Файл: Формы международных расчётов и перспективы их изменения.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
Таблица 1
Бухгалтерские проводки по продажам продукции (товаров)
на экспорт
Содержание хозяйственных операций |
Корреспондирующие счета |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отгружена экспортная продукция со склада организации автомобильным транспортом |
45 |
43 |
2 |
Отгружены расходы по транспортировке продукции и другие расходы, связанные с реализацией продукции |
44 |
76 |
3 |
Начислена вывозная таможенная пошлина |
90/5 |
76 |
4 |
Начислен таможенный сбор за таможенное оформление |
44 |
76 |
5 |
Оплачена вывозная таможенная пошлина |
76 |
51 |
6 |
Оплачен таможенный сбор за таможенное оформление |
76 |
51 |
7 |
Отражена валютная выручка от продажи продукции после составления договора |
62 |
90/1 |
8 |
Списана себестоимость продукции, отгруженной на экспорт |
90/2 |
45 |
9 |
Списаны расходы на продажу (в том числе суммы таможенных сборов) |
90/2 |
44 |
10 |
Отражен финансовый результат (прибыль) от продажи продукции (в составе конечного финансового результата) |
90/9 |
99 |
11 |
Отражено поступление на транзитный валютный счёт экспортной выручки за отгруженную продукцию |
52/1 |
62 |
Источник: Бухгалтерский учёт: учеб. – практ. пособие / Р.З. Тумасян – М.: Экзамен, 2009. – С. 235.
При приобретении товаров по импорту, которое осуществляется в соответствии с заключенными контрактами, действует следующая схема и она отражается следующими проводками (табл. 2).
Таблица 2
Бухгалтерские проводки по приобретению продукции (товаров) по импорту
Содержание хозяйственных операций |
Корреспондирующие счета |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражена контрактная стоимость продукции (услуг) |
15 |
60 |
2 |
Перечислена оплата иностранному поставщику |
60 |
52 |
3 |
Отражена отрицательная курсовая разница на дату погашения кредиторской задолженности поставщику |
91 |
60 |
4 |
Начисленная ввозная пошлина на дату оформления |
15 |
76 |
5 |
Начислен таможенный сбор за таможенное оформление |
15 |
76 |
6 |
Начислен НДС, подлежащий уплате таможенным органам |
19/4 |
76 |
7 |
Оплачена ввозная таможенная пошлина |
76 |
51 |
8 |
Оплачен таможенный сбор за таможенное оформление |
76 |
51 |
9 |
Отражена стоимость услуг транспортной организации |
15 |
60/1 |
10 |
Произведена оплата услуг по доставке продукции |
60/1 |
51 |
11 |
Принята к учёту поступившая на склад продукция |
10 |
15 |
Источник: Бухгалтерский учёт: учеб. – практ. пособие / Р.З. Тумасян – М.: Экзамен, 2009. – С. 236.
Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Охарактеризуем внешние риски. Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики. Политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с не устоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства. Финансовые риски – это опасность потенциальной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с рассчитанным планом. Финансовые риски по сфере возникновения делятся на: внешние финансовые риски – они возникают при изменении конъюнктуры внешнего финансового рынка, в результате непредвиденного изменения законодательства, неустойчивого политического режима в стране деятельности и в ряде других случаев, на которые фирма повлиять не может; внутренние финансовые риски - зависят от деятельности конкретной фирмы. По видам финансовые рынки делятся на: налоговый риск - вероятность потерь, которые может понести фирма, занимающаяся внешнеэкономической деятельностью, в результате неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при исчислении налоговых платежей; кредитный риск - это вероятность того, что партнеры внешнеэкономического контракта окажутся не в состоянии выполнить договорные обязательства как в целом, так и по отдельным позиция, валютный риск - это риск получения убытков из-за неблагоприятных краткосрочных или долгосрочных колебаний курсов валют на международных финансовых рынках. Экономический риск – это риск сокращения выручки или роста дохода, связанных с неблагоприятным изменением валютных курсов. Данный вид валютного риска состоит в том, что стоимость активов и пассивов фирмы может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, из-за будущих изменений валютного риска. Экономический валютный риск носит долговременный характер и связан с тем, что компания производит расходы в одной валюте, а получает доходы в другой. В результате любые изменения валютных курсов могут отразиться на финансовом положении компании. Инвестиционный риск - это вероятность финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы.
