Файл: Медицинская услуга понятие, специфические черты, виды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Признак классификации

Шарапова В.Ф.(1996)

Стародубов В.И. (1997)

Киселев С.В. (2007)

Гетцен Т. (2005)

по характеру

профилактические диагностические лечебные комбинированные реабилитационные

лечебно-диагностические профилактические восстановительно-реабилитационные транспортные




-


-

по технологии

рутинные высокотехнологические

-

-

-

по интенсивности времени

скорая

неотложная

плановая

-

-

-

по времени достижения результата

соответствуют срокам

не соответствуют срокам

-

-

-

по конечному результату

адекватные

частично адекватные

не адекватные

-

-




по частям структуры здравоохранения

санитарно-гигиенические эпидемиологические амбулаторные поликлинические стационарные

-

-

-

по уровням медицинской помощи

доврачебная

врачебная

специализированная

узкоспециализированная

-

-

-

по соблюдению стандарта

соответствуют стандарту

не соответствуют стандарту

-

-

-

по условию оказания

-

на дому

в амбулаторно-поликлинических условиях

в процессе транспортировки

санитарная авиация

в круглосуточном и дневном стационаре

в условиях интенсивной терапии и реанимации

в условиях карантина

-

-

по соответствию правовым нормам

соответствующие функциям исполнителя

не соответствующие функциям исполнителя

халатные

ошибочные

-

-

-

по расчету стоимости

-

простая, сложная, комплексная

простая, сложная, комплексная

-

по длительности оказания

-

-

-

долгосрочные

краткосрочные


Табл. 1. Классификация видов услуг

Также медицинские услуги можно классифицировать по наличию дополнительного сервиса:

  1. С наличием дополнительного сервиса – улучшенное питание, обслуживание вне очереди, палаты повышенного комфорта;

  2. Без наличия дополнительного сервиса.

Отличие медицинской услуги от других видов услуг


Как уже было сказано выше, самой главной отличительной чертой медицинской услуги является объект ее воздействия – здоровье человека.

Также немало важным аспектом является согласие продавца и покупателя данной услуги. Если медик действует без согласия на оказание медицинской помощи, то его действия нельзя отнести к медицинским услугам.

Кроме того, любая профессиональная медицинская помощь оказывается не безвозмездно. Бывают случаи, когда медицинский работник вправе оказать помощь безвозмездно, но медик сам несет социальную ответственность за свои действия.

Каким и всем услугам, медицинским услугам присущи основные специфические качества услуг: неосязаемость, неотделимость, качественная неопределенность, недолговечность. Рассмотрим, как данные характеристики проявляются на примере медицинской услуги:

  1. Неосязаемость – медицинскую услугу нельзя почувствовать до момента получения;

  2. Осязаемость медицинской услуги можно повысить путем предоставления рекомендаций, лицензий и различных сертификатов;

  3. Неотделимость;

  4. Качественная неопределенность – высококвалифицированный врач проведет диагностику болезни намного лучше молодого и неопытного ординатора;

  5. Недолговечность – медицинская услуга оплачивается заранее, потому что ее стоимостная значимость существует в момент неявки пациента;

  6. Несохраняемость – услуги производятся и потребляются одновременно;

  7. Ограничение транспортировки – большинство медицинских услуг невозможно реализовать на дому без специального оборудования;

  8. Отсутствие посредников – пациент общается непосредственно с врачом;

  9. Невозможность демонстрации – создание особых рекламных образов.

Заключение


Итак, чтобы систематизировать знания по теме, обратимся к таблице.


Понятие

Определение

Место в структуре

Здравоохранение

Деятельность по охране здоровья

Включает все перечисленные понятия

Медицина

Совокупность наук о здоровье и

болезнях, о лечении и

предупреждении болезней, и

практическая деятельность,

направленная на укрепление и

сохранение здоровья людей,

предупреждение и лечение болезней

Составляющая здравоохранения, включающая в себя

специфические приемы,

которыми осуществляется охрана здоровья

Медицинская помощь

Практическая деятельность по

укреплению и сохранению

здоровья людей, предупреждению

и лечению болезней

Включает в себя практическую часть медицины

Медицинская деятельность

Профессиональная практическая

деятельность по укреплению и

сохранению здоровья людей,

предупреждению и лечению

болезней

Профессиональная медицинская помощь

Медицинская услуга

Согласованный процесс

взаимодействия субъектов рынка,

когда объектом обмена является

медицинская деятельность в

качестве специфической трудовой

деятельности

Взаимосогласованная и возмездная медицинская деятельность

Медицинское обслуживание

Комплекс услуг как

действий,

имеющий относительно

устойчивую форму организации

Набор медицинских услуг,

требуемый для поддержания

характеристик объекта услуг в

заданном состоянии на определенное время



Табл. 2. Соотношение понятий в сфере здравоохранения.

Опираясь на вышеприведенные доводы, замечу, что в целом понятие медицинской услуги вытекает из общего определения услуг, но при этом имеет свои специфические качества, возникнувшие из-за особого статуса медицины в жизни общества и государства. Кроме того, здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь активно входит в нее, приводя к коммерциализации медицины. Таким образом, медицинскую услугу необходимо рассматривать как экономическую категорию.

Список литературы


  1. Полянская Е. В. Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её классификации // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 244-247. — URL https://moluch.ru/archive/13/1179/ (дата обращения: 13.10.2019)

  2. Аристова Е.В. Специфические особенности медицинской услуги как экономической категории // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – №2 – С. 224-228. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/spetsificheskie-osobennosti-meditsinskoy-uslugi-kak-ekonomicheskoy-kategorii (дата обращения: 13.10.2019)

  3. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция) // URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 13.10.2019)

  4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // URL https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (дата обращения: 13.10.2019)

  5. Конституция Российской Федерации – Москва: Инфра-М, 2014

  6. Рожкова Е.В. Разработка инновационных услуг: методология подхода: монография. Ульяновск, УлГУ, 2011. – 183 с. С. 70.

  7. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Р.А. Тлепцеришев [и др.]. – Изд.6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 623 с. С.17.

  8. Голышев А.Я. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях [Электронный ресурс] / Голышев А.Я., Носырева О.М. // Интернет-журнал «Медицинские конференции». - URL: http://www.medico.ru/articles/management/article_001.htm. (дата обращения 13.10.2019).

  9. Сырейщикова, И.А. Основания возникновения правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи [Текст] //Юрист.- 2008.- № 11. С. 51-53.

  10. Алексунина, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] / Под ред. проф. В.А. Алексуниной. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.- 716 с.