Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Нейропсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вопросы к экзамену по дисциплине «Нейропсихология»

  1. Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге.

  2. Вклад Л.С.Выготского в становление отечественной нейропсихологии.

  3. А.Р.Лурия и отечественная нейропсихология.

  4. Основные источники информации об анатомической и функциональной организации мозга.

  5. Проблема локализации высших психических функций (исторический аспект).

  6. 1-й функциональный блок по А.Р.Лурии.

  7. 2-й функциональный блок по А,Р,Лурии.

  8. 3-й функциональный блок по А.Р.Лурии.

  9. Сенсорные нарушения при поражении зрительного анализатора.

  10. Нарушения зрительного восприятия при локальных поражениях мозга.

  11. Сенсорные нарушения при поражении слухового анализатора.

  12. Нарушения слухового восприятия при локальных поражениях мозга.

  13. Сенсорные нарушения при поражении кожно-кинестетического анализатора.

  14. Нарушения тактильного восприятия при локальных поражениях мозга.

  15. Нарушения движений и действий при поражении экстрапирамидной системы.

  16. Нарушения движений действий при поражении пирамидной системы.

  17. Нарушения праксиса при локальных поражениях головного мозга.

  18. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

  19. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

  20. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

  21. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

  22. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

  23. Проблема межполушарной асимметрии в нейропсихологии.

  24. Синдромный анализ в нейропсихологии и его задачи.

  25. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных и височных долей коры.

  26. Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей.

  27. Нейропсихологические синдромы поражения теменных долей и зон ТРО.

  28. Принципы и задачи нейропсихологической реабилитации.

  29. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями речи.

  30. Нейропсихологическая реабилитация больных с интеллектуальными нарушениями.

Основной учебник: Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010 (можно любого года издания).


Темы семинарских занятий по дисциплине «Нейропсихология»

  1. Источники знаний о морфофункциональной организации коры головного мозга. Методы получения данных .

1. Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики.

2. Структурная и функциональная организация коры головного мозга.

3. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Метод раздражения:

- Опыты с непосредственным раздражением коры;

- Опыты с непрямой стимуляцией коры;

- Опыты с анализом функций отдельных нейронов;

5. Метод разрушения.

Литература.

Основная:

  1. Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения (Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе). - М., 2001;

  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Изд-во Генезис, 2012;

  3. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

  4. Вассерман Л.И. и др. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997;

  5. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во БИНОМ. – 2013;
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;


  7. Нейропсихология сегодня. Под ред. Хомской Е.Д., МГУ, 1995;

  8. Схема нейропсихологического исследования. МГУ, 1973.

  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.

Интернет-источники:

  1. http://biofile.ru/bio/2385.html

  2. http://doktor-lib.com/book/58-anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemy/14-4-razvitie-nervnoj-sistemy-v-ontogeneze.html

  3. http://www.lormed.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1515:2011-04-08-15-21-49&catid=95:2011-03-07-11-23-41&Itemid=100113

  4. http://www.niv.ru/doc/psychology/nervous-system/011.htm

Дополнительная:

  1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л, 1980;

  2. Нейропсихология. Тексты. МГУ, 1984;

3.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. МГУ, 1985.

2. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ)

1. Узкий локализационизм и антилокализационизм.

2. Функциональная система по П.К. Анохину и локализация ВПФ.

3. Концепция многоуровневого построения движений Н.А. Бернштейна.

4. Основные положения теории системной динамической локализации ВПФ.

5. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

6. Блок приема, переработки и хранения информации.


7. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

Литература.

Основная:

  1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1974. - 446 с.;

  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; Под ред. В. П. Зинченко.- 3-е изд., стер.  М.: изд-во МПСИ; Воронеж. - 2008;

  3. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений.
    // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е. Е. Соколова. – М., 1999;

  4. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

  5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2009;
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;


  7. Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. - М.: Медицина,1984. - 224 с.

  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.

Дополнительная:


  1. А.Р. Лурия и современная психология. М, 1982;

  2. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации. Собр. соч., т.1, М., 1983.

  3. Прибрам К. Языки мозга. М, Прогресс, 1975.

  4. Судаков К. В. Теория функциональных систем. / Под ред. Нувахова Б.Ш. - М.,1996.- 89 с.

  5. Судаков К. В. Функциональные системы организма. - М: Медицина, 1987.- 432 с.


3. Основы нейропсихологической диагностики.

1.Основные этапы и принципы нейропсихологической диагностики.

2. Методы и методики нейропсихологической диагностики. Инструментарий нейропсихолога.

3. Особенности нейропсихологической диагностики в детском возрасте.

4. Нейропсихологическое заключение. Его цели, структура и функции.

Основная :

1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;

3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;



5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание . – Изд-во Питер, 2010.

6. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Питер, СПб, 2021.

Дополнительная:

  1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. М, Генезис, 2012.

  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М, Генезис, 2010.

  3. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997.

  4. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999.

  5. Нейропсихологическая диагностика. Части 1-2. Схема нейропсихологического исследования ВПФ и эмоционально-личностной сферы. Под ред. Хомской Е.Д. МГУ, 1994, 2004.

  6. Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. - СПб., Питер, 2007.


4. Сенсорные и гностические нарушения при поражении зрительного и слухового анализаторов.

1.Общие принципы работы анализаторных систем; строение зрительного анализатора.

2. Сенсорные зрительные расстройства.

3. Гностические зрительные расстройства.

4. Строение слухового анализатора.

5. Сенсорные слуховые расстройства.

6. Гностические слуховые расстройства.

Основная :

1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;

3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;


5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.

Дополнительная:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительных вербальных функций. – М.: Академия, 2003;

  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М, Генезис, 2010.

  3. Меерсон Я.А. Зрительные агнозии. Л, 1986;

  4. Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. - СПб., Питер, 2007.



5. Сенсорные и гностические нарушения при поражении сенсомоторной сферы

1.Строение кожно-кинестетического анализатора.

2.Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы.

3. Гностические нарушения работы кожно-кинестетической системы.

4. Нарушения движений и действий при поражении экстрапирамидной системы.

5. Нарушения движений и действий при поражении пирамидной системы.

6. Апраксии.

Литература.

Основная:

1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;

3. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во БИНОМ. – 2013;

4.Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;


6. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание . – Изд-во Питер, 2010.
Дополнительная:

  1. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. МГУ, 1985;

  2. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л, 1973;

  3. Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. С-Пб, Питер, 2007.

6. Нарушения внимания, памяти и эмоций

  1. Физиологические механизмы внимания.

  2. Модально-неспецифические нарушения внимания.

  3. Модально-специфические нарушения внимания.

  4. Физиологические механизмы памяти.

  5. Модально-неспецифические нарушения памяти.

  6. Модально-специфические нарушения памяти.

  7. Мозговые механизмы эмоций.

  8. Эмоциональные нарушения как результат поражения различных мозговых структур.


Литература.

Основная:

  1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;

  2. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997.

  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;

  4. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999.

  5. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;


  7. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М., 2001.

  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.

  9. Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. - М.,1992.