Файл: Исследование условий возникновения, стимулов к нарушению и способов поддержания картельных соглашений как внешними методами регулирования, так и внутренними..pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Картели в современной экономике играют очень важную роль. Картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяя данным предприятием удержаться в конкурентной борьбе с более крупными предприятиями. Картель помогает выйти малым и средним предприятиям на внешний рынок, так называемые экспортные картели. Также картели могут помочь преодолеть производственный кризис предприятия, восстановить баланс спроса и предложения в определенной отрасли.
Помимо всех этих положительных тенденций, картели могут оказывать и негативное влияние на экономику России. Так как картели связаны с фиксированием цен на рынке, ограничением выпуска продукции и производственных мощностей. Так же картели мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке. На данный момент, в период мирового финансового и экономического кризиса изучение особенностей функционирования и развития картелей представляется особенно важным.
В мире есть много примеров кооперации, когда производители объединяются в один союз картель, способный диктовать свои условия на рынке. Если подобные структуры преследуют цель захватить рынок, то очень часто они становятся объектом всевозможных антимонопольных расследований. Однако это вовсе не означает, что производители отказались от идеи объединения своих усилий с тем, чтобы более эффективно добиваться своих целей. За последнее время, пожалуй, изменились всего лишь две вещи: цели картелей и способы их создания.
Что касается целей, то сегодня все меньше картелей стремятся установить абсолютный контроль над рынком. Скорее, речь идет о завоевании определенной доли рынка, о ее расширении. Что касается способов создания картелей, то здесь можно выделить тенденцию к отклонению от традиционной практики объединения на производственном уровне, когда, например, объединение устанавливает производственные квоты для своих участников. Современные картели все чаше концентрируются на таких актуальных моментах, как эффективный выход на новые рынки, координирование стратегий развития участников объединения, выработка и реализация единой маркетинговой политики.
Целью данной курсовой работы является исследование условий возникновения, стимулов к нарушению и способов поддержания картельных соглашений как внешними методами регулирования, так и внутренними.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотрение следующих задач:
- Рассмотреть понятие и основные виды картелей.
- Изучить картельные соглашения в условиях российского рынка.
- Проанализировать экономические аспекты в государственном регулировании картелей.
- Проанализировать влияние картелей на экономику на примере ОПЕК
Объектом исследования является картель
Предмет исследования - практика создания и функционирования картелей.
Основными научными методами исследования работы являются анализ литературных источников по теме исследования, абстрактно-логический анализ, экономико-статистический анализ, системно-структурный анализ и другие методы научного познания..
Изучением картелей занимались такие ученые как А.Д. Акимов, Е.О. Бухвальд, А.Д. Виленский, И.Л. Кирушенко, И.Г. Окрепилова, О.А. Якушев и др.
Структура данной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты картеля
1.1 Сущность картелей и их виды
В современном мире в тенденцию вошел факт объединения ряда предприятий или организаций деятельностиодной отрасли в картели. При образовании картеля его участники не утрачивают своей суверенности или самостоятельности, между участниками картеля заключается соглашение по ряду вопросов: цены на товары, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д.[1] Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.
Участники картеля продают товары или продукцию самостоятельно, но в определенных рамках договоренностей: о продаже по ценам, не ниже цен по предусмотренных договором; о выпуске продукции и продаже продукции по определенным нормам — квотам каждого участника в производстве или продажеопределенного вида товара; о разделение рынка сбыта. Нарушение соглашения в виде выхода за рамки квоты или вторжения на рынки сбыта другого участника картеля влечет за собой санкции в виде штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также положения об условиях найма рабочих. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали вносить патентные соглашения, договоры о взаимной разработке научной и технической информации[2].
Картели возникли в результате уплотнения и концентрации производства и централизации денежных капиталов в середине 19 века. Сплочению в картели промышленности поспособствовали протекционистская политика правительств, ведущая к минимизации иностранной конкуренции, и стремление предпринимателей к объединению сил с целью захвата внутренних и внешних рынков[3].
Как правило, картель создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Цель образования подобных объединений тщательно скрывается и, в общем случае, большинство картелей носит тайный характер. Однако картельные соглашения обычно рассматриваются как мягкая форма монополии, и при общем запрете картеля в антимонопольных законодательствах развитых стран обычно делаются исключения для некоторых фирм. Соглашение об образовании картеля оформляется договором. Зачастую картель образуется негласно, без документарного оформления. Признаки картеля: договорный характер образования,юридическая самостоятельность членов-участников,совместная деятельность на рынке.
Выделяют несколько разновидностей картелей.
Квотовый картель–предоставляет (выделяет) каждому участнику картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена[4].
