Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний человека..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Предмет данной работы: влияние эмоциональных состояний на их проявление в невербальном общении.

Цель исследования: изучить природу невербального общения и выявить влияние эмоциональных состояний человека в их проявлении.

Гипотезы исследования:

Гипотеза 1: для невербального общения предполагается использование двух базовых подсистем психологических средств (внешней и внутренней);

Гипотеза 2: система средств неоднородна, обладает разноуровневостью и разной степенью влияния на неречевое общение личности;

Гипотеза 3: в процессе невербального общения ведущими являются эмоционально-чувственные средства, входящие в состав внутренней подсистемы.

Задачи исследования:

1). Проанализировать психологическую литературу по проблемам невербального проявления в общении.

2). Исследовать разновидности невербального общения.

3). Исследовать проявление эмоциональных состояний человека.

4). Обобщить эмпирические данные.

Понятия, которые будут использованы в работе:

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Невербальное общение – (язык тела) обычно понимают коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

В исследовании применялись следующие методы:

1. Метод анализа научной литературы.

2. Метод анализа объекта исследование.

3. Методы по усовершенствованию проблемы исследования.

Теоретическая значимость заключается в том, что данные, которые будут получены в ходе работы, помогут расширить представления об Невербальное проявление эмоциональных состояний человека.

Структура работы: работа изложена на 26 стр., состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения, списка использованной литературы.


ГЛАВА.1 НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕНИИ

1.1.Общение: понятие, функции, виды.

Понятие общение является многогранным и обширным термином. Данное понятие выступает объектом исследования в таких науках как социология, философия, языкознание, филология, педагогика и психология и других естественных наук. Несмотря на то, что по данному вопросу было проведено много исследований, посвященных именно общению, на сегодняшний день отсутствует единое определение и характеристика данного феномена, в том числе структурных компонентов и процессу его формирования. А так ряд проблем в едином определении таких понятий, как язык, речь, речевая деятельность, сопутствующих данному термину.

В общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.[1]

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.[2]

В результате общения у участников образуется система представлений относительно плана, целей и средств его осуществления, выполняемого или предстоящего действия и понятия. В теории разработанной П.Я. Гальпериным действия и понятия поэтапного формирования умственных способностей, определяется как содержание схемы ориентировочной основы действия (деятельности). Данное содержание, обусловлено продуктом общения, после окончания общения усваивается и становится ориентировочной основой конкретного действия (деятельности), т.е. теоретическим орудием деятельности субъекта.

Можно предположить, что конечным результатом общения является схема ориентировочной основы последующего действия (деятельности), а сам термин общение можно определить, как процесс ее коррекции или выведения.

Общение обычно сопровождает некую определенную деятельность человека, и играет роль самостоятельной функции, направленную через продукт схему ориентировочной основы последующей деятельности всю его последующую жизнедеятельность, поставляя для нее теоретическое орудие.

По своим видам и формам общение более разнообразно. Некоторые психологи утверждают о непосредственном и опосредованном, прямом и косвенном общении, вербальном (словесном) и невербальном.[3]


Одними из важных аспектов в общении можно выделить: цель, содержание и средства.

Содержание информация между индивидами в контакте передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения выступают сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.д.) живого существа. Один человек может передавать другому информацию об имеющихся у него потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Ориентированность такой информации направленна на то, чтобы определенным образом настроить оппонента на контакт. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной надстройки. В случае контакта к человеку, вызывающему у нас предположения о том, что он страдает или разгневан мы, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто испытывает радость или благожелателен. Еще одним содержанием в общении может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного человека к другому, например, сигналы о присутствии где-то поблизости опасности. У животных содержание общения имеет более узкую направленность чем у человека. Обмен между людьми в основан на информации представляющей способности, умения и навыки, знания о мире, приобретенный опыт. А.Н. Байкулова утверждает, что человеческое общение имеет большее количество предметности - оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цели общения делаться на два типа: функциональные и объектные.

К функциональным целям общения относятся:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что общение – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий попытками влияния друг на друга и взаимным восприятием.

Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные - это речь в ее разных формах. Невербальные мы рассмотрим более подробнее.[4]


1.2.Сущность невербального общения.

Под невербальным общением или языком тела понимают без совестной передачи сообщений или взаимодействие между участниками, другими словами, передача информации осуществляется непосредственно через всевозможные жесты, мимику лица, образы, интонацию, пантомимику, изменение мизансцены т.е. общения без речевых и языковых средств, представленных в прямом или ином знаковом виде.

Средствами невербального общения выступают любые двигательные действия, мимика лица, жестикуляция, изменения положения позы человека.

Опираясь на историю невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Был описан пример, в котором, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам и детям, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности.[5]

Можно выделить две основные проблемы невербального общения:

  1. прием и передача информации с точки зрения процесса при языковом и речевом общении осознается лучше обеими сторонами. При невербальном общении возникают большие сложности в понимании, так как осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях тем самым ставит под сомнение оправданности использования такого понятия как невербальное общение. Так же следует отметить, что понятию невербальной коммуникации некоторые ученые противопоставляют понятие - невербальное поведение, имея ввиду поведение индивида, заключающее в себе некую определенную информацию, в независимости от его осознания.

2) наличие множества мнений в научных работах относительно понятия невербальное общение или невербальная коммуникация, или невербальное поведение, причем данные понятия являются тождественными. В.А. Лабунская определила, что в основе понятия невербального общения лежат представления об общении как особом виде психологической деятельности, результатом которой являются образовании и изменении в когнитивной, эмоциональных сферах личности.[6]

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что понятие невербальное общение является более обширным, в сравнении с невербальной коммуникацией.


Кроме представления о смысле слов собеседника и умения правильно оценить поведение оппонента в ходе общения, например, направлении его взгляда, жестикуляции, движений, мимики, позы, т.е. понять невербальную его сторону, что по сути и отражает эффективность в общении, и при этом невербальное общение помогает говорящему в полностью выразить свои истинные чувства, продемонстрировать, умеет ли участник диалога вести себя, и тем самым показать, какое отношение он на самом деле выражает.

К примеру, если в мимике собеседника будет читаться презрительная улыбка, вероятнее всего у вас не появиться желания делиться с ним сокровенным или вести открытую личную беседу. Совсем по-другому будет обстоять беседа если его мимика будет выражать заинтересованный взгляд, сочувствующий или одобряющий. Такой взгляд может трактоваться как доверительный и располагающий к доверительному разговору.

Предположим, что собеседник махнул рукой на ваши слова или еще хуже отвернул взгляд, данные жесты скорее всего вызовут у вас негативные чувства, и что можно трактовать как отсутствие доверия или не согласие с произнесёнными вами словами. И так как невербальное общение осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях контролировать свое поведение и следить за мимикой лица и жестами является практически невозможным. Невербальное общение показывает истинные намерения собеседников и ставит под сомнение то, что было сказано, оставляя противоречивые чувства.

Одной из основных функций невербального поведения человека это то, что оно является средством выражения психологических состояний. В процессе общения невербальное поведение выступает как объект которое отражает скрытые индивидуально-психологических и социально-психологических личностные характеристики. Невербальное поведение позволяет увидеть внутренний мир человека, его личность, при этом происходит формирование психологического содержания в общении или деятельности.

Вербальное поведение людей более расположено к приспосабливанию при изменяющихся обстоятельствах, чем невербальное поведение, которое менее подвержено контролю.

Наука, предметом которой являются невербальное поведение и взаимодействие людей, называется невербальной семиотикой. Как целостная научная дисциплина она еще только складывается, эта наука очень молодая. Входящие в нее частные науки изучены в разной мере и обособленно: они почти не связаны одна с другой. Если же мы хотим представить невербальную семиотику как систему наук, изучающих коммуникативное взаимодействие людей, то в этом случае необходим интегральный семиотический подход к исследованию вербальных и невербальных средств поведения людей в коммуникативном акте, поскольку только в рамках такого интегрального подхода невербальное поведение человека и, в частности, русская невербальная традиция могут получить максимально многостороннее и адекватное объяснение.[7]