Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Теоретические аспекты менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многоплановую сферу деятельности, чем менеджмент или менеджмент, от которого во многом зависят как эффективность производства, так и качество государственных услуг.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в сфере промышленности, торговли, сотрудничества, сельского хозяйства и т. Д. В результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащен знаниями основ науки управления, мировыми достижениями в практической организации экономических и социальных процессов.

Управление в упрощенном смысле - это способность достигать целей, используя работу, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «менеджмент» - это функция, вид деятельности для управления людьми в самых разных организациях. Управление также является областью человеческих знаний, которая помогает реализовать эту функцию. Наконец, управление как коллектив от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто выполняет управленческую работу.

Термин «менеджер» интерпретируется довольно широко, поэтому любое его определение не будет достаточно полным. С определенной степенью приближения можно сказать, что менеджер - это человек, который создает систему текущего и будущего планирования, прогнозирования и ориентации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли. Другими словами, менеджер - это человек, который планирует организацию, мотивацию и контроль производства с целью максимально быстрого достижения целей.

Поэтому менеджер должен обладать определенными качествами, манерами, умением умело управлять рабочей силой, максимально использовать творческие способности каждого из сотрудников, обеспечивая тем самым гибкое реагирование на требования заказчика.

Роль менеджеров не ограничивается их присутствием только в огромных многоуровневых и разветвленных структурах корпоративного управления или в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике малый бизнес и предпринимательство не менее важны.

В данной статье понятие, сущность и функции менеджера будут рассмотрены с точки зрения его деятельности в качестве предпринимателя.

Бизнесмен и менеджер не одно и то же. Бизнесмен - это тот, кто «зарабатывает деньги», владелец капитала, находящегося в обращении, приносящий доход. Это может быть деловой человек, который никому не подчиняется, или крупный владелец, который не занимает какую-либо постоянную должность в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее Совета. Менеджер должен занимать постоянную должность, а люди подчиняются ему. Несколько более особый случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связан с личностью человека - предпринимателя, который занимается бизнесом, начинает новый бизнес, внедряет некоторые инновации, вкладывает собственные средства в новое предприятие и рискует. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень большими, если менеджер стремится к бюрократическому стилю управления, но они несколько стираются, если он придерживается стиля предпринимательского управления. Очень немногим фирмам удалось разрешить это противоречие.


Целью настоящей работы является анализ сущности и характерных функций менеджера как предпринимателя.

Цель работы позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе, а именно:

1. Рассмотреть понятие менеджера как руководителя;

2. Раскрыть сущность предпринимательства;

3. Дать характеристику взаимосвязи менеджера и предпринимателя.

1. Теоретические аспекты менеджмента

1.1. Понятие менеджмента и его значение в современных условиях

Управление - это не только наука, но и искусство управления. Наука управления предоставляет общие руководящие принципы, а не конкретные инструкции для каждого конкретного акта управления. Реальный менеджмент, особенно оперативный менеджмент, это больше искусство, чем наука. Менеджеру нужны не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он руководит [3, с. 5].

Менеджмент в общем смысле представляет собой разработку и организацию максимально эффективного использования и контроля социально-экономических систем. В России его часто используют в качестве синонима для слова «управление».

Характерной чертой менеджмента выступает наличие цели управления и соответствующего типа организации управления.

Тип организации менеджмента – это система построения управления организацией. Современная теория менеджмента представляет два базовых типа управления организациями - бюрократический тип менеджмента и органический тип менеджмента. Оба типа организации менеджмента построены на принципиально разных основаниях, а потому имеют свои особенности и специфические черты. Рассмотрим их более подробно.

Бюрократический тип управления оказался исторически первым. Соответствующая концепция построения организационных структур управления была разработана и предложена немецким социологом М. Вебером в начале ХХ века. М. Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии. В ее основу было положено представление о предприятии как об «организованной организации», предъявляющей жесткие требования к людям и тем структурам, в которых они действуют. Сущность бюрократического типа менеджмента находит свое отражение к его концептуальных положениях.


К фундаментальным основам бюрократического типа управления предприятиями относятся:

четкое разделение труда, использования квалифицированных специалистов на каждой должности;

наличие формальных норм и правил, которые обеспечивают однородность выполнения менеджерами возложенных на них обязанностей и задач;

иерархичность управления, предполагающая, что нижестоящие уровни подчиняются и контролируются вышестоящими;

найм на работу сотрудников согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, а не на основании субъективных оценок; формальная обезличенность, которая характерна для выполнения официальными лицами своих обязанностей.

В целом бюрократический тип менеджмента отличается высокой степенью иерархичности, рациональностью и ответственностью. На практике управленческие структуры бюрократического типа не раз доказывали свою эффективность, особенности по отношению к крупным и сверхкрупным организациям, для которых слаженная четкая работа больших коллективов людей, работающих на достижение единой цели, особенно важна. Использование бюрократического типа организации менеджмента позволяет мобилизовать энергию членов трудового коллектива и кооперировать их труд при решении крупных проектов, крупносерийном и массовом производстве.

В то же время его основными недостатками считаются отсутствие гибкости управленческой системы и неравномерность развития ее структурных элементов.

Органический тип организации менеджмента считается относительно молодым. Имея недолгую историю своего существования, он возник как антипод бюрократизма в управлении. Развитие данного типа построения управленческих структур было вызвано потребностью организаций в более гибких и адаптивных структурах. Органический тип управленческих структур предполагает необходимость обеспечения приспособляемости организации к объективным требованиям реальной действительности.

Импровизация ценится больше планирования. Принципиальными отличиями органического типа организации менеджмента от бюрократического считаются: меньшая связанность нормами и правилами; высокая гибкость; использование в качестве базы групповой организации труда. Рассмотрим основные черты органического типа организации менеджмента более подробно. В первую очередь речь идет о принципах принятия управленческих решений.

В модели управления данного типа решения принимаются не на основе традиций, правил или авторитета, а вызревают в процессе обсуждений и дискуссий. Обстоятельства, принимаемые во внимание при обсуждении проблем, опираются на доверие и убеждение, а не власть, работа трудового коллектива нацелена на достижение единой цели, а не на исполнение приписанной должностной инструкции. В роли основных интеграционных факторов развития управленческой системы выступают миссия организации и стратегия ее развития. Правила работы формируются в виде принципов, а не установок.


Работа распределяется между сотрудниками сообразно характеру решаемых проблем, а не на основании их должностей. Кооперация и творческий подход к работе опираются на формирование связей между деятельности отдельных сотрудников и миссией организации в целом. Сама организация, использующая органический тип менеджмента, готова к проведению прогрессивных изменений и открыта для нововведений.

В целом же органический подход к проектированию и организации менеджмента характеризуется широкой специализацией в работе, относительно небольшим числом формализованных правил и процедур, субъективностью системы отбора и вознаграждения кадров, а также амбициозной ответственностью членов трудового коллектива. В условиях использования органического типа организации менеджмента необходимость в функциональном разделении труда отпадает, а ответственность работников за общий успех организации повышается.

В настоящее время в чистом виде данный тип управления практически не используется, а сам тип управленческой структуры находится на стадии развития.

Активное распространение элементы органического типа организации менеджмента получили в тех компаниях, предприятиях, фирмах, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

Перейдем к теоретическим концепциям управления.

Управление - это более широкое понятие, чем управление. Существуют разные типы элементов управления, рисунок 1

.

Рисунок  1  Виды  управления

Управление есть управление в социальных системах. Управление - это процесс, направленный на достижение целей организации путем упорядочения преобразования ресурсов в желаемый результат. Управление - это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целеустремленную и продуктивную группу. Определение, данное М. Паллетом: руководство гарантирует, что работа выполняется с помощью других людей [2, с. 3].

Менеджер (от англ. «Управлять» - наемный профессиональный менеджер, специалист по управлению. Задачи менеджера приведены на рисунке 2.

Рисунок  2  Задачи  менеджера

Основные требования к профессиональной компетентности менеджера:

1. Умение понимать сущность управленческой работы и процессов управления;

2. знание функциональных и должностных обязанностей менеджмента, методов достижения целей и умение повысить эффективность работы предприятия;


3. уметь использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, необходимые в управлении;

4. овладеть искусством управления персоналом;

5. уметь устанавливать внешние связи;

6. уметь делать правильную самооценку и делать правильные выводы;

7. постоянно улучшать свои навыки;

Основным фактором улучшения результатов современного менеджмента является срыв работы менеджеров. Например, разделите всех менеджеров по видам деятельности, разграничите их полномочия, права и обязанности. Существует два типа разделения всех работ: горизонтальное и вертикальное. Менеджеры также подразделяются по видам деятельности на линейные (ответственные за все функции управления) и функциональные (ответственные за одну конкретную функцию).

Функции управления очень разнообразны, но основные из них показаны на рисунке 3

Рисунок  3  Функции  менеджмента

Анализируя постоянное изменение ситуации в мире и на рынке производителя, потребителя и т. Д., Необходимо быть постоянно готовым к изменениям, чтобы не отставать от конкурентов, необходимо знать и уметь применять возможности современного менеджмента.

Современный менеджмент - это менеджмент в постоянно меняющихся рыночных условиях.

Особенности современного менеджмента:

1. В мире существует три механизма взаимодействия людей:

· Первая - это иерархия. Это актуально, когда общественное производство осуществляется, и это требует координации действий людей;

* Второе - идеология, обычаи (казахи соблюдают и нарушают родство), мораль, организационная культура, нравственные установки и т. Д .;

* Третий - рыночные отношения и партнерские отношения.

2. Учитывая быстрые темпы развития науки и техники и возрастающие требования к качеству продукции, необходимо повысить заинтересованность работников в качестве своей работы.

3. Высокая ценность рабочего времени влечет за собой необходимость четкой организации работы.

4. Повышая роль потребителей, необходимо изучить их требования.

5. Учтите, что образовательный уровень работников и качество их жизни повысились. (Повышение финансовой мотивации, соцпакета)

6. Развитие малого и среднего бизнеса влечет за собой необходимость в большом количестве менеджеров.

Принципы современного менеджмента, сформулированные Питером Друкером, показаны на рисунке 4.

Рисунок  4  Принципы  современного  менеджмента