Файл: Формирование пространственно грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.4 Вывод по главе 3




Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступными из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Самыми сложными оказались задания на уровень сформированности обобщающих понятий, на подбор антонимов, особенно к существительным и глаголам, на образование приставочных глаголов. Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря

Результаты эксперимента показали, что качественная характеристика выполнения задания позволила выявить средний уровень выполнения задания.

Таким образом, при обследовании грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи выявились следующие трудности в употреблении падежных конструкций. Наиболее часто допускаются ошибки в образовании имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа, образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении приставок.

На основании анализа приведённой выше таблицы можно сделать выводы о том, что на уровне значимости 1% мы принимаем альтернативную гипотезу о наличии относительно интенсивного сдвига в типичном направлении, т. е. гипотеза H1 верна при 1% значимости. На всей зоне значимости гипотеза H1 верна всех шкал.

Заключение




В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.


В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Своеобразие овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития, наблюдается нарушение в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У детей с ОНР наблюдаются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступными из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Самыми сложными оказались задания на уровень сформированности обобщающих понятий, на подбор антонимов, особенно к существительным и глаголам, на образование приставочных глаголов. Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря

Результаты эксперимента показали, что качественная характеристика выполнения задания позволила выявить средний уровень выполнения задания.



На основании анализа гипотеза исследования о том, что грамматический строй у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет иметь особенности по сравнению с детьми без ОНР, подтвердилась.

Список литературы




1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999. - 272с.

2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296с.

3. Бородач А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1990. - 255с.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., Просвещение, 1995. - 527с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 471с.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопедов. - Екатеринбург, 2005. - 320с.

7. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И., - М., 1987. - 195с.

8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 207с.

9. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - М., 2006. - 304с.

10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999. - 224с.

11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - С-Пб., 2001. - 224с.

12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. (Формирование лексики и грамматического строя.) - С-Пб., 1999. - 160с.

13. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971. - 415с.

14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997. - 303с.

15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. - 205с.

16. Тихеева Е.И, Развитие речи. - С-Пб., 2005. - 274с.

17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1997. - 112с.

18. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2002. - 190с.

19. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 68-76.

20. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 2007. - 272с.

21. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М., 2001. - 294с.

22. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977. - 240с.

23. Филичева Т. В., Соболева А. В. Развитие речи дошкольников. - М., 2003. - 260с.

24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000. - 128с.


25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989. - 186с.

26. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М., 2007. - 176с.

27. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. - М., 2006. - 72с.

28. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. - М., 1990. - 165с.

29. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.

30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

31. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984. - 159 с.



Приложение 1



Расчет t-критерия Стьюдента для шкалы I. Изменение по падежам;



Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1





0.15 

-0.6 

0.0225 

0.36 

2





0.15 

0.4 

0.0225 

0.16 

3





0.15 

0.4 

0.0225 

0.16 

4





0.15 

-0.6 

0.0225 

0.36 

5





0.15 

0.4 

0.0225 

0.16 

6





0.15 

-0.6 

0.0225 

0.36 

7





0.15 

0.4 

0.0225 

0.16 

8





0.15 

0.4 

0.0225 

0.16 

Суммы:

24

13

-0

-0

0.182

1.88

Среднее:

2.85

1.6