Файл: Процесс заключения договора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

Объем расходов сторон, связанных с проведением переговоров, был раскрыт выше. Заслуживает внимания определение расходов добросовестной стороны «в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом». Законодатель изначально мог предусмотреть, что добросовестная сторона вправе требовать взыскания упущенной выгоды, однако такая оговорка не была введена. Следовательно, объем сравниваемых понятий не совпадает. А расходы в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом не понимаются и не исчисляются как неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Обращает на себя внимание также то, что по результатам соглашения о порядке ведения переговоров основной договор предполагается заключить между теми же участниками переговорного процесса. Следовательно, с недобросовестным прекращением переговоров связаны негативные последствия незаключения основного договора. Между тем законодатель говорит об убытках «в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом», не с участником переговоров.

Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в результате возмещения убытков, причиненных недобросовестным поведением при проведении переговоров, потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом.

В соответствии с п. 5 ст. 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, а при невозможности использовать такой критерий суд определяет размер подлежа­щих возмещению убытков с учетом всех обстоятельств дела исходя из принци­пов справедливости и соразмерности ответственности допущенному наруше­нию обязательства. Это, однако, не снимает сложности толкования судом опре­деления «соразмерности ответственности допущенному нарушению обязатель­ства». В сумму взыскиваемых убытков в связи с утратой возможности заклю­чить договор с третьим лицом входят затраты на те мероприятия (действия, приготовления), которые предприняты добросовестным участником перегово­ров, но не привели к заключению договора с третьим лицом по вине недобро­совестного участника переговоров. Соответственно, потеря дохода от несосто­явшейся продажи товара, от неисполненной услуги и т. п. в сумму этих убытков не входит[26].


Закон не допускает введение в соглашение о порядке ведения переговоров условия, ограничивающие ответственность в любой форме за недобросовестные действия сторон соглашения; если такое условие все-таки установлено, то оно ничтожно (п. 5 ст. 434.1 ГК РФ)[27].

В то же время из смысла п. 3, 4, 6 ст. 434.1 ГК РФ можно сделать вывод, что от гражданской ответственности в форме возмещения убытков освобождает статус нарушителя как гражданина-потребителя. Очевидно, это предусмотрено для защиты потребителя как более слабой стороны. Если «слабость» стороны толкуется как неблагоприятное, низкого уровня экономическое положение, то такой подход отчасти согласуется с правилом п. 3 ст. 1083 ГК РФ о праве суда уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. «Слабость»» стороны проявляется также в отсутствии информации о предмете и объекте договора, недостаточно­сти профессиональных знаний и опыта, касающихся заключения договора, в за­висимости одной стороны от другой. Поэтому в ст. 434.1 ГК РФ сформулиро­вано особое основание освобождения от гражданской ответственности.

Таким образом, заключение договора предваряют преддоговорные соглашения трех видов: соглашение о процедуре переговоров; соглашение о содержании будущего договора; соглашение смешанного типа. Кроме того, в деловой практике распространены и иные различные обозначения - соглашение (протокол) о намерениях, соглашение о сотрудничестве, меморандум об основных принципах взаимодействия и сотрудничества участников и прочее. За нарушение преддоговорных соглашений следует ответственность по закону.

2.2. Момент заключения гражданско-правового договора

Гражданские права и обязанности всегда «приведены» к определенному времени, не возникают спонтанно и четко упорядочены. Момент заключения договора определяет именно тот момент, когда права и обязанности, предусмотренные договором, приобретут юридическую силу для его сторон. Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Определение момента заключения договора представляет большую значимость (как теоретическую, так и практическую), так как именно от этого момента может зависеть срок его исполнения, а также время возникновения прав и обязанностей контрагентов. Именно с этого момента договор приобретает обязательную юридическую силу для сторон, порождает правовые последствия, к которым стремились стороны, заключая договор.


Договор как соглашение возникает в результате согласования волеизъявлений двух сторон по всем необходимым условиям. Однако не всегда при достижении согласия договор можно считать заключённым - законодатель, чтобы считать договор заключенным, к отдельным видам договоров предъявляет дополнительные требования. В зависимости от того, в какой момент гражданско-правовой договор считается заключённым, их можно разделить на консенсуальные и реальные[28].

Для заключения консенсуального договора необходимо достичь согласия по всем существенным условиям. А для того, чтобы заключить реальный договор, требуется также передача (традиция) вещи.

В соответствии со ст. 433 ГК РФ моментом заключения договора признается окончательное получение акцепта лицом, направившим оферту, то есть завершения процесса оформления, достижение обоюдного согласия по всем пунктам. При этом необходим безоговорочный акцепт - согласие лица заключить договор на предложенных условиях. Если же было направлено согласие заключить договор на иных условиях (к примеру, был направлен протокол разногласий), оно акцептом не считается и рассматривается как встречная оферта. В данном случае договор нельзя будет считать заключенным.

