Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (История развития бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Бухгалтерский учет имеет собственный предмет и метод исследования. Определение предмета, а также метода бухгалтерского учета дает возможность установить его суть и различие с другими дисциплинами.

Содержание предмета бухучета раскрывается в экономической сути учитываемых объектов.

Объектами бухучета являются имущество предприятия, его обязательства и действия, осуществляемые по ходу финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухучета подразделяются на 3 взаимосвязанных раздела: имущество предприятия по составу и распределению; имущество организации в зависимости от источников образования этого имущества (собственные либо заемные обязательства); хозяйственная деятельность и ее результаты, которые получаются в сферах снабжения, производственных процессов и продажи. Поэтому предмет бухучета делится на 3 аналогичные раздела, включающие конкретные типы имущества. В том числе, имущество в зависимости от состава и размещения - внеоборотные и оборотные ресурсы, имущество по источникам возникновения (собственные и кредитные обязательства) — капитал, а также резервы и долгосрочные и краткосрочные обязательства; хозяйственные операции и результаты этих операций — снабжение, изготовление, продажа и финансово-экономические результаты.

В то же время, метод бухгалтерского учета подразумевает под собой совокупность способов либо приемов, с помощью каких непрерывно изучается и подытоживается хозяйственная деятельность предприятия.

1.Сущность бухгалтерского учета, его становление и метод

1.1.История развития бухгалтерского учета.

[1]Бухучет зародился в период итальянского Ренессанса. Изобретение двойных записей стало толчок для дальнейшего формирования частного капитала, который создал благосостояние для жизни, а также творчества человеческого общества. Метод двойной записи возник в 13-14в., использовали его в некоторых городах Северной Италии.

Основоположником систематизированного учета стал монах Лука Пачоли, который создал свой великий труд «Трактат о счетах и записях», где он разъясняет суть учетных записей. Данная книга актуальна и сейчас. Последователи Пачоли распространили применение бухучета в различных отраслях: А. Казанова (1558г.) - кораблестроение, Д.А.Маскетти (1610г.) – промышленная сфера, Л. Флори (1636г.) - государственные организации и прочие. Первое общество бухгалтеров было образованно в Венеции в 1581году.


В России бухучет как наука получил развитие в XIX в. Его основоположниками были К.И. Арнольд, И.Н. Ахметов, Э.А. Мудров. К.И. Арнольд был первым преподавателем бухучета в Москве; И.Н. Ахметов – служащий торговой фирмы в Петербурге; Э. Мудров – преподаватель математики в Олонецкой гимназии.

Первые учебники по бухучету возникли в России в XIX веке. К. Кларк в соавторстве с В. Немчиновым в 1831 г. издают пособие «Счетная наука»; П. Рейнбот – преподаватель из Санкт-Петербурга – в 1866 г. издает «Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам», который состоит из теории и практики; в 1883 году А. Прокофьев, московский преподаватель публикует «Курс двойной бухгалтерии», в 1906 году в Санкт-Петербурге вышла публикация И. Максимова посвященная счетоводству, его историческому развитию и значению. Дальнейшее развитие бухучета как науки нашло отображение в работах видных исследователей ХХ века.

Это позволяет рассматривать бухучет как науку, имеющую свой предмет, а также метод.

Предметом бухучета является упорядоченная и имеющая строгий регламент информационная система, отражающая комплекс имущества по составу, а также размещению, обязательства, хозяйственные операции либо результаты деятельности организации в стоимостном выражении для выполнения намеченных планов.

В зависимости от первого признака имущество организации подразделяют на два типа: внеоборотные и оборотные средства.

Внеоборотные средства состоят из основных средств, нематериальные средств, оборудования к установке, инвестиций во внеоборотные активы, вложения в вещественные ценности, иные внеоборотные средства. Внеоборотные резервы используются в деятельности предприятия длительное время, то есть более одного года. Отдельные из них отличаются еще и тем, что подвержены износу и переносят свои издержки на производственный продукт

1.2.Цели бухучета его ключевые методы и приемы.

Метод бухучета развивался параллельно с развитием производства и производственных отношений. В прошлом учет отображал простые записи прихода, а также расхода отдельных ценностей, но в последующем он стал целостной системой способов отражения явлений хозяйственной жизни.

Единой научно-методической основой бухучета, как и всех иных экономических наук, считается метод диалектического познания.


Научная суть диалектического метода познания в бухучете проявляется в виде общего подхода к проявлениям хозяйственной жизни, к познанию путем отражения этих явлений, а также обобщения информации о собственности, обязательствах и хозяйственных мероприятиях в их единстве и взаимозависимости.

Наряду с этим теория и практическая деятельность доказывают, что каждая научная дисциплина имеет свои особые методы подхода для исследования и познания собственного предмета. Точно также есть свой метод и у бухучета. Он располагает собственными специфическими приемами, обусловленными его предметом, целями, стоящими перед ним, и требованиями, которые предъявляются к бухучету.

Эти приемы составляют методологическое основание практики организации и проведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности. Они дают возможность осуществлять бухучету его главные функции в режиме управления деятельностью предприятия: контрольную, информационную (информационной), обратной взаимосвязи, аналитическую и др. При помощи метода исследуются, осознаются и анализируются факты деятельности организации.

Тем самым, метод бухучета – это совокупность приемов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, а также документальное отражение фактов деятельности организации для познания содержания этих фактов и осуществления руководства ими в процессе оборота средств.

