Файл: Международные стандарты деятельности уголовно-исполнительной системы.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общие положения о реализации международно-правовых стандартов в уголовно-исполнительной системе
1.2 Общепризнанные принципы и нормы международного права в уголовно-исполнительной системе
2.1 Влияние стандартов международного права на уголовное законодательство
2.2 Международные стандарты наказаний
3 Воздействие международных стандартов на реформирование уголовного судопроизводства
К международно-правовым актам, закрепляющим международные пенитенциарные стандарты по правам человека, относятся:
1. Акты универсального характера (распространяются на все государства мира)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[4];
- Международный пакт о гражданских и политических правах[5];
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[6];
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации[7];
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин[8];
- Конвенция о правах ребенка[9];
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными[10];
- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме[11];
- Основные принципы обращения с заключенными[12];
- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)[13];
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)[14];
- Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы[15];
- Декларация о ликвидации насилия в отношении женщин[16];
- Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)[17];
- Принципы об эффективном расследовании и документации, касающиеся пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания[18];
- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни[19].
1. Региональные международно-правовые акты — главным образом это документы Европы, Америки и Африки, в частности таких организаций, как Совет Европы, Африканский союз, Африканская комиссия по правам человека и гражданина, Межамериканский Совет по правам человека, Организация африканских государств.
По содержанию можно выделить следующие международные пенитенциарные стандарты по правам человека:
1. В отношении обращения с заключенными (никто не должен подвергаться пыткам и жестокому обращению).
2. В отношении помещений (все лица, лишенные свободы, имеют право на достойный уровень жизни, включая пищу хорошего качества, питьевую воду, помещения, одежду и спальные принадлежности).
3. В отношении медицинского обслуживания (каждый человек имеет право на самый высокий достижимый уровень физического и психического здоровья).
4. В отношении личной безопасности (тюремные заведения должны быть безопасной средой обитания для всех, кто в них работает и живет. Это касается заключенных, тюремного персонала и посетителей).
5. В отношении порядка исполнения наказаний (наказания должны определяться законом или распоряжениями компетентных административных властей. Жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды наказания, включая телесные наказания и заключение в темной камере, следует запрещать в качестве взыскания за дисциплинарные проступки).
6. В отношении целей наказания (обращение с заключенными должно способствовать их исправлению и социальной реабилитации. Цель тюремного режима состоит в том, чтобы помочь заключенным обеспечить свое существование после освобождения, а также привить им желание подчиняться законам).
7. В отношении труда (все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. За свой труд заключенные должны получать вознаграждение таким образом, чтобы они имели возможность накопить и расходовать по крайней мере часть заработанных ими денег. Труд, по мере возможности, должен привить заключенным профессиональные навыки, так чтобы после освобождения они имели бы возможность зарабатывать на жизнь честным путем).
8. В отношении образования (профессиональное обучение следует обеспечивать особенно заключенным молодежного возраста. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным).
9. В отношении религии (каждый заключенный должен иметь возможность отправлять религиозные обряды, свойственные его вероисповеданию и иметь доступ к служителю данного культа).
10. В отношении реабилитации (следует помогать и способствовать реинтеграции заключенных в жизнь общества, включая обеспечение всеми доступными средствами для поддержания жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением. Каждый заключенный имеет право на контакты с внешним миром).
11. В отношении жалоб и доступа к правосудию (каждый человек, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективные средства судебной защиты, установленные компетентным судом. Каждый заключенный имеет право подать жалобу на обращение. За исключением случаев, когда жалоба имеет поверхностный или беспредметный характер, она должна быть рассмотрена без промедления и, по просьбе заключенного, в условиях полной конфиденциальности. Если жалоба отвергнута или не удовлетворена в установленный срок, заключенному должна быть предоставлена возможность подать ее в судебные органы).
12. В отношении администрации мест лишения свободы и персонала (с тюремным персоналом следует обращаться достойно и обеспечить соответствующий уровень жизни. Управление тюремными заведениями должно осуществляться таким образом, чтобы их работа была понятна и открыта для всего общества. Управление тюремным персоналом должно находиться в гражданских руках. Администрация не должна быть частью военной структуры[20].
