также статьи в научных изданиях по исследуемой проблеме других авторов.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы: метод анализа научной литературы, методы сравнения, а также методы социологических исследований: метод опроса и специально разработанные тестовые методики.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней рекомендации могут быть использованы для разработки управленческой компетенции «стресс-менеджмент».
Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя
1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя
Сегодня стресс является одной из основных управленческих проблем для организаций во всем мире. Именно по причине стресса происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение показателей текучести кадров, растет количество дисциплинарных нарушений, производственных травм, сотрудники чаще болеют.
Необходимо отметить, что термин «стресс» в физиологию и психологию в начале 30-х годов 20 века ввел Уолтер Кэннон для обозначения «нервно-психического» напряжения – реакции «бороться или бежать». Родоначальником концепции стресса является один из крупнейших физиологов 20 века Г.Селье. По мнению данного ученного, «стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Как отмечают Кузнецова Е.В., Петровская В.Г. и Рязанцева С.А. в описании стресса Г. Селье выдели три стадии:
1. Стадия тревоги (организм сталкивается неким возмущающим фактором среды и старается приспособится к нему);
2. Стадия резистентности (происходит адаптация к новым условиям);
3. Стадия истощения (затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям).[1]
Механизм стресса включает действие двух основных компонентов стресса: стресс-фактор (то что воздействует на человека) и стресс-реакция (ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул). Практика исследования стресса показывает, что стресс может быть двух видов по влиянию его на организм человека: дистресс и эустресс. Поясним, что эустресс мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов. Таким образом, положительный стресс- это эустресс, тогда как отрицательный стресс - это дистресс. При этом следует заметить, что факторы способствующие возникновению данных стрессов имеют противоположную направленность. В приложении 4, представлена таблица факторов способствующих возникновению данных видов стрессов.
В практике управления наибольшее внимание заслуживает так называемый профессиональный стресс. Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Самоукина Н.В. пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью».[2]
По мнению Куликова Л.В. и Михайловой О.А. профессиональный стресс является разновидностью трудового стресса и вызывается особенностями профессиональной деятельности.[3] При этом, кроме профессионального стресса в трудовом стрессе выделяют также организационный стресс и рабочий стресс.
Гринберг Дж. считает, что профессиональный стресс – это смесь стрессоров, связанных с работой, личностных характеристик человека и стрессоров, воздействующих вне работы.[4]
Необходимо заметить, что профессиональный стресс возникает не только перегруженных работников, но и у сотрудниковнедостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что нереализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. При этом, причины, вызвавшие данный стресс могут быть различны. Так, например, Мельник Ю. факторы, вызывающие профессиональный стресс делит на две большие группы: объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).[5]
В первую группу включаются такие факторы как вредные условия производства, тяжелые условия работы и форс-мажорные обстоятельства. При этом, нельзя не отметить, что ряд видов деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями деятельности предприятия (например: шум в ткацком цеху, ядовитые испарения в химическом производстве, пыль на цементном заводе и т.п.).
Кроме того, существуют предприятия, где в наличии комбинированное воздействие данных факторов. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие профессионального стресса, можно отнести высокий темп деятельности, длительную работу, «рваный» темп деятельности, повышенную ответственность, значительные физические нагрузки и т. д. Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда.
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает факторы, обуславливающие коммуникационные и внутриличностные стрессы. Коммуникационные стрессоры – это общение с вышестоящим руководством, с подчиненными или коллегами. При этом, руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам. В то же время подчиненные могут выступать причиной стресса для своего руководства в силу некомпетентности, пассивности или излишней инициативности, неисполнительности и т.п. Внутриличностные стрессоры включают нехватку знаний, несоответствие между трудом и вознаграждением за него, низкая самооценка работников, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, состояние здоровья.
Самоукина Н.В. выделяет такие виды профессионального стресса как:
- информационный стресс (нехватка или переизбыток информации, поступающий работнику, ситуация неопределенности и длительного ожидания, недостоверность информации);
- эмоциональный стресс (угроза безопасности в производственной среде, нарушения отношений с коллегами, чувства вины за невыполненную работу и т.п.);
- коммуникативный стресс (повышенный уровень конфликтности, неблагоприятный климат в коллективе).[6]
Еще один важный вид стресса в исследовании стрессов, возникающих в трудовой деятельности человека и руководителя в частности, является организационный стресс.
По мнению Трофимова С. организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.[7]
Согласно психофизиологическому подходу, организационный стресс представляет собой многомерный феномен, детерминированный внутриорганизационными факторами трех уровней (индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда) и внешними (макросредовыми) стресс-факторами, зависящими от качества и успешности взаимодействия организации (фирмы) с микро– и макробизнес-средой.
Водопьянова Н.Е. определяет организационный стресс «как психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в организационной структуре.[8]
Организационный стресс – это физическое и психическое напряжение, связанное с тяжелым временем, кризисом в организации при котором эффективность компании падает.[9]
Таким образом, организационный стресс появляется в результате напряжения адаптации личности на определенную ситуацию в организации (высокие требования, конфликтные ситуации, кризис в организации.)
В большинстве случаев причиной данного вида стресса являются организационные факторы:
– высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения функциональных обязанностей;
– отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
– невозможность контролировать рабочую ситуацию, влиять на принятие важных решений;
– неоднозначные требования к работе;
– нерациональная организация труда и рабочего места;
– постоянная необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным.
Длительное воздействие профессионального и организационного стресса на работников приводит к так называемому «выгоранию». Термин «синдром выгорания» был впервые введен американским психиатром Гербертом Фреденбергом. В 1974 году он дал такое название состоянию, связанному с эмоциональным истощением, которое приводит к тяжелым изменениям в сфере общения.
По своей сути синдром выгорания напоминает хроническую усталость, конкретнее он является её продолжением. Данному заболеванию может быть подвержен любой человек, работающий в любой области, даже домохозяйки. Как правило, трудоголики более подвержены такому состоянию, у таких людей наблюдается сильное чувство ответственности, они склонны воспринимать все очень близко к сердцу. Различают разные виды выгораний, в рамках нашей темы наибольший интерес вызывает синдром «профессионального выгорания».