Файл: Методические указания по проведению практических занятий пм. 04 Проведение диагностирования транспортного электрооборудования и автоматики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Диагностирование ЭСУД с применением сканера «ЛАУНЧ».Цель: диагностическим оборудованием для контроля технического состояния ЭСУДОборудование: МУ.Ход работы1. Ознакомиться с этапами  развития и совершенствования ЭСУД.2. Изучить классификацию ЭСУД и устройство системы на примере двигателя ЗМЗ 406.3. Ознакомиться с основными методами и техническими условиями проведения диагностических работ при обслуживании ЭСУД.4. Освоить технологию диагностирования ЭСУД и её элементовпри помощи стационарного и мобильного диагностического оборудования.5. Заполнить бланк-отчет и защитить работу.ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МЕСТА        1. Двигатель, оснащенный ЭСУД, работающий на бензине.        2. Сканер.        3. Два топливных манометра.        4. Система принудительной вентиляции.        5. Нормативная и учебная литература.УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПреподаватель: знакомит обучаемых с рабочим местом, информирует о мерах безопасности; объясняет назначение и принцип работы оборудования, а также особенности его подключения; знакомит с нормативной и методической литературой. Обучающиеся в процессе изучения литературы заполняют бланк-отчет нормативными значениями; под руководством мастера производственного обучения выполняют внешний осмотр силовой установки на стенде и затем проводят диагностические работы по контролю работоспособности топливной подсистемы ЭСУД и подсистемы впрыска.ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ1.Лабораторная работа выполняется обучающимися в присутствии преподавателя и мастера производственного обучения.2.Пуск и остановка лабораторной установки производится мастером производственного обучения.3.Обучающиеся, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, не допус4.При проведении диагностических работ на стенде с работающим двигателем на выхлопную трубу системы выпуска отработавших газов (ОГ) должен быть надет приемный шланг системы принудительной вентиляции.5.Диагностические работы необходимо проводить только исправным инструментом под контролем мастера производственного обучения.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  И  ТЕХНОЛОГИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТЫ1.Для успешного проведения диагностических работ по выявлению отказов и неисправностей элементов ЭСУД необходимо точно определить тип контролируемой системы.2.Изучить принципиальную схему ЭСУД с подключенным диагностическим оборудованием.3. Ознакомиться с технологией диагностирования ЭСУД и восстановления ее работоспособности.(В процессе проведения диагностических работ мастер производственного обучения последовательно имитирует неисправности или отказы различных элементов системы управления двигателем путем отключения их с пульта управления.)4.Сделатьзаключение о работоспособности топливной подсистемы ЭСУД, техническом состоянии её элементов, а также возможных необходимых воздействиях для восстановления ее работоспособности.5.Защитить выполненную работу, ответив на вопросы для самоконтроля.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ1.Какие основные режимы диагностирования используются при сканировании и выявлении кодов неисправностей?2.Перечислите условия проведения измерений при выявлении кодов неисправностей ЭСУД.3.Назовите условия проверки основных датчиков и исполнительных механизмов подсистемы впрыска автомобилей, оснащенных ЭСУД.4.Какие основные типы ЭСУД вы знаете?5.Назовите основные элементы топливной подсистемы.6.Назовите основное технологическое оборудование для проведения  диагностирования ЭСУД.7.Какие режимы проверки топливной подсистемы ЭСУД используются при ее диагностировании?8.Назовите основные нормативные параметры при диагностировании топливной подсистемы ЭСУД.Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 7Тема: Диагностирование ЭСУД с применением сканера «Барс-4».Цель: диагностическим оборудованием для контроля технического состояния ЭСУДОборудование: МУ.Ход работы1. Ознакомиться с этапами  развития и совершенствования ЭСУД.2. Изучить классификацию ЭСУД и устройство системы на примере двигателя ЗМЗ 406.3. Ознакомиться с основными методами и техническими условиями проведения диагностических работ при обслуживании ЭСУД.4. Освоить технологию диагностирования ЭСУД и её элементовпри помощи стационарного и мобильного диагностического оборудования.5. Заполнить бланк-отчет и защитить работу.ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МЕСТА        1. Двигатель, оснащенный ЭСУД, работающий на бензине.        2. Сканер.        3. Два топливных манометра.        4. Система принудительной вентиляции.        5. Нормативная и учебная литература.УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПреподаватель: знакомит обучаемых с рабочим местом, информирует о мерах безопасности; объясняет назначение и принцип работы оборудования, а также особенности его подключения; знакомит с нормативной и методической литературой. Обучающиеся в процессе изучения литературы заполняют бланк-отчет нормативными значениями; под руководством мастера производственного обучения выполняют внешний осмотр силовой установки на стенде и затем проводят диагностические работы по контролю работоспособности топливной подсистемы ЭСУД и подсистемы впрыска.ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ1.Лабораторная работа выполняется обучающимися в присутствии преподавателя и мастера производственного обучения.2.Пуск и остановка лабораторной установки производится мастером производственного обучения.3.Обучающиеся, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, не допус4.При проведении диагностических работ на стенде с работающим двигателем на выхлопную трубу системы выпуска отработавших газов (ОГ) должен быть надет приемный шланг системы принудительной вентиляции.5.Диагностические работы необходимо проводить только исправным инструментом под контролем мастера производственного обучения.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  И  ТЕХНОЛОГИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТЫ1.Для успешного проведения диагностических работ по выявлению отказов и неисправностей элементов ЭСУД необходимо точно определить тип контролируемой системы.2.Изучить принципиальную схему ЭСУД с подключенным диагностическим оборудованием.3. Ознакомиться с технологией диагностирования ЭСУД и восстановления ее работоспособности.(В процессе проведения диагностических работ мастер производственного обучения последовательно имитирует неисправности или отказы различных элементов системы управления двигателем путем отключения их с пульта управления.)4.Сделатьзаключение о работоспособности топливной подсистемы ЭСУД, техническом состоянии её элементов, а также возможных необходимых воздействиях для восстановления ее работоспособности.5.Защитить выполненную работу, ответив на вопросы для самоконтроля.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ1.Какие основные режимы диагностирования используются при сканировании и выявлении кодов неисправностей?2.Перечислите условия проведения измерений при выявлении кодов неисправностей ЭСУД.3.Назовите условия проверки основных датчиков и исполнительных механизмов подсистемы впрыска автомобилей, оснащенных ЭСУД.4.Какие основные типы ЭСУД вы знаете?5.Назовите основные элементы топливной подсистемы.6.Назовите основное технологическое оборудование для проведения  диагностирования ЭСУД.7.Какие режимы проверки топливной подсистемы ЭСУД используются при ее диагностировании?8.Назовите основные нормативные параметры при диагностировании топливной подсистемы ЭСУД.Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 8Тема: Изучение осциллограмм при различных неисправностях.Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудованияОборудование: МУ.Ход работы Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) применяются во многих системах управления двигателем (в частности ВАЗ) для измерения значения мгновенного расхода воздуха. Выходной сигнал ДМРВ Bosch HFM5 представляет собой напряжение постоянного тока, изменяющееся в диапазоне от 1 до 5 В, величина которого зависит от массы воздуха, проходящего через датчик. При нулевом расходе исправный датчик должен иметь выходное напряжение около 1В. Эталоном считается значение 0,996В.  По осциллограмме можно отследить 2 важных момента: 1. Скорость реакции ДМРВ можно оценить по времени переходного процесса выходного сигнала при подаче питания на датчик.  2. Выходное напряжение датчика при нулевом расходе воздуха (двигатель остановлен). Осциллограмма исправного ДМРВ при подаче питания имеет следующий вид Время переходного процесса равно 0,5 мс. Выходное напряжение при нулевой подаче воздуха равно 0,996 В.А это осциллограмма выходного напряжения при включении питания неисправного ДМРВ.Время переходного процесса такого датчика в десятки раз больше, чем исправного, а значит время реакции самого датчика будет значительно снижено и автомобиль будет «вяло» набирать скорость. Выходное напряжение такого ДМРВ при остановленном двигателе равно 1,13 В., что говорит о значительном отклонении сигнала от нормы. Двигатель с неисправным датчиком в значительной степени потеряет «приемистость», будет затруднен пуск и возрастет расход топлива.Важно: система самодиагностики блока управления двигателем не способна выявить снижение скорости реакции ДМРВ. Такую неисправность можно найти только путем диагностики с применением осциллографа.  Осциллограмма выходного напряжения изношенного ДМРВ при резком открытии дроссельной заслонки.  Выводы и рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 9Тема: Правила пользования мультиметромЦель: Изучение принципа действия и основных органов управления цифрового мультиметраОборудование: МУ.