Перспективы и проблемы развития расчётов при экспорте и импорте товаров
Формы государственного координирования расчётов
Широко применяемый метод государственного координирования это валютные ограничения. Валютные ограничения – это законодательное или административное запрещение и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цель валютных ограничений — выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса и концентрация валютных ценностей у государства. Можно определить следующие причины использования валютных ограничений развивающимися странами: внутренние — отсталость экономики и необходимость ее преодоления, дефицит платежного баланса, недостаточная диверсификация экспорта товаров, огромная внешняя задолженность, наличие небольших золотовалютных резервов; внешние сокращение притока финансовых ресурсов из других стран и доли льготной помощи развитию, инфляция и нестабильность ведущих валют Запада.
Способы валютных ограничений: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках; лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют установлением дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов. Негативные значения валютных ограничений состоят в том, что: они нарушают единство мирового хозяйства; препятствуют свободному развитию внешней торговли; раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Несмотря на то, что валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, в конечном счете, они осложняют проблему их балансирования. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по заграничным торговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам. Ещё одним из методов государственного регулирования расчётов является валютный клиринг. Валютный клиринг - соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств. Характерной чертой валютных клирингов является замена валютного оборота с заграницей расчетами в национальной валюте с клиринговыми банками, которые осуществляют окончательный зачет взаимных требований и обязательств. Валюта клиринга может быть любой. Иногда применяются две валюты или международная счетная валютная единица. С экономической точки зрения безразлично, в какой валюте осуществляются клиринговые расчеты, если используется одна валюта. Цели валютного клиринга различны в зависимости от валютно-экономического положения страны: выравнивание платежного баланса без затрат золотовалютных резервов; получение льготного кредита от контрагента, имеющего активный платежный баланс; ответная мера на дискриминационные действия другого государства; безвозвратное финансирование страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом. Формы клирингов разнообразны и могут быть классифицированы по следующим признакам: в зависимости от числа стран-участниц различают: односторонние, двухсторонние, многосторонние и международные клиринги;по объему операций различают: полный клиринг (охватывающий до 95% платежного оборота) и частичный (распространяющийся на определенные операции).
Валютные клиринги оказывают двоякое влияние на внешнюю торговлю. С одной стороны, они смягчают негативные последствия валютных ограничений, давая возможность экспортерам использовать валютную выручку. С другой стороны, при этом приходится регулировать внешнеторговый оборот с каждой страной в отдельности, а валютную выручку можно использовать только в той стране, с которой заключено клиринговое соглашение. Поэтому для экспортеров валютный клиринг невыгоден.
Проблема международных расчетов очень актуальна в мире в целом, и в России, в частности, т.к. проводимые в переходный период реформы, направленные на создание реальных рыночных условий хозяйствования, охватывают и внешнеэкономическую деятельность, которая является неотъемлемой частью любого экономически развитого государства. Несмотря на то, что в России распространены, в той или иной мере, почти все формы международных расчетов, эта сфера внешнеэкономической деятельности остается недостаточно развитой. Для повышения стабильности международных расчётов и банковской системы по этим расчётам в целом первоочередным представляется принятие следующих мер: развитие систем контроля и внутренних банковских рейтингов, которые стимулировали бы новыми правовыми нормами наблюдения, сравнительными, с типовыми международными стандартами собственного капитала; полный переход на международные стандарты отчетности с целью дальнейшего улучшения прозрачности и оценки рисков российской экономики. Для повышения степени коммерческого успеха страны при использовании механизма международных расчётов государство применяет следующие решения: применение валютного клиринга; широкая деятельность государства по привлечению своих производителей к внешней торговле с другими странами; развитие и предоставление банками тех форм расчётов, которые более выгодны экспортерам и импортерам страны, совершенствование форм расчётов и их видов; осуществление нововведений в международных расчётах, а именно применение новых механизмов, систем, связей и услуг по обслуживанию внешнеэкономических расчётов. Решение данных задач поможет государству усовершенствовать механизм расчётов, улучшить экономическое состояние страны и выйти на новый уровень в международных отношения.
Заключение
На основе проведённого исследования по международным расчётам и их формах, получены следующие выводы: международные расчёты – это неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности государства; расчёты способствуют объединению операций по производству продукции, оказанию услуг, которые происходят обособленно друг от друга; международные расчёты способствуют возникновению и закреплению связей между государствами, которые могут улучшить экономическое состояние обоих стран, существует несколько форм международных расчётов, наиболее выгодной из которых является аккредитивная форма; могут возникать определённые риски при работе с международными расчётами, но их можно избежать; государство способно регулировать механизм расчётов несколькими способами; развитие и совершенствование механизма расчётов – залог успешной внешнеэкономической деятельности государства.