Файл: ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ДОГОВОРА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство описанных проблемных вопросов проявились при рассмотрении следующего судебного спора.

Между ЗАО и ООО был заключен договор, согласно которому ЗАО обязалось отпустить, а ООО принять рыбопродукцию согласно спецификации. Рыбопродукция была получена покупателем по накладным, подтверждающим исполнение именно по данному договору. Покупатель оплатил продукцию с просрочкой, что послужило основанием для предъявления к нему иска о взыскании договорной неустойки за просрочку оплаты. Суд первой инстанции в иске отказал на том основании, что поскольку в договоре не указан срок поставки, данный договор является незаключенным и, следовательно, любые условия, оговоренные в этом письменном соглашении, в том числе условие о неустойке за просрочку оплаты, не должны применяться к фактически состоявшимся отношениям купли-продажи. Апелляционная инстанция решение отменила и иск удовлетворила, исходя из следующего. Отсутствие в договоре согласованного срока поставки не является основанием для того, чтобы считать сделку незаключенной. Она является незаключенной как договор поставки. Но в то же время ее следует считать заключенной как договор купли-продажи, поскольку в силу ст. 454 ГК для договора купли-продажи срок передачи товара не является существенным условием. Поэтому суд апелляционной инстанции квалифицировал спорное обязательство не как поставку, а как обычный договор купли-продажи, заключенный в письменной форме, и признал действительными все его условия, в том числе условие об имущественной ответственности.

Суд кассационной инстанции согласился с апелляционной инстанцией по существу удовлетворения иска, однако изменил мотивировочную часть постановления. Основываясь на п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки», кассационная коллегия указала, что отсутствие в договоре условия о сроке передачи товара не влечет за собой признания договора поставки незаключенным; обязательство следует квалифицировать как договор поставки, а срок должен определяться по правилам ст. 314 ГК.

Особый вид договора на реализацию товара, заключаемого между субъектами предпринимательства, - договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи (ст. 535 ГК). Стороны такого договора – продавец-производитель сельскохозяйственной продукции и покупатель – заготовитель этой продукции. Важно иметь в виду, что под заготовителем законодатель понимает любое лицо, закупающее сельскохозяйственную продукцию с предпринимательской целью.


Значение этого тезиса проявилось при рассмотрении конкретного судебного спора. Между заводом по производству сельскохозяйственных удобрений и сельскохозяйственным производителем был заключен договор мены, согласно которому завод должен был поставить аммиачную селитру, а сельскохозяйственный производитель – пшеницу. Завод свою обязанность выполнил. Сельскохозяйственный производитель часть пшеницы не поставил в связи с гибелью урожая. Завод предъявил иск о взыскании убытков, выразившихся в удорожании непереданной пшеницы. Суд в иске о взыскании убытков отказал на том основании, что отношения мены в части поставки пшеницы содержат элемент контрактации: согласно ст. 538 ГК производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежащее исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии вины; поэтому гибель урожая, произошедшая не по его вине, освобождает его от имущественной ответственности. Завод подал кассационную жалобу, в которой указал на то, что отношения в части поставки пшеницы не могут квалифицироваться как контрактация, т.к. завод не является заготовителем сельскохозяйственной продукции. Следовательно, к сельскохозяйственному производителю неприменима ст. 538 ГК, и он должен нести ответственность за непоставку пшеницы независимо от вины. Суд кассационной инстанции оставил решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, сославшись на то, что под заготовителем в ГК подразумевается любое лицо, закупающее сельскохозяйственную продукцию с предпринимательской целью[16].

В качестве продавца-производителя выступают сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству (выращиванию) сельскохозяйственной продукции.

В отличие от договора поставки по договору контрактации продавец обязан произвести (вырастить) сельскохозяйственную продукцию для того, что ее продать покупателю (заготовителю).

Договор поставки товаров для государственных нужд – один из видов предпринимательских договоров по реализации товаров, направленных на обеспечение потребностей государства.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет бюджетов и внебюджетных источников финансирования.


Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд (далее – государственный контракт) – соглашение сторон, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

В качестве продавца (поставщика-исполнителя) по данному договору выступают субъекты предпринимательства, признанные победителями торгов, проводимых в целях размещения государственных заказов, либо принявшие к исполнению доведенный до них госзаказ.

Государственными заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения, выполняющие функции управления в соответствующей сфере.

Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд осуществляется также на основании норм специальных законов: Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Закона «О федеральном государственном резерве», Закона «О государственном оборонном заказе» и некоторых других.

Особенностью данного договора является то, что товары приобретаются заказчиком не для личного, семейного, домашнего потребления, а для потребностей государства. Однако субъект предпринимательства – поставщик по договору получает прибыль именно от профессиональной деятельности по реализации таких товаров.

Заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказом будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, за исключением казенного предприятия. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, для государственного заказчика является обязательным.

При уклонении стороны, для которой заключение государственного контракта обязательно, от его заключения государственный заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.

Рассмотренные договоры относятся к договорам, направленным на реализацию (продажу) товаров. Предпринимательские договоры по реализации товаров имеют исключительно важное значение для предпринимательского оборота, так как развитая цивилизованная торговая деятельность – основа полноценного предпринимательства, стимулирующая производственную, посредническую и иные виды предпринимательской деятельности.


ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПЕРЕД КОНТРАГЕНТОМ

Понятие и сущность гражданско-правовой ответственности в цивильном праве является дискуссионным теоретическим вопросом.

Б.Д. Завидов отмечает следующие основные правовые аспекты ответственности. Во-первых, «ответственность за нарушение обязательства называют установленные законом меры имущественного воздействия на должника, нарушившего обязательство. Существуют две формы ответственности: возмещение причиненных убытков и уплата неустойки».[17] Во-вторых, ответственность по гражданскому праву представляет собой ответственность одного участника гражданско-правовых отношений перед другими, т.е. ответственность правонарушителя перед потерпевшим. В гражданском обороте нарушение обязанностей одним участником всегда влечет за собой нарушение прав другого участника. Поэтому имущественная санкция, применяемая за допущенное нарушение, всегда имеет цель восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. Все принудительные меры ответственности предусмотрены главой 25 ГК. Однако, санкции главы 25 ГК неоднородны – одни из них, как например, возмещение убытков и взыскание неустойки – меры гражданско-правовой ответственности. Другие, такие как принудительное исполнение основного обязательства – не относятся к мерам ответственности и применяются независимо от условий ответственности, например, независимо от вины лица, нарушившего обязательство. В-третьих, одна из особенностей гражданско-правовой ответственности состоит в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков. Имеется в виду предел гражданско-правовой ответственности, ее компенсационный характер, эквивалентность возмещения потерпевшему причиненного вреда или убытков. Из этого правила имеются исключения. В законодательстве имеются отдельные положения, свидетельствующие о заведомо неэквивалентном (по отношению к убыткам) причиненным в результате правонарушения характере применяемых мер имущественной ответственности (ст. 394 –возможность взыскания убытков в полном объеме сверхзаконной или договорной неустойки). В-четвертых, особенностью гражданско-правовой ответственности является применение мер имущественного оборота за однотипные правонарушения. Указанная особенность продиктована необходимостью обеспечения последовательного проведения принципа равноправия участников гражданско-правовых отношений (ст. 1 ГК). Здесь также имеются исключения: по договору контрактации сельхозпродукции ответственность ее производителя за нарушение обязательства возможна только при наличии его вины (ст. 538 ГК); по договору проката (п. 2 ст. 629); покупатель по договору розничной купли-продажи, задержавший оплату товара, освобождается от уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 3 ст. 500); в случае неисполнения продавцом обязательства по договору, возмещение им убытков и уплата неустойки вопреки общему правилу, предусмотренному ст. 396, не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре (ст. 505 ГК)[18].


Итак, в теории и практике гражданского законодательства ответственность подразделяется на виды: 1) убытки, понесенные кредитором (п. 2 ст. 15 ГК в совокупности со ст. 393 ГК), причем прямые – реальный ущерб; 2) неполученный доход в виде упущенной выгоды – является также убытками (п. 2 ст. 15 ГК и ст. 393 ГК), ранее именуемое в гражданском праве как «косвенные» убытки; 3) уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК); 4) уплата неустойки (штрафов, пени); 5) договорная ответственность сторон – не противоречащая закону и иным законодательным актам.

Под договорной ответственностью сторон понимается ответственность, наступающая в случаях неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора[19]. Как следует из сути правовых норм ГК: ст.ст. 420, 421, 422, 423, 427 стороны могут включить в условия договора любую ответственность, не противоречащую закону или иным законодательным актам. То есть, контрагенты договора могут предусмотреть любую ответственность: возмещение прямых и (или) косвенных убытков (неполученных доходов), пеню за просрочку в выполнении взаимных обязательств, штраф в определенном размере от суммы договора при отказе от выполнения или невыполнения условий контракта и т.д. Главное здесь условие: ответственность сторон должна соответствовать закону.

На мой взгляд, здесь нужно отметить следующие основополагающие идеи и нормы ГК, как правила: 1) о равноправии участников гражданского оборота, независимо от организационно-правового статуса юридического лица. Ответственность должна быть эквивалентной (ст. 1 ГК); 2) в том случае, если неустойка или штрафы будут явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК); 3) в случае наличия в договоре явно односторонней ответственности, крайне невыгодных для одного из контрагентов контракта условиях, сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего контрагента (ст. 179 ГК), с применением двухсторонней реституции (ст. 169 ГК); 4) применение повышенной ответственности одного контрагента, при полном отсутствии ответственности другого контрагента за нарушение обязательства, является злоупотреблением правом с намерением причинить вред другому лицу (п. 1 ст. 10 ГК), что может быть квалифицировано как мнимая сделка (ст. 170 ГК), которая судом может быть признана ничтожной (ст.ст. 168-170 ГК); 5) уплата неустойки и убытков при ненадлежащем исполнении обязательств не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 396 ГК); 6) должник отвечает за действия своих работников и третьих лиц (ст. 402 ГК), в т.ч. и за действия третьих лиц (ст. 403 ГК); 7) ответственность предпринимательских структур носит явно повышенный характер, по сравнению со всеми другими участниками гражданского оборота (ст. 401 ГК).