Файл: Понятие и виды аудита. Порядок его проведения. Аудиторское заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8

  • Ценовой аудит– представляет собой независимую экспертную оценку экономических, технических и технологических характеристик товара, работы, услуги или инвестиционного проекта на предмет обоснованности установленной цены.

1.2 Принципы аудита и их классификация

Аудит, как и любая экономическая категория, базируется на определенных принципах.

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
Принципы аудита сложились исторически, исходя из экономически-правовой сущности аудиторской деятельности, которая менялась с изменением требований к аудиторской деятельности. Основополагающими, являются международные принципы аудиторской деятельности. Однако, национальные и внутрифирменные стандарты аудита, могут незначительно отличаться в своей трактовке.
Если классифицировать принципы аудита в широком масштабе, то они подразделяются на две основные группы:

  1. Принципы для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Принципы для осуществления аудиторской деятельности.

В первую группу принципов, входят основы этических и профессиональных норм, которые определяют отношения между субъектами аудита (аудиторами и аудиторскими компаниями) и клиентом. На основании данных принципов, разрабатываются законодательные нормы, которые регулируют аудиторскую деятельность.
Вторая группа принципов – это принципы на которые основываются при практическом осуществлении процедур аудита. То есть, принципы, которые определяют порядок, этапы и элементы проверки объектов аудита.
Принципы для осуществления аудиторской деятельности, в свою очередь классифицируются на следующие их виды:

а) независимость;

б) честность;

в) объективность;

г) профессиональная компетентность;
д) добросовестность;

е) конфиденциальность;
ж) профессиональное поведение.

Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности

9

отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.


Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

10

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.


11

ГЛАВА 2 Аудит и оформление его результатов

2.1 Порядок проведения аудита

Процесс проведения аудита начинается с обращения компании к выбранной аудиторской фирме с письменной просьбой о предоставлении аудиторских услуг. Ответом аудитора является письмо о проведении аудита, в котором указываются цели и объемы проверки. Этот документ направляется в адрес компании-заказчика до подписания договора на осуществление проверки, чтобы ознакомить с аспектами предстоящего соглашения и получить письменное подтверждение заказчика. После этого условия, изложенные в письме, остаются действительными на протяжении всего срока действия договора.

Содержание письма, равно как и его форма, определяются потребностью введения в него обязательных указаний и дополнительной информации, продиктованных особенностями предвидящейся проверки.

В письме прописываются обязательные указания по:

1) условиям проверки, т. е.:

    • об объекте, целях и порядке осуществления аудита;
    • особенностях оформления заключения;
    • НПА, на основе которых проводится аудит;
    • другим вопросам, имеющим отношение к поверке;

2)обязательствам аудиторской фирмы:

    • о форме отчетности по итогам проделанной работы;
    • об ответственности за предоставляемые услуги;
    • о неразглашении коммерческой тайны заказчика;
    • о рисках невыявления существенных ошибок в бухучете и отчетности, способных возникнуть в связи с выборочным характером используемых приемов и несовершенной системой внутрифирменного контроля;

3) обязательствам заказчика:

    • об ответственности за полноту и достоверность предоставленных финансовых документов;
    • об обеспечении доступа к учетным документам и регистрам, электронной базе данных и другой информации, необходимой для проверки;
    • о направлении компанией по указанию аудиторской фирмы актов сверок контрагентам для подтверждения имеющейся задолженности;

12

    • о неоказании давления на аудиторов для изменения их мнения о правдивости отчетности компании.

Опираясь на пожелания заказчика или собственные усмотрения, аудиторская фирма может дополнить письмо-обязательство общими сведениями о:


  • предоставляемых услугах, квалификационном уровне сотрудников;
  • плане проведения аудита и составе группы проверяющих;
  • методах проведения проверки;
  • условиях оплаты;
  • рекомендациях по применению аудиторского заключения и др.