Ход работыМультиметр DT83X имеет всего два предела измерения переменных напряжений 750 и 200, естественно, это в вольтах, хотя на приборах пишут только цифры. Таким образом, если возникла потребность померить напряжение в розетке, то надо выбрать предел 750, в остальных случаях 200. Тут следует обратить внимание на такую тонкость: переменное напряжение должно быть синусоидальной формы с частотой 50…60 Гц, только в этом случае точность измерения будет приемлемой.Если измеряемое напряжение имеет прямоугольную или треугольную форму, а его частота намного выше, чем 50Гц, хотя бы 1000…10000 Гц, то показания на дисплее, конечно, появятся, но что они символизируют неизвестно. Здесь можно лишь с уверенностью сказать, что переменное напряжение есть, схема, вроде бы, работает.Задание 1. Выполните лабораторную работу, произведите измерения, заполните таблицы. Извлеките из ящика все лабораторное оборудование. Изучите руководство по эксплуатации мультиметра. Подключите черный провод к разъему «COM» (нижнее гнездо), а красный к разъему «VΩmA» (среднее гнездо). Установите переключатель рода работы на сектор «Ω». Важно!! В этом режиме работы напряжение открытого контура между щупами составляет около 3 В. Замкните щупы накоротко между собой. При этом на дисплее высветится «000», свидетельствуя о том, что сопротивление между щупами равно нулю. На пределе «200 Ом» при замыкании щупов накоротко допускается показание прибора до 1 Ом. Установите переключатель на максимальный предел 2000 кОм и переходя на более низшие проведите измерения сопротивления резистора R1 (для этого присоедините концы щупов к концам резистора). Результаты занесите во второй столбец таблицы (медная катушка) Предел измерения Rизмеренное, Ом ∆R, Ом R = Rизмеренное ± ∆R, Ом ε,% 2000 кОм 200 кОм 20 кОм 2000 Ом 200 Ом среднее Результаты занесите во второй столбец таблицы (реостат маленький) Предел измерения Rизмеренное, Ом ∆R, Ом R = Rизмеренное ± ∆R, Ом ε,% 2000 кОм 200 кОм 20 кОм 2000 Ом 200 Ом среднее Результаты занесите во второй столбец таблицы (реостат маленький) Предел измерения Rизмеренное, Ом ∆R, Ом R = Rизмеренное ± ∆R, Ом ε,% 2000 кОм 200 кОм 20 кОм 2000 Ом 200 Ом среднее Аккуратно сложите лабораторное оборудование в ящик для хранения. Используя паспортные данные измерительного прибора и условные обозначения на резисторах, определите абсолютную систематическую погрешность измерения сопротивления ΔR для всех пределов измерения. Запишите это значение в третий столбец таблицы. Окончательный результат запишите в виде R = Rизмеренное ± ∆R, Ом для каждого предела измерения. Запишите это значение в четвертый столбец таблицы. Сравните полученные результаты между собой в пределах ошибки измерений. Объясните имеющиеся расхождения. Определите относительную систематическую погрешность ( ) измерения сопротивления для каждого случая и запишите в последнюю колонку таблицы. Сделайте вывод о величине относительной систематической ошибки измерения сопротивления: Заполните таблицу, пользуясь формулой: № Удельное сопротивление,Ом · мм2/м Площадь поперечного сечения проводникаМм2 Сопротивление, Rизмеренное,(выделенная ячейка таблицы) Длина 1 Медь (катушка) 2 Вольфрам (реостат маленький) 3 Вольфрам (реостат маленький) Запишите вывод. Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 10Тема. Изучение работы мотор-тестеров.Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудованияОборудование: МУ.Ход работыСтендовые диагностические системыЭти системы не подключаются к бортовым электронным блокам управления и, таким образом, не зависят от бортовой диагностической системы автомобиля. Они обычно диагностируют отдельные механизмы двигателя и системы зажигания, поэтому их часто называют мотор-тестерами. Основными элементами мотор-тестера являются датчики, а также блок обработки и индикации результатов измерений воспринимаемых сигналов. Датчики и регистрирующие приборы соединены с кабелями с помощью штекеров и зажимов. Рисунок 1- Мотор-тестерМотор-тестеры выполняются на базе компьютеров, имеют клавиатуру, дисплей, дисководы, привод CD-ROM. В комплект обычно входит набор соединительных проводов и кабелей, стробоскоп, а в отдельных случаях — и газоанализатор отработавших газов. Информация вводится в компьютер с помощью соответствующего анализатора, в котором размещены аналогово-цифровые преобразователи, компараторы, усилители и другие устройства предварительной обработки сигналов. Анализатор подключается к необходимым элементам на автомобиле с помощью комплекта кабелей, который представляет собой набор проводов, подключаемых к отрицательной, положительной клеммам аккумулятора и катушке зажигания, провода высокого напряжения к катушке зажигания и к свече первого цилиндра, а кроме того, бесконтактный датчик тока на шине зарядки аккумулятора, датчик температуры масла в двигателе (вставляется вместо щупа), датчик разрежения во впускном коллекторе и т.п.Основная часть мотор-тестера — осциллоскоп, на экране которого появляются различные осциллограммы, отражающие режим работы и техническое состояние проверяемых деталей и приборов системы зажигания. Оценка сигнала, появляющегося на экране осциллоскопа, основывается на анализе изменений (при наличии неисправностей) характера электрических процессов, протекающих в цепях низкого и высокого напряжения. По отдельным частям изображения можно судить также о работе некоторых элементов систем питания и зажигания, а характер изменения позволяет выявлять причины неисправностей.