Файл: Содержание Введение 2 Определения коррупции и ее классификация 5 Классификация коррупционных преступлений 11 Ответственность за преступления коррупционной направленности .rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Классификация коррупционных преступлений
Коррупция, по мнению ряда авторов, не образует единого состава преступления, а "действия, относящиеся к коррупции, обычно признаются различными самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, служебном подлоге, провокации взятки или коммерческого подкупа и др. "
Предметом коррупционных преступлений в большинстве случаев выступают различные выгоды имущественного (материального) характера, реже - нематериального характера. При этом к выгодам имущественного (материального) характера относятся: деньги (валюта), находящиеся в официальном обращении, блага и услуги, а также любые материальные ценности, имеющие стоимостное выражение (например, дома, квартиры, транспорт, украшения и т.п.). Следует отметить, что к такого рода выгодам следует относить как получение субъектом коррупционного преступления материальных благ от других лиц, так и не возврат чужих средств, находящихся у такого лица (например, полученных в долг или кредит), "прощение" его иных имущественных обязательств.
Под выгодами имущественного характера также понимаются различного рода услуги и иные выгоды материального характера, которые оказываются взяткополучателю безвозмездно или по явно заниженной стоимости: предоставление санаторной или туристической путевки, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных реставрационных и других работ в его пользу и т.д.
Неимущественные (нематериальные) блага выступают предметом коррупционных преступлений значительно реже. К числу таких благ могут относиться оказание содействия в продвижении по службе, занятии определенной должности, получении государственной награды или почетного звания, поступлении в учебное заведение, непривлечении к уголовной ответственности и пр.
Характер предмета коррупционного преступления может свидетельствовать о характере взаимоотношений между субъектами коррупционных отношений, определять способ совершения и сокрытия таких деяний, позволяет прослеживать взаимосвязи в ходе расследования между субъектом преступления, сферой его профессиональной деятельности, предметом коррупционного преступления, местонахождением материальных ценностей либо фактом оказания различных услуг.
Давитадзе М.Д. к основным преступлениям, обладающим признаками коррупции, относит умышленные деяния, совершаемые как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации: подкуп должностного лица; хищение - неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-нибудь государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно может разумным образом обосновать; воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания, обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательство в процесс дачи показаний или предоставления доказательств; отмывание коррупционных доходов. Единственными мерами реального противодействия коррупционным преступлениям являются соответствующие уголовно-правовые нормы, предусмотренные УК РФ.
Способ совершения коррупционных преступлений носит в большинстве случаев полноструктурный характер, включая таким образом действия по подготовке и сокрытию таких преступных деяний.
Подготовка к совершению коррупционных преступлений осуществляется как должностными лицами органов власти и управления, так и иными лицами, заинтересованными в определенных действиях (бездействии) должностных лиц. Подготовка к совершению коррупционного деяния со стороны должностных лиц органов власти и управления выражается в создании условий, побуждающих третьих лиц действовать коррупционными методами (предлагать взятку или иное вознаграждение, оказывать какие-либо услуги и пр.). Кроме того, подготовка к совершению коррупционного преступления может включать в себя достижение договоренностей (лично или через посредников) между сторонами коррупционной деятельности (например, относительно характера и размера "вознаграждения", характера действий должностного лица и т.д.), планирование способа, места, времени передачи вознаграждения или оказания каких-либо услуг, характера выполнения или невыполнения должностных обязанностей, способа сокрытия преступной деятельности и иного противодействия возможному расследованию.
Непосредственно совершение коррупционного преступления предполагает действия по передаче взятки, иного вознаграждения, оказания оговоренных ранее услуг, а также действия должностного лица в интересах "заказчика". Круг таких действий (бездействия) весьма разнообразен.
Весьма разнообразны и действия участников коррупционной деятельности по сокрытию таких преступлений и оказанию иного противодействия возможному или осуществляющемуся противодействию расследованию.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением
, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
совершения преступления с только прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
3.Ответственность за преступления коррупционной направленности в сфере экономической деятельности
Как и любые иные множества, преступления, связанные с экономической деятельностью, могут быть классифицированы по различным основаниям. Как показывает изучение проблем применения норм об ответственности должностных лиц за преступления в сфере экономической деятельности, наибольшую сложность для практики представляет неясность большого числа законодательных положений, причем как в хозяйственной, так и в уголовно-правовой сфере. Данное обстоятельство влечет неединообразие квалификационной практики и многочисленные ошибки при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экономические, а также должностные преступления.
С теоретической точки зрения целесообразно выделить следующие группы экономических преступлений, включенных в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации:
· в сфере управления предпринимательской деятельностью,
· в сфере осуществления предпринимательской деятельности,
· в финансовой сфере,
· в сфере внешнеэкономической деятельности.
За последние три года наибольшая часть из числа возбужденных уголовных дел и дел, по которым были вынесены обвинительные приговоры, приходится: на приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.175 УК РФ), фальшивомонетничество (ст.186 УК РФ). Низок процент раскрываемости преступлений по ст.169 и ст.170, ст.184 и ст.185, а также по ст. ст.189, 190, 192 и 197 УК РФ. Данные статистики свидетельствуют, что из года в год увеличивается количество выявленных экономических преступлений и лиц, осужденных за совершение таких преступлений.
Из коррупционных экономических преступлений наиболее заметными являются составы преступлений по ст.169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" и ст.170 УК РФ "Регистрация незаконных сделок с землей", а также ст.170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета".
В некоторых случаях совершение преступления должностным лицом является квалифицирующим обстоятельством, в других - субъектом преступления являются руководители предприятий и организаций, в том числе выполняющие функции должностных лиц. Преступление, признаки которого предусмотрены ст.169 УК РФ, является посягательством на свободу предпринимательства, грубым нарушением установленных Конституцией РФ и гражданским законодательством гарантий предпринимательской деятельности, прав и свобод ее участников, что и составляет непосредственный объект данного преступления. Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности может быть только должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение.
Значительный интерес представляет вопрос о соотношении составов воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), о превышении должностными полномочиями (ст.286 УК РФ). Поскольку первое из названных преступлений совершается только должностными лицами, обязательным, но дополнительным объектом преступления в этом случае являются интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Такие действия (бездействие), как незаконные отказ в регистрации или в выдаче лицензии, уклонение от регистрации или лицензирования, ограничение самостоятельности и прав предпринимателей, иное незаконное вмешательство в их деятельность, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения являются не чем иным, как злоупотреблением должностными полномочиями или же их превышением и способны повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан-предпринимателей либо юридических лиц, а крупный ущерб, о котором говорится в ч.2 ст.169 УК РФ, может рассматриваться и как тяжкое последствие (ч.3 ст.285 УК РФ, п. "в" ч.3 ст.286 УК РФ).
Совпадают и субъективные признаки конкурирующих преступлений. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, хотя и необязательно, но также может быть совершено по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности, что требуется для состава злоупотребления должностными полномочиями.