Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса (Теоретико-методические основы организационно-экономических механизмов управления развитием предприятий гостиничного хозяйства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1. Развитие предприятия как экономическая категория: сущность и видовые проявления

1.2. Механизм управления развитием предприятия: сущность, виды и составляющие

1.3. Особенности и условия совершенствования организационно экономического механизма управления развитием предприятий гостиничного хозяйства

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОТЕЛЕ «IzmailovoDeltaHotel»

2.1. Общая характеристика гостиницы «IzmailovoDeltaHotel»

2.2. Анализ деятельности гостиничного предприятия

2.3. Оценка качества обслуживания в гостинице «IzmailovoDeltaHotel» на основе структуризации функции обслуживания

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОТЕЛЕ «IzmailovoDeltaHotel»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.2. Механизм управления развитием предприятия: сущность, виды и составляющие

Механизм используется в тех случаях, когда невозможно получить непосредственно нужный вид движения тел и возникает необходимость в преобразовании движения.

Понимая специфику категории «механизм» исследователи по-разному интерпретировали это понятие. То или иное трактовка зависело от сферы использования (философия, социология, политология, экономика, государственное управление и т.д.).

На рубеже ХVII- XVIII века, когда общество узнало открытия Галилея, Ньютона и других ученых, было связано с достижениями классической механики, более широко стали употреблять термин «механизм». Первое использование категории «механизм» принадлежит Аристотелю, который считал, что средства, методы и механизмы являются способами достижения для человека общего блага.

Понятие «механизм» очень часто используется в современной экономической литературе в таких, например, словосочетаниях как «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «организационный механизм» и многие другие. Это означает, что понятие «механизм» нужно и определяет особую последовательность действий, специальные методы или средства их выполнения. От точности определения, четкости толкование понятия «механизм» и его содержания в разных словосочетаниях, которые используются в управленческой и экономической литературе, зависит однозначность, конкретность понимания и использования этих понятий. Следует отметить, что с экономической точки зрения под механизмом мы понимаем совокупность процессов или явлений, единых по своей сути, что позволяет системе быть управляемой, двигаться вперед и достигать цели.[5]

Рассматривая категорию «управление» как составляющую механизма управления следует отметить, что в экономических и социальных науках сам термин «управление» не до сих пор однозначного толкования. В общественных науках управления он долгое время отождествлялся с властью и с односторонним императивным влиянием субъекта управления на объект управления, типа: А → В. В экономической литературе существует узкое определение управления как способа определенного воздействия на управляемый объект.

В известном специалистам экономико-математическом словаре данная категория представлена ​​в таком определении: «управление - это выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), включая сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений».[6]


В современной учебной литературе понятие управления чаще всего употребляется в узкоспециализированном плане, например, управление спросом, управление ресурсами и др. Современное изложение в экономической литературе схем управления имеет свои особенности, а именно они представлены без обратных связей и отражают лишь иерархию в системе. По-прежнему высший орган - командно-административная система - осуществляет «влияние», а обратная связь - реакция системы на это воздействие - по-прежнему не задействован. Исходя из выше сказанного, основное определение категории управления представляем как процесс формирования и реализации целенаправленного воздействия субъекта на объект, основанный на обратной связи, информационном обмене между субъектом и объектом управления.

Осуществляя управление развитием предприятий целесообразно основываться на достижениях теории управления социально-экономическими системами и учитывать механизмы: стимулирование; управления развитием и в том числе функционирования динамических организационных систем; управления складом организационных систем.[7]

Механизм управления предприятием является одним из важнейших факторов его успешного функционирования, ведь он определяет систему планов, норм и нормативов, правил, традиций, процедур и комплекс организационных, административных, социальных, экономических и других мероприятий по подбору кадров, их размещения, использования, профессионального обучения , мотивации, продвижения и тому подобное.[8]

Следует отметить, что при определении сущности и элементов механизма управления большинство авторов вообще отходят от определения данного понятия, обращая внимание на исследование характеристик отдельных инструментов управления, а не связывая их в единое целое, а значит и избегают необходимости подчинения процессов их реализации единой цели. Хотя собственно через конкретные целенаправленные механизмы, такие как организационный и экономический, реализуется цель управления.

Мы не можем не согласиться с выделения ряда элементов организационного механизма как структурных, организации управления, планирования, организационно-административных, информационных. Но следует отметить, что по нашему мнению, организационный механизм управления развитием предприятий представляет собой совокупность административных составляющих, способов и методов целенаправленного воздействия организационных отношений под действием внешней и внутренней среды на процесс принятия управленческих решений для достижения поставленных целей и реализации конкретных задач по развитию предприятия.


В основе организационного механизма есть такие процессы, как формирование органов управления, распределение компетенции между ними, формирование системы внутренних нормативных документов, отбор и назначение должностных лиц, формирования и закрепления регламентов взаимодействия между органами управления, должностными лицами и персоналом. Основными элементами организационного механизма являются: организационное планирование, формирование организационной структуры, организации процессов управления, правовое регулирование, администрирования и контроль, информационное обеспечение, кадровое обеспечение и мотивации персонала.[9]

По нашему мнению в организационно-экономическом механизме управления развитием предприятия, в частности такого, что относится к гостиничному хозяйству, следует понимать комплексную систему экономических, организационных, технических, правовых и информационных рычагов, которые оказывают влияние на экономические и организационные параметры системы управления гостиничным предприятием.

1.3. Особенности и условия совершенствования организационно экономического механизма управления развитием предприятий гостиничного хозяйства

Тенденции современного развития экономической ситуации в России характеризуются высоким динамизмом, активизацией структурных сдвигов в пользу сферы услуг, обострением конкурентной борьбы. Эти явления обусловливают необходимость научного поиска новых механизмов и методов стратегического управления.

Свида И. В. предложил региональные механизмы развития гостиничного бизнеса на современных этапах, а Пандяк И. Г. уделил внимание изучению современного рынка отечественного гостиничного хозяйства и проблемам его трансформации. Опанащук Ю. Я. исследовал систему гостиничных услуг и организационно-экономическое обеспечение качества услуг, а также эффективность гостиничного сервиса. Юрьевская А. Н. обосновала систему стратегического управления малыми гостиничными предприятиями, которая в отличие от существующих включает два уровня совершенствования общей стратегии управления и стратегического контроля.[10]


Однако в работах указанных авторов не раскрыты вопросы особенностей совершенствования организационно-экономического механизма управления развитием предприятий гостиничного хозяйства, что требует дальнейшего исследования. Поэтому, рассматривая особенности совершенствования организационно-экономического механизма управления развитием предприятий гостиничного хозяйства России целесообразно обратить внимание на следующее.

Во-первых, предприятия гостиничного хозяйства относятся к сложным социально-экономическим системам, внутри которых выделяют две составляющие: 1 - производство услуг; 2 - управление. Каждая из них взаимодействует между собой и подчиняется друг другу. Цель таких организационных образований является исходным моментом их взаимодействия. Для ее достижения система управления влияет на сферу производства услуг. Проявлением обратной связи такой системы являются изменения в сфере производства услуг, обуславливающих внесения определенного корректировки для управления процессом.[11]

Во-вторых, считаем, что более сложные социально-экономические системы предприятия гостиничного хозяйства характеризуются определенными особенностями, которые влияют на их функционирование и требуют особого внимания при формировании организационно-экономического механизма управления их развитием.[12]

Понятие «гостиничное хозяйство» прошло определенную эволюцию. Сначала оно было связано с хозяйственной деятельностью, которая предусматривала предоставление платных услуг по размещению в гостиницах. В первом случае - это предоставление услуг только по проживанию, во втором - проживание, питание, дополнительные услуги. На начальном этапе своего развития гостиничное хозяйство определяло деятельность отдельных предприятий и впервую очередь отелей, которые предоставляли услуги по проживанию. Существует несколько трактовок понятия «гостиница».

В-третьих, как было указано ранее, вместе с предприятиями гостиничного хозяйства работают другие, которые предоставляют услуги по временному проживанию, но они для них не являются основными. К таким предприятиям относятся санатории, пансионаты, дома отдыха и т.д.

Особенностью отрасли гостиничного хозяйства является предоставление услуг по проживанию и питанию, которые для них являются основными. Поэтому, раскрывая экономическую сущность деятельности предприятий гостиничного хозяйства, а в дальнейшем и особенности управления их развитием, следует обратить внимание и на ее нематериальный характер. Для гостиничного хозяйства характерно не производство конкретного продукта, как результата хозяйственной деятельности, а предоставление особого вида услуг.[13] Реализация услуг невозможна для гостиничных предприятий из-за отсутствия материальной составляющей. Только при условии эксплуатации надлежащей материально-технической базы предприятий гостиничного хозяйства возможно достичь высокого качества гостиничных услуг. Поэтому формируя организационно-экономический механизм развития предприятий гостиничного хозяйства следует учитывать и этот факт.


Таким образом, в условиях, с целью усовершенствования существующего организационно-экономического механизма управления развитием предприятий гостиничного хозяйства, особого внимания приобретают исследования реального состояния функционирования и управления данными видами предприятий.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОТЕЛЕ «IzmailovoDeltaHotel»

2.1. Общая характеристика гостиницы «IzmailovoDeltaHotel»

Гостиница «Измайлово» («Гамма», «Дельта») – это единственный в России мегакомплекс, состоящий из отелей категории 3 и 4 звезды, расположен в окружении знаменитого Измайловского парка, рядом с Измайловским Кремлем. Станция метро «Партизанская» находится в 5 минутах ходьбы, отсюда за 10 минут можно добраться до Красной площади, Кремля, а также других достопримечательностей столицы.

Благодаря развитой инфраструктуре отель по праву можно назвать «Городом в Городе». На территории есть все, чтобы сделать отдых гостей максимально комфортным и приятным. 2000 уютных номеров различных категорий способны одновременно разместить 3500 человек. 

В Гостинице работает Бизнес-центр, где можно воспользоваться электронной почтой, техникой факсимильной и компьютерной техникой. Здесь можно заказать микроавтобус или легковой автомобиль для осмотра достопримечательностей древней столицы, приобрести билеты в театр или на концерт. Также можно воспользоваться услугами ресторанного обслуживания прямо в номерах. Во всех номерах индивидуально контролируемая и управляемая системы отопления и кондиционирования воздуха. Гостиничная система спутникового приема позволит просмотреть более двадцати телевизионных программ ведущих мировых каналов.[14]

В отеле вы можете воспользоваться следующим перечнем сервисных услуг:

  • Бизнес-центр
  • Конференц-зал
  • Банкетное и конференц-обслуживание
  • Туристическое агентство
  • Услуги консьержа
  • Газетный киоск
  • Киоск сувениров
  • Парикмахерская
  • Химчистка и Прачечная
  • Гладильная комната
  • Банк, круглосуточный обмен валюты
  • Индивидуальные сейфы (находятся в службе приема)
  • Казино, ночной клуб
  • Многоступенчатая система очистки воды
  • Этажи для некурящих гостей