Отдельные приемы бухгалтерского учета представляют собой элементы его метода либо основные методологические приемы, а также правила. К ним принадлежат: документация, инвентаризация, бухгалтерское сальдо, система счетов, а также двойная запись, оценивание, калькуляция, отчетность.

Цель бухучета – это последовательное принятие на учет поступающей документации с дальнейшим ее применением в определенных целях, а также с целью отображения объективных данных в регистрах бухгалтерского учета.

1 Документация — это первичное регистрирование хозяйственных операций посредством документов в момент, а также в местах их осуществления.

Обязательным условием отражения деятельности организации в системном бухучете является оформление первичными документами, обладающими конкретными характеристиками и отвечающими надлежащим требованиям, предъявляемым к этим документам. Документ — это создание в установленном порядке подтверждения о совершении хозяйственной процедуры.

2 Инвентаризация — метод проверки соответствия фактического присутствия имущества в натуре показателям бухгалтерского учета. Инвентаризация осуществляться с целью обеспечения правильности показателей бухгалтерского учета, а также сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подвергаются основные средства, ТМЦ, незавершенное производство и строительство, денежные средства и др.


Инвентаризация осуществляется в установленные сроки, в случае смене материально ответственных должностных лиц, по требованию органов следствия и т.п. Инвентаризация дает возможность выявить недостачи, хищения, ошибки, которые были допущены в бухучете.

3 Бухгалтерский баланс — метод экономической группировки и создания итоговой информации об имуществе предприятия по составу, распределению и источникам их возникновения в денежной оценке на определенное число.

4Система счетов. Система двойной записи. Счета бухучета предназначены для группировки, учета и контроля факта присутствия и движения хозяйственных активов и их источников. Для каждого вида хозяйственных активов и их источников создается отдельный счет.

Сумма хозяйственных действий в бухучете отражается в счетах два раза: по дебету и кредиту. Это получило название двойной записи.

5. Оценка — способ денежного отражения средств организации или ее источников. Реальность, а также правильность оценки имущества предприятия и ее источников важно для проектирования всей системы бухучета. В основе оценки собственности лежат реальные затраты, которые выражены в денежной форме.

6. Калькуляция — это метод группировки затрат и расчета себестоимости единицы производимых товаров, выполненных работ, покупаемых материальных ценностей.

7 Отчетность - это система данных, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации за конкретный период времени. Показатели отчетных документов используются для анализа экономического состояния организации, подготовки, объяснения и соответствующих решений и другие.

Отчетными документами представляются сведения по составу активов, источники активов, о структуре финансово-экономических результатов, использовании дохода, движении фондов и другие.

1.3.Основные статьи формирования имущества.

Основные средства

[2]К основным средствам как совокупности материальных и вещественных ценностей, которые используются как средства труда при изготовлении продукции, выполнении работ либо оказании услуг, либо в целях управления организацией в ходе периода, превышающего двенадцать месяцев, либо обычного операционного периода, если он превышает двенадцать месяцев, относятся здания сооружения, рабочие и машины и оборудование, приборы для измерения и регулирования и, вычислительная техника, автотранспортные средства, инструмент, производственный либо хозяйственный инвентарь, рабочие и продуктивные животные, многолетние насаждения и прочие средства.


Основными средствами являются также капитальные инвестиции в улучшение земель (оросительные и другие работы по мелиорации) и в объекты аренды основных средств.

Капвложения в насаждения, улучшение земель вводятся в состав основных активов ежегодно в сумме издержек, относящихся к принятым за отчетный год в использование площадям, независимо от момента окончания всего комплекса дел.

В составе основных активов учитываются находящиеся во владении организации земельные участки, природные объекты (вода, недра и прочие ресурсы природы).

Законченные капвложения в арендованные объекты основных активов причисляются организацией – арендатором к собственным основным средства в размере фактических производственных расходов, если иное не оговорено договором аренды. Стоимость таких средств организации погашается посредством начисления амортизации в процессе их полезного применения.

Не являются основными активами и учитываются в составе активов в обороте предметы, имеющие срок полезного использования меньше 12 месяцев.

Следовательно, основные средства применяются в деятельности организации длительный промежуток времени, не изменяя своего вида, изнашиваются частями, на протяжении нормативного срока службы путем переноса собственной стоимости на стоимость созданного продукта, т.е. посредством начисления амортизации. По характеру и предназначению в хозяйственной деятельности активы подразделяются на основные активы: производственного либо непроизводственного значения. Основные активы производственного значения непосредственно участвуют в производственной деятельности (производственные здания, сооружения, машины и т.д.). Основные активы непроизводственного значения не участвуют в производстве организации, а применяются в культурно-бытовой сфере предприятия (дома культуры, прачечные, детские сады и прочие).

Пo степени применения основные средства делятся на те, которые находятся:

1) в использовании;

2) в запасе;

3) в стадии достройки, дооснащения, реконструкции и частично устранения;

4) на консервации.

По имеющимся правам на объекты основные активы подразделяются на:

1)объекты, принадлежащие организации по праву;

2)объекты, которые находятся у организации в управлении или ведении;

3)объекты, которые были получены организацией на условиях аренды.

Нематериальные активы

Нематериальными активами, используемыми в деятельности на протяжении периода, который превосходит 12 месяцев, а также приносит доход, являются: