Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

Среди основных задач, можно выделить следующие:

Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения качества продукции, работ, услуг

1.1 Понятие качества

Качество - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.


Иначе говоря, качественными являются те продукция и услуги, которые удовлетворяют существующие потребности. Это относится и к товарам, и к услугам. Далее будем оперировать термином - продукция.

Сравнительно недавно (лет эдак 20 назад), увидев на этикетке какой-либо продукции четыре буквы ГОСТ, мы на 100% были уверены в высоком качестве предлагаемого нам товара. Потом наступило время глобализации экономики и развития международных торговых и производственных связей, что повлекло за собой требование качества не только относительно продукции, но и качества управления при производстве этой продукции, т.е. к наличию национального или международного сертификатов на систему менеджмента качества признаваемых в различных странах мира.

Оценка качества продукции в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты на системы управления (в том числе и международные) лишь устанавливают минимальные требования в части управления документацией, ресурсами, оборудованием, персоналом, проведения мониторинга и контроля. Эти требования закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

На упаковках товаров появились новые обозначения подтверждения качества, не всегда понятные конечному потребителю, то есть нам с вами.

Давайте попробуем вместе разобраться, что же они значат.

Начнем с базового стандарта - ISO 9001. «Система менеджмента качества. Требования.»

Данный стандарт устанавливает требования на процессы управления на всех стадиях жизненного цикла продукции. Целью внедрения данных требований является создание такой системы менеджмента, которая позволяет обеспечить:

  • повышение удовлетворенности потребителей посредством поставки им продукции, соответствующей существующим потребностям;
  • стимулирование деятельности поставщиков через формирование стабильных заказов;
  • рост доходной части бюджета.

Стандарты ISO 14001, 18001, 16949 базируются на стандарте ISO 9001 и являются его развитием в специализированных областях.

Стандарты серии ISO 14000 рассматривают «Управление окружающей средой». Это означает, что организация, внедрившая данный стандарт, стремится:

  • уменьшить вредное воздействие от производственных процессов на окружающую среду
  • соответствие продукции экологическим требованиям – снижения ресурсо- и энергоемкости
  • снижение риска экологических катастроф и аварийных ситуаций.

Внедрение стандарта OHSAS 18001 нацеливает организацию на создание безопасных условий производственной среды, охрану здоровья персонала, снижение производственных рисков.


ISO/TS 16949 - Стандарт описывает особые требования по применению ISO 9001 для производства серийных и запасных частей в автомобильной промышленности. Эта техническая спецификация ужесточает требования ISO 9001 и направлена на:

  • постоянное улучшение;
  • предотвращение дефектов;
  • снижение вариаций и потерь в цепи поставок.

Безопасность пищевых продуктов - проблема, которая всегда будет волновать потребителей.

ISO 22000 – международный стандарт, разработанный для пищевой промышленности, включающий принципы НАССР, целью которого является определение требований и правил к менеджменту безопасности пищевых продуктов для любых предприятий – участников продуктовой цепи.

Преимущества предприятий, сертифицированных по данному стандарту:

  • Увеличение доверия потребителей к производимой продукции.
  • Расширение рынков сбыта.
  • Увеличение конкурентоспособности предприятия и продукции.
  • Рост инвестиционной привлекательности.
  • Создание твердой репутации производителя качественных и безопасных продуктов питания
  • Безошибочное нахождение контрольных точек и получения необходимого своевременного уровня контроля над ними.

Таким образом, предприятия, которые ценят своего потребителя, стремятся удовлетворить их потребности, что в конечном итоге обеспечивает необходимый для развития общества уровень качества жизни.

1.2 Роль качества в предпринимательской деятельности

Термин «качество» широко используется, и большинство людей с ним знакомо. Этот термин имеет положительное значение и часто используется при продвижении товаров и услуг на рынок. При этом, конечно, не существует никаких ограничений для использования термина, и придаваемый ему смысл бывает различным. Однако когда этот термин применяется для профессионального управления качеством, мы должны использовать более конкретное определение с целью исключения неправильного понимания, путаницы и смешивания понятий.

В повседневном использовании этого термина мы думаем о продукции, выпущенной в соответствии с очень высокими стандартами. Однако понятия престижности, роскоши, дороговизны не являются синонимами качества. Простой и недорогой продукт также может быть качественным, если он соответствует действующим стандартам, техническим условиям продавца и ожиданиям покупателя.


Концепция управления качеством, используемая в стандарте ИСО 9000, основана на рассмотрении качества как степени соответствия характеристик требованиям. При этом качество связывается со способностью удовлетворять потребителя. Вообще все требования (потребности или ожидания), которым должно удовлетворять качество, относятся к трем категориям:

  • общие обязательные требования, устанавливаемые законами, стандартами и другими нормативными документами;
  • заявленные установленные требования потребителя (контракт, договор, техническое задание);
  • обычно предполагаемые (подразумеваемые) требования.