Компьютер мотор-тестера обрабатывает информацию, полученную от двигателя, и представляет результаты на дисплее или в виде распечатки на принтере. С мотор-тестером может поставляться комплект лазерных компакт-дисков с технической информацией о различных моделях автомобилей, а также с инструкциями оператору о порядке подключения мотор-тестера к автомобилю и о последовательности проведения контрольных операций.Перед проведением диагностирования вводят модель автомобиля, тип двигателя, трансмиссии, системы зажигания, впрыска топлива и другие параметры, характеризующие объект диагностирования. Мотор-тестеры способны диагностировать большинство автомобильных систем, в том числе системы пуска, электроснабжения, зажигания, оценивать компрессию в цилиндрах, измерять параметры системы питания.Современные мотор-тестеры могут выдавать информацию о состоянии системы зажигания в виде цифр или осциллограммы процесса. Примером служит мотор-тестер М3-2 (Беларусь), с помощью которого можно определять состояние двигателя (по развиваемой мощности, балансу мощности по цилиндрам, относительной компрессии), стартера, генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, электропроводов, свечей зажигания, лямбда-датчика, форсунок системы впрыска бензиновых двигателей, дизельной топливной аппаратуры, измерять с помощью стробоскопа углы опережения зажигания для бензиновых двигателей и впрыска для дизельных двигателей.По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, поскольку необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.Универсальность компьютерных мотор-тестеров определяется их программным обеспечением. Многие из них работают в привычной большинству пользователей операционной системе Windows.К недостаткам мотор-тестеров следует отнести то, что с их помощью трудно обнаружить непостоянные неисправности в сложных электронных системах, когда неисправность в одной системе проявляется в виде симптомов в других системах, функционально связанных с первой.Задание Дать характеристику мотор- тестера Изучить работу мотор-тестера Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 11Тема: Диагностирование МСУД по показаниям датчика кислорода.Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудованияОборудование: МУ.Ход работыДатчик кислорода (лямбда-зонд).С лужит для определения качества сгорающей в цилиндре ТВС. По сигналу лямбда-зонда блок управления корректирует состав ТВС, обеспечивая её оптимальное качество, обеспечивающее максимальную преобразующую способность катализатора. На двигателе ВАЗ 2112 применяется циркониевый элемент, оснащенный обмоткой обогрева обеспечивающей обогрев лямбда-зонда до его рабочей температуры выше 250 градусов.Проверка зонда: Проверка напряжения питания обмотки обогрева; штекер датчика снят, двигатель работает напряжение между клеммами В и D штекера датчика со стороны блока управления норма U 12В. Измеренное напряжение ______В. Сопротивление обмотки обогрева, штекер зонда снят, сопротивление между клеммами В и D со стороны зонда норма 5Ом. Сопротивление обмотки обогрева зависит от температуры.Измеренное сопротивление ______Ом. Проверка сопротивления сигнальных проводов зонда от штекера блока управления до штекера зонда 10-С; 28-А; 19-Масса норма <1Ом Измеренное сопротивление: 10-С______Ом 28-А______Ом 19-масса_______Ом Проверка опорного напряжения, штекер зонда снят, зажигание включено, норма U (A - С) 0,5В. Измеренное напряжение ______В. Снятие осциллограммы тока обмотки обогрева. Токоизмерительная цанга на 20А одета на один из проводов обмотки обогрева (В или D). Снятие осциллограммы зонда первый наконечник к клемме А, второй к массе. Двигатель работает и прогрет до рабочей температуры. По анализу осциллограммы выходного сигнала лямбда-зонда на различных режимах работы двигателя можно оценить как исправность самого датчика, так и исправность всей системы управления двигателем. Осциллограмма напряжения исправного циркониевого лямбда имеет следующий вид: Здесь следует обратить внимание прежде всего на 3 момента: 1. Размах напряжения выходного сигнала должен быть от 0,05-0,1 В до 0,8-0,9 В. При условии, что двигатель прогрет до рабочей температуры и система управления работает по замкнутой петле обратной связи.  2. Время перехода выходного напряжения зонда от низкого к высокому уровню не должно превышать 120 мс.  3. Частота переключения выходного сигнала лямбда-зонда на установившихся режимах работы двигателя должна быть не реже 1-2 раз в секунду. Выводы и рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 12Тема: Изучение работы газоанализатора «Инфракар».Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудованияОборудование: МУ.Ход работыОпределение токсичности отработавших газовприбором «ИНФРАКАР М»Подготовка прибора к работе:1. Установить прибор на горизонтальной поверхности. В зависимостиот источника электрического питания к разъему на задней панели подключить кабель питания 220 В или 12 В из комплекта принадлежностей.