Сотрудники тюрем должны быть офицерами, работающими на полной ставке и имеющими гражданский статус. Их заработная плата, льготы и условия работы должны привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и женщин. При тщательном отборе персонала необходимо учитывать цельность личности, гуманность, профессиональные и личные качества сотрудников. Персонал должен обладать достаточно высоким уровнем интеллекта и образованностью.
Перед поступлением на работу сотрудникам следует пройти хорошее обучение, которое должно поддерживаться в ходе всей их дальнейшей деятельности. Штаты должны включать достаточное число специалистов, таких, как психологи, социальные работники, учителя и преподаватели ремесленных дисциплин, которых следует назначать из числа тюремного персонала или из числа специалистов министерств и ведомств, имеющих отношение к работе тюремных заведений).
13. В отношении уязвимых и требующих особого обращения заключенных (существуют категории уязвимых заключенных, которым применение тюремного заключения может нанести значительный ущерб, и поэтому их следует содержать с особой осторожностью и заботой, чтобы обеспечить защиту их гражданских прав), к таковым относятся заключенные:
- несовершеннолетние;
- женщины и матери;
- душевнобольные и страдающие умственными недостатками;
- иностранцы и меньшинства;
- приговоренные к смертной казни.
2 Воздействие международно-правовых стандартов на реформирование уголовного права Российской Федерации
2.1 Влияние стандартов международного права на уголовное законодательство
Проблема влияния международного права на российское уголовное законодательство была одним из основных предметов исследования ученых и привлекала пристальное внимание общественности России в конце XIX — начале XX веков. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возрастанием роли и значения международного права в вопросах совершенствования внутригосударственного уголовного законодательства, а также с необходимостью международного сотрудничества государств в оказании противодействия преступности.
Участие Российской Федерации как части международного сообщества в противодействии транснациональной преступности, которая становится все более организованной, общественно опасной и затрагивает интересы безопасности многих государств, выдвигает задачу приведения национального уголовного законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации[21].
Набирающий силу процесс правовой глобализации актуализирует необходимость проведения глубокого и всестороннего анализа воздействия международного права на российское уголовное законодательство. Так, в теории уголовного права ведутся многочисленные споры о справедливости постановки вопроса о рассматриваемом виде влияния вообще, о введении в научную терминологию понятия влияния международного права на внутригосударственное законодательство. Такое положение обусловлено недостаточным теоретическим осмыслением данного правового явления, что повышает интерес к его дальнейшему изучению.
В настоящее время отечественными учеными делаются попытки переосмыслить значение международного права для российского уголовного законодательства. Однако нераскрытыми остаются такие вопросы, как полнота, качество и эффективность влияния международного права на становление и развитие российского уголовного законодательства.
Возрастание роли международного права в национальном правовом регулировании, осуществляемом в сферах противодействия преступности и осуществления правосудия, требует научного изучения понятия, пределов, форм и способов влияния международного права на отечественное уголовное законодательство, а также его проявлений в правоприменительной практике.
Автор отмечает, что общепризнанные принципы и нормы международного права играют в системе законодательства Российской Федерации важную роль. Основанием для данного вывода служит положение ст. 1 УК РФ о том, что «настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права»[22]. Законодатель использует общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве идеологических источников внутригосударственного уголовного законодательства на этапе правотворчества.
В отличие от международных договоров Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к противоречащим им внутренним правовым актам, поскольку, как правило, общепризнанные принципы и нормы имеют общий характер.
Система Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации в целом отражает иерархию ценностей, сложившуюся в общепризнанных принципах и нормах международного права, и свидетельствует о восприятии общих принципов международного права в качестве источников как универсального, так и конвенционного характера. В этом смысле общепризнанные принципы и нормы международного права с теоретической точки зрения следует рассматривать как источник российского уголовного законодательства[23].
Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права играют в системе законодательства Российской Федерации большую и важную роль. Законодатель использует общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве идеологических источников внутригосударственного права в период правотворчества.
Таким образом, проблема влияния международного права на отечественное уголовное законодательство — это явление многогранное, иллюстрирующее процесс эволюции российского уголовного законодательства под воздействием международного права, рассмотренный в единстве источников влияния, таких как международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, акты Организации Объединенных наций, международных конференций и совещаний.