ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы к экзамену по дисциплине «Нейропсихология»
-
Предмет нейропсихологии и ее связь с другими науками о мозге. -
Вклад Л.С.Выготского в становление отечественной нейропсихологии. -
А.Р.Лурия и отечественная нейропсихология. -
Основные источники информации об анатомической и функциональной организации мозга. -
Проблема локализации высших психических функций (исторический аспект). -
1-й функциональный блок по А.Р.Лурии. -
2-й функциональный блок по А,Р,Лурии. -
3-й функциональный блок по А.Р.Лурии. -
Сенсорные нарушения при поражении зрительного анализатора. -
Нарушения зрительного восприятия при локальных поражениях мозга. -
Сенсорные нарушения при поражении слухового анализатора. -
Нарушения слухового восприятия при локальных поражениях мозга. -
Сенсорные нарушения при поражении кожно-кинестетического анализатора. -
Нарушения тактильного восприятия при локальных поражениях мозга. -
Нарушения движений и действий при поражении экстрапирамидной системы. -
Нарушения движений действий при поражении пирамидной системы. -
Нарушения праксиса при локальных поражениях головного мозга. -
Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. -
Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. -
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. -
Нарушения речи при локальных поражениях мозга. -
Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга. -
Проблема межполушарной асимметрии в нейропсихологии. -
Синдромный анализ в нейропсихологии и его задачи. -
Нейропсихологические синдромы поражения затылочных и височных долей коры. -
Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей. -
Нейропсихологические синдромы поражения теменных долей и зон ТРО. -
Принципы и задачи нейропсихологической реабилитации. -
Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушениями речи. -
Нейропсихологическая реабилитация больных с интеллектуальными нарушениями.
Основной учебник: Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010 (можно любого года издания).
Темы семинарских занятий по дисциплине «Нейропсихология»
-
Источники знаний о морфофункциональной организации коры головного мозга. Методы получения данных .
1. Основные принципы эволюции и строения мозга как органа психики.
2. Структурная и функциональная организация коры головного мозга.
3. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Метод раздражения:
- Опыты с непосредственным раздражением коры;
- Опыты с непрямой стимуляцией коры;
- Опыты с анализом функций отдельных нейронов;
5. Метод разрушения.
Литература.
Основная:
-
Атлас. Нервная система человека. Строение и нарушения (Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе). - М., 2001; -
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Изд-во Генезис, 2012; -
Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010; -
Вассерман Л.И. и др. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997; -
Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во БИНОМ. – 2013; -
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
-
Нейропсихология сегодня. Под ред. Хомской Е.Д., МГУ, 1995; -
Схема нейропсихологического исследования. МГУ, 1973. -
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.
Интернет-источники:
-
http://biofile.ru/bio/2385.html -
http://doktor-lib.com/book/58-anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemy/14-4-razvitie-nervnoj-sistemy-v-ontogeneze.html -
http://www.lormed.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1515:2011-04-08-15-21-49&catid=95:2011-03-07-11-23-41&Itemid=100113 -
http://www.niv.ru/doc/psychology/nervous-system/011.htm
Дополнительная:
-
Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л, 1980; -
Нейропсихология. Тексты. МГУ, 1984;
3.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. МГУ, 1985.
2. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ)
1. Узкий локализационизм и антилокализационизм.
2. Функциональная система по П.К. Анохину и локализация ВПФ.
3. Концепция многоуровневого построения движений Н.А. Бернштейна.
4. Основные положения теории системной динамической локализации ВПФ.
5. Блок регуляции тонуса и бодрствования.
6. Блок приема, переработки и хранения информации.
7. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Литература.
Основная:
-
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1974. - 446 с.; -
Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; Под ред. В. П. Зинченко.- 3-е изд., стер. М.: изд-во МПСИ; Воронеж. - 2008; -
Бернштейн Н.А. Уровни построения движений.
// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е. Е. Соколова. – М., 1999; -
Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010; -
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2009; -
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
-
Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. - М.: Медицина,1984. - 224 с. -
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.
Дополнительная:
-
А.Р. Лурия и современная психология. М, 1982; -
Выготский Л.С. Психология и учение о локализации. Собр. соч., т.1, М., 1983. -
Прибрам К. Языки мозга. М, Прогресс, 1975. -
Судаков К. В. Теория функциональных систем. / Под ред. Нувахова Б.Ш. - М.,1996.- 89 с. -
Судаков К. В. Функциональные системы организма. - М: Медицина, 1987.- 432 с.
3. Основы нейропсихологической диагностики.
1.Основные этапы и принципы нейропсихологической диагностики.
2. Методы и методики нейропсихологической диагностики. Инструментарий нейропсихолога.
3. Особенности нейропсихологической диагностики в детском возрасте.
4. Нейропсихологическое заключение. Его цели, структура и функции.
Основная :
1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание . – Изд-во Питер, 2010.
6. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Питер, СПб, 2021.
Дополнительная:
-
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. М, Генезис, 2012. -
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М, Генезис, 2010. -
Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997. -
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999. -
Нейропсихологическая диагностика. Части 1-2. Схема нейропсихологического исследования ВПФ и эмоционально-личностной сферы. Под ред. Хомской Е.Д. МГУ, 1994, 2004. -
Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. - СПб., Питер, 2007.
4. Сенсорные и гностические нарушения при поражении зрительного и слухового анализаторов.
1.Общие принципы работы анализаторных систем; строение зрительного анализатора.
2. Сенсорные зрительные расстройства.
3. Гностические зрительные расстройства.
4. Строение слухового анализатора.
5. Сенсорные слуховые расстройства.
6. Гностические слуховые расстройства.
Основная :
1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;
3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010.
Дополнительная:
-
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительных вербальных функций. – М.: Академия, 2003; -
Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. М, Генезис, 2010. -
Меерсон Я.А. Зрительные агнозии. Л, 1986; -
Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. - СПб., Питер, 2007.
5. Сенсорные и гностические нарушения при поражении сенсомоторной сферы
1.Строение кожно-кинестетического анализатора.
2.Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы.
3. Гностические нарушения работы кожно-кинестетической системы.
4. Нарушения движений и действий при поражении экстрапирамидной системы.
5. Нарушения движений и действий при поражении пирамидной системы.
6. Апраксии.
Литература.
Основная:
1. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010;
2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009;
3. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во БИНОМ. – 2013;
4.Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003;
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание . – Изд-во Питер, 2010.
Дополнительная:
-
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. МГУ, 1985; -
Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л, 1973; -
Тонконогий И.М., Пуанте М. Клиническая нейропсихология. С-Пб, Питер, 2007.
6. Нарушения внимания, памяти и эмоций
-
Физиологические механизмы внимания. -
Модально-неспецифические нарушения внимания. -
Модально-специфические нарушения внимания. -
Физиологические механизмы памяти. -
Модально-неспецифические нарушения памяти. -
Модально-специфические нарушения памяти. -
Мозговые механизмы эмоций. -
Эмоциональные нарушения как результат поражения различных мозговых структур.
Литература.
Основная:
-
Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. – Санкт-Петербург: Речь, 2010; -
Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997. -
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. Изд-во АСТ 2009; -
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999. -
Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М, Академия, 2003; -
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 5-е издание. – Изд-во М., 2009;
-
Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М., 2001. -
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов 4-е издание. – Изд-во Питер, 2010. -
Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. - М.,1992.