Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Экономическую основу любого цивилизованного государства на современном этапе составляет складывающаяся в нем система предпринимательства, одним из важных звеньев которой выступает малое предпринимательство. Оно рассматривается не только в качестве приоритетного направления экономического развития государства, но и является важнейшим источником роста эффективности производства, занятости населения и повышения уровня жизни, насыщения рынка необходимыми товарами.

Малое предпринимательство влияет на развитие народного хозяйства, качество валового национального продукта, на решение социальных проблем. Оно способствует формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства. Центральным же элементом данной сферы выступают различные субъекты малого предпринимательства.

В настоящее время зарегистрировано более трех с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей и более пяти с половиной миллионов малых и средних предприятий. По информации Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) на малых и средних предприятиях России работает около 25 % общей численности занятых в экономике, при этом доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП (валовой внутренний продукт) государства составляет 20–21 %.

Малое предпринимательство сегодня динамично развивается, вовлекая все большее количество россиян, и выступает базой для развития предпринимательской активности, одним из решающих факторов инновационного обновления, позволяющего реализовать человеческий капитал, активизировать инициативу и повысить рост производительности труда.

Существенная роль малого предпринимательства в отечественной экономике сегодня признается на всех уровнях, поскольку выступает социальной основой рыночной экономики и фактором политической стабильности.

Все это актуализировало проблему определения правовой основы и сущности малого предпринимательства в целом и субъектов малого предпринимательства в частности, а, соответственно и обусловило выбор темы курсовой работы.

Об актуальности исследования субъектов малого предпринимательства свидетельствуют и многочисленные публикации различных авторов. Так, среди исследователей, в разное время уделявших внимание проблематике малого предпринимательства, можно отметить таких ученых, как: Р.З. Албегов, В.А. Вайпан, Е.В. Гугнина, С.Э. Жилинский, О.А Задера, Е.В. Клочкова, Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков, С.А. Коноплев, А.Ю. Пахолкова, Ю.А. Хорькови другие.


Объектом исследования по теме «Субъекты малого предпринимательства» являются общественные отношения в сфере малого предпринимательства.

Предметом исследования выступают научные разработки, система нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения субъектов малого предпринимательства и определяющих их правовое положение.

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, их правового положения в Российской Федерации.

Для достижения цели определены следующие задачи:

раскрыть понятие и особенности малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства;

определить правовую основу деятельности субъектов малого предпринимательства;

выявить критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства;

охарактеризовать правовой статус субъектов малого предпринимательства.

1. Общая характеристика малого предпринимательства

1.1. Понятие и особенности малого предпринимательства

Малое предпринимательство для России явление достаточно молодое, появившееся недавно – в конце 1987 года, и сопряженное с появлением и стремительным развитием кооперативов, когда на законодательном уровне была закреплена частная инициатива или предпринимательство.[1] За прошедшее время малое предпринимательство заняло свое довольно значимое место в экономике России, о чем свидетельствуют статистические данные.

Так, по данным Федеральной налоговой службы России в едином государственном реестре на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 3,73 миллиона индивидуальных предпринимателей, в том числе фермерских хозяйств. По наблюдениям Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации на 1 октября 2016 года в Российской Федерации фактически действовало около 173 тысяч малых предприятий (без учета микропредприятий) со средней численностью работников около 5 миллионов человек. А в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 января 2017 года отражено 5,86 миллионов малых и средних предприятий, на которых занято 15,9 миллионов человек.[2]


По состоянию на 1 мая 2019 года в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 6 184 204 таких субъектов.[3]

При этом обращает на себя внимание информация Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ), в соответствии с которой на малых и средних предприятиях России задействовано около 25 % общей численности занятых в экономике. Их доля в ВВП страны составляет 20–21 %.