В области информационных технологий (ИТ) используется аналогичное определение качества. Как правило, оно конкретизируется в руководящих документах организации, осуществляющей менеджмент качества.

От хорошего качества выигрывают все: и производитель, и потребитель. От низкого качества тоже страдают все. И это понятно. «Дорого не качество, а его отсутствие!» – и этот лозунг нам уже становится близок и понятен. Все вроде «за». Кто ж тогда «против»? Если всем все понятно, то почему мы ездим на красный свет и по встречной полосе? Почему не создаем приемочную комиссию для приемки системы на объекте, не подвергаем программные доработки внешнему тестированию, не разрабатываем подробные тестовые спецификации? Требования завышены? Правила плохи? Так нет. Ведь мы не выступаем против плохих правил и требований, не предлагаем их изменить – значит, «правила в принципе правильные»?

Судя по всему, мы просто привыкли жить при лозунгах и строгих правилах, не обращая на них особого внимания и относясь к ним снисходительно. И подчиняться мы привыкли не жестким, но безмолвным правилам, а только приказу, от исполнения которого так или иначе зависит наше благополучие. При этом нас не смущает перспектива «замаливать грехи», оплачивая штрафы, возмещая ущерб и бесплатно исправляя собственные ошибки и недоработки. К сожалению, все более значимым фактором становится коммерциализация жизни – она и приводит к «простым» и «эффективным», но часто незрелым решениям.

Однако проблемы качества, именно из-за необходимости зрелого и дальновидного подхода к ним, не относятся к вопросам, которые могут решаться оперативно и просто. Отношение к качеству – вопрос стратегический, требующий принципиального решения самым высшим руководством. Цена качества должна устанавливаться заранее, а не в ситуации выбора, что лучше: сэкономить несколько тысяч долларов и дней работы сейчас и сразу или обеспечить достижение некого неявного уровня качества в неопределенном будущем? Выбор будет сделан однозначно не в пользу качества, если столь же однозначно сверху не будет установлено подкрепленное реальным интересом формальное правило принятия решения. Причем учет «интересов исполнителя» должен быть таким же обязательным и постоянным, как и стремление к высокому уровню качества.


В основе таких правил должна лежать простая и ясная политика качества, объясняющая сотрудникам, на каких принципах основано принятое в компании отношение к нему, какие ценности являются для компании реальными и приоритетными при оценке качества.

Как известно, создание ценности компании – дело рук каждого сотрудника. Но тогда и качество должно зависеть от результата труда каждого, кто участвует в общей работе. Стало быть, сотрудник, который успешно и качественно выполняет свою работу, обеспечивает успех каждого и должен, кроме всего прочего, получать всеобщее уважение и почет. Тот же, кто выполняет ее некачественно – вредит успеху каждого из нас и должен быть так же публично порицаем. Но почему этого не происходит? Обычно ситуация складывается так не только из-за невнимания руководства всех уровней к этой проблеме, но и «благодаря» пассивной позиции сотрудников. Для того чтобы оценивать качество, необходимо контролировать результаты работы. Делать это нужно на каждом рабочем месте. А все ли сотрудники проверяют свою работу? Все ли начальники считают своим долгом проверять работу подчиненных? Далеко не все.

Качество общего результата зависит от качества работы каждого конкретного сотрудника. И не просто зависит – это оно и есть. Только если успех складывается, то поражения умножаются. Если один сотрудник получил неприемлемый результат, то может оказаться так, что и общий результат будет равен нулю. Успех же зависит от совместного восприятия заказчиком всей работы. Качество работы компании зависит от того, как здорово мы научились объединять наши усилия в единый результат, насколько согласованны наши действия. Стало быть, и качество можно обеспечить только тогда, когда все, кто участвует в создании продукта, работают по общим правилам, под единым руководством, сплоченной командой. Если нет слаженности, единого духа и нацеленности на результат именно в этой команде – возникает ситуация, как с хоккеистами-профессионалами: они собираются в национальную сборную под руководством заслуженного тренера и не могут выиграть чемпионат, хотя каждый из них в отдельности – сильнейший игрок. И общий результат не дотягивает до индивидуального уровня.

Естественное желание получить результат сразу и простыми средствами часто приводит к неадекватному результату или полному его отсутствию. К такого рода ситуациям можно отнести «симптоматическое лечение», коррекцию несоответствий (переделка, снижение градации), ремонт, возврат и замену продукции. Общим недостатком всех этих случаев является воздействие на произошедшее несоответствие, а не на его причину. Сюда же можно отнести замену управления процессами выходным контролем (тестированием) продукции. Правда, нужно сделать оговорку, что отказ от выходного контроля вообще невозможен. Особенно в случаях, когда гарантировать качество продукта нельзя путем обеспечения качества процесса.