Если цели аудита определены долгосрочным соглашением, то письмо-обязательство может не оформляться вовсе или содержать лишь дополнительную информацию для заказчика.

Поскольку аудит является сложной процедурой, требующей грамотно составленного плана и последовательного поэтапного выполнения каждого его пункта, то аудитор четко должен выполнять порядок проведения аудиторской проверки.

В процессе аудита выделяются следующие основные этапы:

    1. Подготовительный этап. Этому этапу отводиться значительное место, так как он позволяет наиболее полно ознакомиться с аудируемым лицом, оценить внутрихозяйственные риски, проанализировать состояние, оценить риск внутреннего контроля и определить объем аудиторской проверки. На этом этапе выполняются следующие работы: рекламирование услуг; изучение клиентского рынка; сбор информации и предварительное изучение деятельности потенциального клиента; получение от потенциальных клиентов писем-предложений о проведении у них аудита; отбор потенциальных клиентов; рассылка писем-обязательств о согласии на проведение аудита; формирование мнения о необходимом объеме надлежащих доказательств; заключение договора на оказание услуг; формирование рабочей группы аудиторов. На данном этапе следует руководствоваться Федеральным правилом (стандартом) № 12, который устанавливает единые требования к порядку согласования условий проведения проверки.
    2. Этап планирования. Планирование – важный элемент организации проверки, так как способствует эффективной реализации целей аудита и организации самой проверки. Планирование – это разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемым характеру, временным рамкам и объему аудита. По окончании данного этапа в рабочих документах аудитора должны присутствовать рабочий план и

13

программа аудита. Для разработки плана и программы аудита необходимо: на основании предварительного плана собрать сведения о деятельности клиента; провести предварительную оценку существенности, аудиторского риска; ознакомиться с системой внутреннего контроля и оценить риск контроля. Общий план аудита должен описывать предполагаемый масштаб и содержание проверки. Программа аудита представляет собой набор конкретных инструкций для аудитора, выполняющего работу. Кроме того, программа выступает средством контроля и регистрации выполненной работы.


    1. Исследовательский этап. Основным содержанием этого этапа является сбор аудиторских доказательств, на основании которых формируется мнение аудитора о достоверности данных финансовой отчетности. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским законодательствам относятся: первичные документы, бухгалтерские записи, письменные разъяснения сотрудников, информация от третьих лиц. Аудиторские доказательства могут быть получены с помощью тестов: процедур достижения понимания системы внутреннего контроля; тестов проверки хозяйственных операций по существу; аналитических процедур и проверок по существу отдельных элементов счета. Все выбранные доказательства подлежат обязательному документированию.
    2. Этап обобщения и контроля качества аудита(подготовки выводов). На этом этапе: проводиться анализ выполнения плана и программы аудита; систематизируются выявленные нарушения; дается оценка достаточности и уместности собранных аудиторских доказательств; определяются необходимость и объем дополнительных аудиторских процедур; оценивается влияние выявленных нарушений и ошибок на достоверность данных финансовой отчетности; проводятся обобщение и изложение результатов аудита в аудиторском отчете.
    3. Этап формирования и выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Этот этап является завершающим и включает в себя: ознакомление руководства аудируемого лица с результатами проверки; согласование вопросов о необходимости внесения изменений в аудируемую отчетность; разработку рекомендаций и предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; подготовку аудиторского заключения и передачу его руководству аудируемого лица; подписание акта о выполненных работах и завершении расчетов.

2.2 Методы проведения аудита

14

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определить формы и методы проверки.

В аудиторской деятельности используется достаточно много различных методов проведения аудита организации и методов, используемых непосредственно при проведении аудита.

Методы аудита– это способы, правила и нормы познавательной деятельности, с помощью которых изучается информация о фактическом состоянии хозяйствующего субъекта, сравнивается текущее положение организации с запланированным, оцениваются отклонения в отчетности. На основе полученные данных дается заключение, необходимое для принятия того или иного управленческого решения.