К штуцеру «Слив» подсоединить трубку для сброса конденсата. К штуцеру«Вход» подсоединить через короткую трубку из ПВХ бензиновый фильтр, к нему подсоединить пробоотборный шланг с газозаборным зондом из комплекта принадлежностей.2. К гнезду на задней панели подключить кабель с датчиком тахометра, датчик подсоединить к высоковольтному проводу первой свечи.3. Порядок переключения протокола обмена с ПК:- включить прибор в сеть;- подождать выхода прибора в режим индикации или нажать кнопку[>0<] для принудительного обнуления показаний;- одновременно нажать кнопки [Насос] и [Печать]. На индикаторе «λ»высветится «YES» для приборов с протоколом UPEX и «NO» для приборовсо стандартным протоколом;- для установки стандартного протокола обмена нажать клавишу [-],протокола UPEX ‒ клавишу [+];- для сохранения изменений в долговременной памяти прибора нажатьклавишу [Ввод], для выхода без сохранения изменений ‒ клавишу [Выход].При этом текущие изменения сохранятся до выключения прибора.Нельзя проводить изменения протокола обмена при работе программного обеспечения, так как это может привести к сбою в работе прибора ипотере данных калибровки. Рекомендуется изменения протокола проводить, когда прибор не подключен к ПК.Токсичность ОГ измеряется следующим образом.1. Установить пробозаборник прибора в выхлопную трубу автомобиляна глубину не менее 300 мм от среза (до упора) и зафиксировать егозажимом.2. Провести настройку нулей всех каналов нажатием клавиши [>0<].Должно быть обеспечено поступление чистого воздуха, не загрязненноговыбросами С02, СО и СН.Нажатие и удержание клавиши [4/2 такта] позволяет установить в тахометре тип двигателя, к которому подключен прибор (двух- или четырехтактный). Короткое нажатие на клавишу [4/2 такта] позволяет проконтролировать тип двигателя.Для изменения уровня чувствительности тахометра необходимо одновременно нажать клавиши [Печать] и [4/2 такта]. При этом на индикаторе«λ» появится значение установленного уровня чувствительности. Нажатием на клавиши [+] и [-] можно установить требуемый уровень чувствительности тахометра. При завышении показаний тахометра и его неустойчивой работе необходимо понизить чувствительность, при занижениипоказаний повысить.Установленный уровень запоминается нажатием кнопки [>0<] (ввод),выход без запоминания ‒ клавиши [Насос] (выход). При измерении частоты вращения коленчатого вала в двигателях с двухискровой системой.зажигания режим в тахометре устанавливается точно так же, как в двухтактном двигателе.3. Включить насос нажатием кнопки. Газоанализатор готов к работе.4. После окончания режима настройки нуля чувствительности (по каналу 02) газоанализатор переходит в режим измерения концентраций всехканалов, а также частоты вращения коленчатого вала двигателя, расчитатькоэффициент λ. Переключение режимов вычисления параметра λ для различных видов топлива осуществляется нажатием и удержанием более 4 склавиши [☼]. На индикаторе «λ» будут высвечиваться названия режимов вследующем порядке: «БЕНЗ» ‒ для бензина, «ПРОП» для смеси пропан ‒бутан, «П.ГАЗ» ‒ для метана (природный газ).Автоматическая подстройка нуля производится через 15 мин, времяподстройки — 30 с. В процессе измерения (при нажатой клавише [Насос])автоподстройка не происходит.5. Показания следует фиксировать через 40…60 с после началаизмерения.Нажатием клавиши [Печать] проводится распечатка измеренных величин с указанием реального времени и информации о владельце прибора(вводится в программу, входящую в комплект поставки, и передается вприбор через интерфейс RS 232; максимальная длина ‒ 64 символа).6. По окончании работы с автомобилем или при перерыве в работевыключить побудитель расхода газа нажатием кнопки [Насос].7. Вынуть пробозаборник из выхлопной трубы автомобиля, отсоединить тахометр.8. По окончании смены выключить питание прибора.Преподаватель Гуковский Г.И.Практическое занятие 13Тема: Диагностирование неисправности и ремонт системы EGR. Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудованияОборудование: МУ.Ход работыДатчик температуры охлаждающей жидкости.Представляет собой изменяющееся сопротивление с негативным температурным коэффициентом (NTC). Проверка датчика: Измерения сопротивления датчика (по таблице) штекер датчика снят. Измеренное сопротивление_______Ом соответствует температуре_____0С Проверка сопротивления проводов от штекера датчика до штекера блока управления 45-В; 30-А; норма <1Ом Измеренное сопротивление: 45-В_______Ом; 30-А_______Ом Проверка опорного напряжения датчика температуры охлаждающей жидкости, штекер датчика снят, зажигание включено. Напряжение на штекере датчика между клеммами А и В норма 5В. Измеренное напряжение: ____В При помощи реостата имитировать сигнал датчика в пределах от 0-1кОм при этом определить влияние датчика температуры на работу двигателя и температуру включения вентилятора системы охлаждения. Сопротивление включения вентилятора ________Ом Температура включения вентилятора ________0С