Интересным в этой связи является сравнение с другими странами, где доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны значительно выше. Так, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50–52 %, в Италии – приблизительно 60 %, в Испании и Норвегии достигает 65–75 %. В Европейском Союзе малый бизнес составляет 90 % от общего числа предприятий.[4]

В переводе с французского (entreprise) предпринимательство означает инициативную самостоятельную деятельность граждан. Данная деятельность направлена на получение прибыли или личного дохода и осуществляется от имени гражданина или юридического лица под свою имущественную ответственность.[5]

В свою очередь, предпринимательская деятельность представляет собой систематическое совершение предпринимателем возмездных сделок-договоров (юридические факты) по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, направленных на получение прибыли, а также их исполнение, т.е. осуществление прав и исполнение субъективных обязанностей, следующих из данных договоров.

При этом сферу предпринимательства, в т.ч. область малого предпринимательства, следует рассматривать как межотраслевую сферу правового регулирования, основу которой составляют частноправовые явления; в первую очередь, это различные субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и субъекты малого предпринимательства.[6]

В научной литературе единый подход к определению малого предпринимательства отсутствует. Более того существуют значительные расхождения в подходах с юридической точки зрения и с точки зрения экономических наук.

Ученые-экономисты раскрывают содержание понятия «малое предпринимательство» через единство права собственности и непосредственного управления предприятием, личностный характер отношений между собственником и работником, преимущественно семейное ведение бизнеса, привлечение для бизнеса неформального рынка капитала, ограниченность малого предпринимательства по масштабам производства и количеству занятых работников.[7]


В свою очередь представители юридической науки указывают на такие критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, как:

численность работников;

выручка от реализации товаров;

доля участия в уставном капитале предприятия организаций и фондов, не являющихся субъектами малого предпринимательства и другие.[8]

Следует отметить и социально-психологическую точку зрения, в соответствии с которой малое предпринимательство рассматривается как средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе.

Благодаря малому предпринимательству происходит отбор наиболее энергичных, дееспособных индивидов, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации, более того, увеличивается число собственников, а, соответственно, происходит формирование среднего класса.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных показателях. При этом малое предпринимательство выступает не только источником существования, но и средством реализации творческих и интеллектуальных возможностей человека.[9] Оно специализируется в конкретной области деятельности, например: ремонт обуви, пошив одежды, автомастерская, парикмахерская и другие, а клиентами, как правило, являются отдельные граждане.

В большинстве учебных источников сущность термина «малое предпринимательство» раскрывается через его специфические черты. При этом в одних источниках акцент делается на человеческий фактор, в других – на качественную характеристику малого предпринимательства.

В первом случае к числу признаков, характеризующих малый бизнес отнесены:

во-первых, небольшая численность работников, деятельность которых направлена на достижение общей цели;

во-вторых, высокая степень взаимозаменяемости и взаимопомощи;

в-третьих, высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

быстрая реализация нововведений.[10]

При качественной характеристике малого предпринимательства общепризнанными признаками являются:

самостоятельность предприятия;

способность к достижению индивидуальных результатов;

соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;

личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик и успех предприятия;


преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;

тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;

деятельность ограничена регионально или определенными размерами рынка.[11]

Некоторые авторы характеризуют малую предпринимательскую деятельности исходя из ее экономической и юридической составляющей.[12]

Так, в экономическом смысле малое предпринимательство характеризуется самостоятельным характером деятельности, осуществлением на свой риск, направленностью на систематическое получение прибыли, осуществлением специальными лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С юридических позиций область малого предпринимательства – это часть правовой системы предпринимательства, совокупность соответствующих субъектов (субъектов малого предпринимательства) и правовых отношений между ними или с их участием.

Таким образом, малое предпринимательство как вид предпринимательства, представляет собой наиболее гибкую организационную форму экономики, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, небольшими организациями (предприятиями) и ориентированную на свой специализированный и локальный рынок товаров и услуг.

В юридической литературе помимо терминов «малое предпринимательство» и «субъекты малого предпринимательства», применяются и такие, как: малый бизнес, малый и средний бизнес, малое предприятие, малые формы хозяйствования и другие. Эти термины используются и в международной практике.

1.2. Правовое регулирование малого предпринимательства

Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого предпринимательства представляет собой совокупность нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формулируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки.[13]