Синдикат – самая «жесткая» форма картеля.
Можно выделить много классификаций картелей, в зависимости от цели создания. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.
1.2 Роль картелей в истории экономики
Появившиеся производственные машины дали возможность производства большего количества товаров. Их производители конкурировали между собой в условиях свободной конкуренции, используя новейшие достижения современной техники. Рынки заполнялись товарами и впоследствии переполнялись ими. Предложение товаров намного превышало спрос на них[5].
В этой ситуации положение производителей товаров усугублялось тем, что у них постоянные капиталы преобладали над оборотными. Весь фабричный и заводской имущественный комплекс, состоящий из зданий, оборудования иного имущества, при кризисах перепроизводства становился мёртвым, что влекло за собой большие потери на процентах. И производителям ничего не оставалось делать, кроме как снижать цены практически до уровня себестоимости товара или даже существенно ниже её, что, в свою очередь, увеличивало период экономической депрессии.
Экономике было необходимо какое-либо средство против такого положения дел.
Создались экономические предпосылки зарождения картелей. Производители начали договариваться между собой о ценах и рынках сбыта того или иного товара. Всё это происходило спонтанно, без участия государства: рынок лечил себя сам[6].
Первые картельные соглашения были заключены в Англии среди английских владельцев каменноугольных копей в 18-м веке, и после этого картели стали медленно «расползаться» по континенту. Измождённые экономическими войнами конкуренты готовы были к «добровольно – принудительному» заключению мира, чтобы остаться хотя бы на плаву. Но любой картельный союз ограничивает у своих членов их экономические свободы. И предприниматели идут на такое ограничение в силу указанных выше обстоятельств.
В следствии ограничения конкуренции был достигнул баланс соотношения оптимального спроса и предложения. По такому сценарию изменялась ситуация в Европе на этапах зарождения первых форм картелей. В этот момент времени, картели имели немаловажную роль в продвижения мировой экономики[7].
В Америки первые картели появились в середине 19 века, по факту только через век после зарождения картелей в Европе. Американский аналог картеля назывался пулом, который не получил здесь такого распространения, как в Европе. Значение пулов в экономической истории США проявилось в том, что они за короткий период своего существования подготовили экономическую базу для образования трестов, по числу и величине которых с США до сих пор не может сравниться ни одно государство мира.
В России первые формы картелей появились уже в конце 19 века и именовались синдикатами. Толчком к их быстрому росту стал кризисный период мировой экономики1900-1903 гг. Наиболее могущественными российскими картелями были «Продамет», «Продуголь», «Продвагон». К 1909 году синдикаты сплотили большую долю предприятий на рынке во всех ведущих отраслях промышленности. Образованию синдикатов в России способствовали, с одной стороны, покровительственные пошлины, которыми был защищён российский рынок от импортных товаров, с другой стороны, казённые заказы, распределяемые на конкурсах. Эти конкурсы были чистой фикцией, так как их участники – промышленные предприятия договаривались между собой для того, чтобы не сбивать друг другу цены[8].
Поскольку картели имеют возможность влиять на цены и, соответственно, регулировать свои прибыли, на определённой стадии своего развития картели начинают превращаться из средства выживания в период тяжёлых экономических депрессий в одно из средств монополизации рынка. У участников картелей возникает естественное предпринимательское желание максимизировать свои прибыли. Ценовая политика картелей уже не отражает справедливого соответствия получаемой прибыли затрачиваемым усилиям и риску. Картели начинают обогащаться за счёт потребителей. И задача государства в такой ситуации состоит не только в том, чтобы нейтрализовать отрицательные свойства картелей, не дать им проявиться, но при этом постараться ещё и поставить картели на службу обществу, используя их положительный экономический потенциал[9].
1.3 Государственное регулирование картелей
Правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. В частности, ст. 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (ст. 11 Закона).
При этом рассматривает следующие как направленные злоупотребление на [10]:
1. установление, поддержание высокой цены;
2. контрагенту условий , не выгодных него;
3. создание , при которых из сторон ущемлена в -либо;
4. установление, монопольно низкой ;
5. создание препятствий закрытия доступа товарный рынок пр.
Законом соглашения, которые к разделу [11]:
1. по территориальному ;
2. объему продажи;
3. и разнообразию и продукции;
4. или поддержанию (тарифов);
5. предоставления членства в союзах, если условия неизбежно ограничению конкуренции пр.
Как , антимонопольному органу трудно доказать наличия между или организациями соглашения, например, установлении определенной на реализуемую . Данные соглашения виде одного документа не , не заключаются. если бы были, то имели бы находиться в правовой базе расценивались бы юридически не в силу и прямой с законодательством[12].