1Планировочные решения зон ТО и ТР

2 Категории автомобилей по габаритным размерам

1Планировочные решения зон ТО и ТР

2 Категории автомобилей по габаритным размерам

1Планировочные решения зон ТО и ТР

2 Категории автомобилей по габаритным размерам




РАССМОТРЕНА

на за­се­да­нии ЦМК автомеханических дисциплин,

Про­то­кол № _____от

«____» _______ 20_____ г.

Пред­се­да­тель ЦМК автомеханических дисциплин,

___________О.Н.Чекомасова


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

________И.Л. Кононова

«___ »________ 20___г.


Методические указания по проведению практических занятий

ПМ.04 «Проведение диагностирования транспортного электрооборудования

и автоматики»

для обучающихся заочной формы обучения

специальности 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)

(базовой подготовки)

Разработал

Преподаватель

_______Г.И. Гуковский

Рецензент

Преподаватель

_______Е.И.Черкасская

Новошахтинск 2021


Введение
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС по дисциплине МДК 03.01 «Участие в разработке технологических процессов производства и ремонта изделий транспортного электрооборудования и автоматики»:
уметь:

-выбирать необходимую конструкторскую и технологическую документацию;

-разрабатывать технологические процессы производства и ремонта изделий транспортного электрооборудования и автоматики;

-подбирать технологическое оборудование для производства и ремонта изделий транспортного электрооборудования;

-подбирать необходимую технологическую оснастку и разрабатывать простейшие технологические приспособления в соответствии с требованиями ЕСКД;

- разрабатывать планировку производственных и ремонтных участков в соответствии с разработанным технологическим процессом;
знать:

-техническую и технологическую документацию;

-типовые технологические процессы производства и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования;

-номенклатуру и основные параметры технологического оборудования и оснастки, применяемых для производства и ремонта изделий транспортного электрооборудования;

-порядок разработки и расчета простейшей технологической оснастки



Общие указания по составлению отчёта
Практические работы являются одним из элементов учебной деятель­ности студента, выполнив которую, он должен составить отчёт.

Правильно составить отчёт, значит показать:

- степень усвоения знаний;

- умение проявить самостоятельность, творческий подход к выполнению заданий;

- знание нормативных документов, ГОСТов, ЕСКД;

- оптимальную организацию своей работы, чтобы с наименьшими
затратами времени и труда найти эффективное техническое, математическое
и другое решение;

- умение пользоваться справочной, информационной, нормативной ли­тературой, ресурсами Интернет.

Отчёт выполняется рукописным способом на обеих сторонах листа формата А4. Оформление отчёта выполняется в соответствии с методиче­скими указаниями по применению стандартов при оформлении учебной до­кументации, текст отчёта иллюстрируется при необходимости графическим материалом в виде рисунков, схем, таблиц. Текст отчёта пишется пастой си­него цвета. Отчёт составляется в соответствии с методическими указаниями к работе на основе результатов выполненной работы.

Проверяя отчёт, преподаватель отмечает:

-правильность оформления отчёта, т.е. соблюдение требований ГОСТ,
ЕСКД и других нормативных документов;

-правильность выполнения задания;

-достоверность полученных результатов;

-ответы на контрольные вопросы и выводы по работе.

Преподаватель отмечает ошибки и выставляет оценку. В случае не­удовлетворительной оценки отчёт возвращается. Студент исправляет ошибки и вновь сдаёт отчёт для проверки.

Окончательная оценка выставляется обучающемуся за предоставленный отчёт и устный опрос о проделанной работе:

- оценка «5» - за полностью выполненную работу, оформленный отчёт и полные ответы на кон­трольные вопросы;

- оценка «4» - за полностью правильно выполненную работу, оформленный отчёт, за неточные от­веты на контрольные вопросы;

- оценка «3» - за правильно оформленную работу, оформленный отчёт, за неточные ответы на кон­трольные и наводящие вопросы;

- оценка «2» - за не полностью выполненную работу, не оформленный отчет.


Перечень практических занятий


п/п

Темы практических занятий

1.

Диагностирование систем управления ДВС.

2.

Диагностирование систем управления автомобилем.

3.

Диагностирование датчиков положения коленчатого и распределительного вала, температуры

4.

Диагностирование датчика положения дроссельной заслонки и расхода воздуха.

5.

Бортовые диагностические системы.

6.

Диагностирование ЭСУД с применением сканера «ЛАУНЧ».

7.

Диагностирование ЭСУД с применением сканера «БАРС 4»

8.

Изучение осциллограмм при различных неисправностях.

9.

Правила пользования мультиметром.

10.

Изучение работы мотор-тестеров.

11.

Диагностирование МСУД по показаниям датчика кислорода.

12.

Изучение работы газоанализатора «Инфракар».

13.

Диагностирование неисправности и ремонт системы EGR.

14.

Диагностирование систем управления автоматической трансмиссией.

15.

Диагностирование и ремонт электросистемы рулевого управления.

16.

Диагностирование и ремонт электросистемы управления подвеской.

17.

Диагностирование и регулировка системы ABS.

18.

Системы управления освещением, стеклоочистителем, круиз-контроль, анти-сон.



Практическое занятие 1


Тема. Диагностирование систем управления ДВС.

Цель. Проверить состояние датчиков системы управления автомобильных двигателей различными способами.

Оборудование: МУ

Ход работы
Система управления двигателем ВАЗ-2112 представляет собой систему непрямого, распределенного, фазированного впрыска топлива с обратной связью и зажиганием со статическим распределением высокого напряжения. Система управления относится к системе МОТРОНИК и носит название «Январь 5.1».

Датчик числа оборотов и ВМТ (58-зубьев).

Представляет собой индуктивный датчик установленный вблизи зубчатого диска коленчатого вала, пропущенный зуб на диске является меткой ВМТ.


Проверка датчика:

  1. Сопротивление датчика измеряется между клеммами А и В датчика и должно находится в пределах от 550-750 Ом.

  2. Сопротивление проводов от штекера датчика до штекера блока управления норма<1 Ом.

Сопротивление датчика (А-В) _________Ом

Сопротивление провода (49-А)_________Ом

Сопротивление провода (48-В)_________ Ом

  1. С нятие осциллограммы сигнала датчика. Измерительные наконечника осциллоскопа подключаются к клеммам КЛ. 48 КЛ 49 штекера блока управления, а двигатель прокручивается стартером.


!!! Неисправность датчика положения коленчатого вала ведет к невозможности запуска двигателя.

Выводы и рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Преподаватель Гуковский Г.И.

Практическое занятие 2

Тема. Диагностирование систем управления автомобилем.

Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудования.

Оборудование: МУ.

Ход работы

Датчик массового расхода воздуха.

Представляет собой расходомер с нагреваемым пленочным сопротивлением, сигнал которого изменяется с изменением расхода воздуха.



Проверка датчика массового расхода воздуха (ДМРВ):

  1. Сопротивление проводов от штекера датчика до штекера блока управления норма <1 Ом.


Измеренное сопротивление: (5-7)_______Ом

(4-12)_______Ом

(3-30)_______Ом

(2-реле)_______Ом


  1. Проверка напряжения питания, штекер датчика снят, зажигание включено.

напряжение между 2-3 >10В измерено_______В.

напряжение между 3-4 5В измерено_______В.

  1. Снятие осциллограммы сигнала датчика МРВ. Один измерительный наконечник к клемме 5 штекера датчика, другой к массе. Запустить двигатель и отследить осциллограмму.




Выводы и рекомендации: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Преподаватель Гуковский Г.И.
Практическое занятие 3
Тема: Диагностирование датчиков положения коленчатого и распределительного вала, температуры.

Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудования

Оборудование: МУ.

Ход работы
Датчик положения распределительного вала (датчик фаз).

П редставляет собой датчик Холла. Служит для определения тактов протекающих в цилиндрах двигателя.

Проверка датчика:

  1. Проверка опорного напряжения датчика, штекер датчика снят, зажигание включено напряжение между клеммами А-В штекера датчика, норма 12В. Измеренное напряжение: ____В

  2. Проверка сопротивления проводов от штекера датчика до штекера блока управления: 37-В; 8-С; 19-А; 19-«масса»; норма <1Ом

Измеренное сопротивление: 37-В_____Ом; 8-С_____Ом;

19-А_____Ом; 19-масса_____Ом.

  1. Снятие осциллограммы сигнала датчика фаз. Один измерительный наконечник к клемме С штекера датчика другой к массе двигателя.

  2. П ри помощи 2х канального осциллоскопа определить согласование сигналов датчиков положения коленчатого вала и датчика фаз.


Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
Преподаватель Гуковский Г.И

Практическое занятие 4

Тема: Диагностирование датчика положения дроссельной заслонки и расхода воздуха.

Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудования


Оборудование: МУ.
Ход работы
Датчик положения дроссельной заслонки.

Представляет собой потенциометр сигнал, которого изменяется с изменением угла открытия дроссельной заслонки.


Проверка датчика:

  1. Проверка опорного напряжения датчика; штекер датчика снят, зажигание включено. Напряжение на штекере датчика между клеммами А и В норма 5В измерено: _____В.

  2. Проверка сопротивления проводов от штекера датчика до штекера блока управления 12-А; 53-С; 30-В; норма менее 1Ом.

Измеренное сопротивление: 12-А______Ом

53-С______Ом

30-В______Ом

  1. Снятие осциллограммы сигнала датчика положения дроссельной заслонки. Один измерительный наконечник осциллоскопа к клемме С штекера датчика другой к массе. Включить зажигания и, не запуская двигатель снять осциллограмму.



Выводы и рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Датчик положения дроссельной заслонки имеет функцию автоматического обнуления, если его напряжение находится в пределах от 0,3-0,7В то блок управления использует это значение как соответствующее закрытому положению дроссельной заслонки.


Преподаватель Гуковский Г.И.
Практическое занятие 5

Тема: Бортовые диагностические системы

Цель: Приобрести навыки использования современного диагностического оборудования

Оборудование: МУ.

Ход работы

Бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами

Системы программного обеспечения автомобилей большинства ведущих стран мира начиная с 80-х годов XX в. обеспечиваются функцией считывания кодов неисправностей с помощью контрольной лампы, например Check engine — проверь двигатель. Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов. Эти коды при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память электронного блока управления системой. После проведения определенных манипуляций данные коды могут отображаться контрольной лампочкой в виде ряда длинных и коротких импульсов. После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с помощью специальных таблиц.