По общему правилу ст. 433 ГК РФ договор считается заключённым с момента получения акцепта стороной, направившей оферту. Очевидно, что данное правило приемлемо только для консенсуальных договоров. Возникает вопрос о его целесообразности. Перебои в почтовой и электронной связи могут создать препятствия для своевременного получения оферентом акцепта. Поэтому в некоторых странах существует так называемое «правило почтового ящика»: договор считается заключенным с момента отправления сообщения об акцепте. Предлагается перенять этот опыт и в отечественном законодательстве.

В случае с некоторыми договорами возможно построение как консенсуальной, так и реальной модели. К примеру, договор дарения (ст. 572 ГК РФ) может быть заключен как с момента достижения соглашения (конструкция «обязуется передать»), так и с момента передачи вещи дарителем одаряемому (конструкция «передает»). Договор ссуды (ст. 689 ГК РФ) допустимо также конструировать двумя способами.

Проблематично, что в ГК РФ нет четкого указания на консенсуальность или реальность договоров. По общему правилу, договор будет считаться кон­сенсуальным, если из нормы о нем не будет вытекать положение о необходи­мости передачи имущества (презумпция консенсуальности договора). Так, по договору хранения (п. 1 ст. 866 ГК РФ) хранитель обязуется хранить вещь, пе­реданную ему поклажедателем. Такой договор следует считать реальным[29].


В деловом обороте широко используется оформление возражений сторон по условиям потенциального договора путём составления протокола разногласий. Он может использоваться также и для дополнения условий договора. В данном случае договор считается заключённым при согласии стороны, получившей такой протокол, о своем согласии с ним (акцепт встречной оферты). Договор не будет заключён, если не будет достигнуто согласие хотя бы по одному спорному пункту[30].

При невозможности достижения согласия стороны по обоюдному соглашению обладают правом обратиться в суд. Если же заключение договора для одной из сторон обязательно, другая, необязанная сторона в любом случае обладает правом на обращение в суд.

Кроме того, для немногих договоров требуется достижение согласия и го­сударственная регистрация. В случае с государственной регистрацией возни­кает спорный момент конкуренции двух норм - п.1 ст. 164 ГК РФ гласит, что правовые последствия сделки наступают после её регистрации (но сама сделка может быть заключена и до государственной регистрации), а в п. 2 ст. 568 ГК РФ говорится, что договор аренды предприятия подлежит государственной ре­гистрации и считается заключённым с момента такой регистрации[31].

Ранее положение п. 3 ст. 433 ГК РФ устанавливало, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Это предписание обоснованно подвергалось критике. Так, Е. А. Крашенинников считал, что подлежащий государственной регистрации договор вступает в существование и, как следствие, считается заключенным в момент выполнения его фактического состава. Государственная регистрации не входит в фактический состав подлежащего регистрации договора и поэтому не имеет отношения к его заключению[32] . С 08.03.2015 г. норма п. 3 ст. 433 ГК претерпела изменения: теперь отсутствие государственной регистрации договора, для которого необходима государственная регистрация, означает, что для третьих лиц этот договор не заключен. В то время как стороны договора несут по отношению друг к другу права и обязанности в соответствии с договором.

В некоторых случаях момент заключения договора определяется нестандартным образом. Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ моментом заключения договора энергоснабжения является момент первого фактического подключения абонента к сети. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара (п. 2 ст. 498 ГК РФ). В данном случае имеют место так называемые конклюдентные действия, из самого совершения которых явствует воля лица заключить договор[33].


Таким образом, достижение соглашения по всем существенным условиям договора является обязательным, но иногда не единственным условием для того, чтобы договор считался заключённым.

2.3. Заключение договора на торгах

Некоторые договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3 ст. 447 ГК РФ), в этих ситуациях проведение переговоров не должно проводиться, так как закон предусматривает особый порядок заключения, который заменяет традиционные переговоры.

Конкурсные торги проводятся для того, чтобы получить возможность выбора наиболее адекватного предложения со стороны конкурсантов и с победителем заключить договор. Российское законодательство делит конкурсные торги на открытые (для всех желающих) и закрытые (для специально приглашенных участников), которые, в свою очередь, могут быть двухэтапными и с предварительной квалификацией. Также различаются государственные (федеральные, региональные, муниципальные), коммерческие и международные тендеры.

Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу. Например, невозможно представить заключение подобным способом издательского договора с автором определенного произведения, договора дарения либо договора о совместной деятельности. В то же время не существует препятствий для продажи в порядке проведения торгов какого-либо имущества, включая недвижимость, ценные бумаги, имущественные права (скажем, права аренды помещения) и т.п. К их числу, в частности, относятся:

  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа на специализированном аукционе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;
  • продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

При продаже вещей или имущественных прав на открытых торгах договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора - обязанность продавца, поэтому в случае необоснованного уклонения от заключения договора победитель торгов вправе потребовать понуждения продавца к его заключению, а также возмещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора.