Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IDEF0 часто используется при исследовании и проектировании систем на логическом уровне, а также при описании деятельности предприятия, либо отдельных бизнес-процессов в её составе.

IDEF0 определяет два графических объекта [15]:

1. блок, с помощью которого обозначается некоторая функция (действие);

2. стрелка, с помощью которой указываются информационные или материальные объекты.

Модель IDEF0 представляет собой набор взаимоувязанных диаграмм. Каждая диаграмма является описанием системы или ее отдельных функциональных блоков в рамках некоторого уровня детализации.

Контекстная диаграмма – диаграмма самого верхнего уровня иерархии, дает самое общее представление о системе. На контекстной диаграмме (КД) отображается только один функциональный блок (контекстная функция).

Далее контекстная функция декомпозируется на основные функции системы с помощью отдельной диаграммы. В свою очередь, каждая такая функция может быть разложена на более мелкие и т.д. При построении модели нужно соотнести каждый функциональный блок более низкого уровня с функциональным блоком более высокого уровня.

Следует всегда помнить, что некоторый функциональный блок и диаграмма его декомпозиции суть одно и то же, но рассматриваемое с разной степенью детализации. Отсюда следует, что все стрелки, связанные с рассматриваемым функциональным блоком, должны присутствовать на декомпозирующей его диаграмме (если таковая имеется).

Для создания IDEF0-диаграмм использовалось CASE-средство Ramus Educational.

Основные функции Ramus:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Преимущества перед аналогами:

  • Эргономичность графического редактора. Редактор поддерживает быструю навигацию по модели, шаблоны часто используемых типов диаграмм, возможность отмены последних действий, "умное" поведение стрелок.
  • Поддержка неограниченного количества атрибутов различных типов.
  • Автоматическое построение иерархических деревьев в классификаторах на основании значений атрибутов.
  • Редактор отчётов поддерживает несколько вариантов настройки: упрощённую (с использованием инструментов редактора и набора ключевых слов) и расширенную (с использованием JavaScript). Шаблоны отчётов могут быть экспортированы и импортированы в формате файлов XML.
  • Гибкий графический интерфейс пользователя.
  • Кроссплатформенность. Использование технологии Java позволяет устанавливать систему под разными видами операционных систем и аппаратных платформ (MS Windows, Mac OS, Linux и т.д.).

На рисунке 2 изображена контекстная диаграмма бизнес-процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть».

Рисунок 2 – Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть»

В качестве входных данных для бизнес-процесса выступают следующие данные и объекты:

  • заявки покупателей;
  • деньги за препараты;
  • прайс-лист аптеки, устанавливаемый руководством.

Выходными данными (результатом бизнес-процесса) являются отчеты о реализации, заказы покупателей, чеки об оплате и выданный товар.

Исполнителями (владельцами) бизнес-процесса выступают провизор аптеки и руководитель отдела продаж.

Управляющим регламентом является устав компании.

2.3. Схемы управления процессов, схемы подпроцессов

Второй этап составления регламента бизнес-процесса – описание подпроцессов, которые составляют рассматриваемую деятельность. В терминах методологии проектирования бизнес-процессов IDEF0 данный этап называется декомпозицией. Диаграмма декомпозиции изображена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Диаграмма декомпозиции

Бизнес-процесс «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» состоит из пяти подпроцессов:

  • выявление потребностей;
  • оформление заказа;
  • прием оплаты;
  • выдача товара;
  • формирование отчетов.

Первым подпроцессом бизнес-процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» выступает выявление потребностей покупателя. Основная задача данного подпроцесса – выявить какие именно лекарственные препараты собирается приобрести покупатель. При наличии каких-либо вопросов провизор аптеки обязан проконсультировать покупателя по этим вопросам, решить его проблемы. Если требуемых лекарственных средств нет в наличии в аптеке, то можно предложить аналоги других производителей (если это возможно). Для продажи рецептурных препаратов необходимо проверить у покупателя наличие рецепта.

Второй подпроцесс – оформление заказа. Данный подпроцесс выполняется провизором с помощью персонального компьютера, установленного на кассе. Для больше детализации данного процесса он был декомпозирован на составляющие (Рисунок 4).


Рисунок 4 – Декомпозиция подпроцесса «Оформление заказа»

С в информационной системе, используемой в аптечной сети необходимо создать новый заказ покупателя, добавить в него покупаемые потребителем лекарственные препараты, а затем – сохранить заказ в базе данных. Финальным результатом подпроцесса «Оформление заказа» является заказ покупателя, который выступает входными данными для следующего, третьего подпроцесса.

Третий подпроцесс бизнес-процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» - прием оплаты. Данные процесс тоже был декомпозирован на составляющие (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Декомпозиция подпроцесса «Прием оплаты»

Четвертый подпроцесс в составе рассматриваемого бизнес-процесса – выдача товара. На основании заказов покупателей и чека об оплате необходимо выдать лекарственные препараты и другие товары, приобретенные покупателем.

Пятый, последний, подпроцесс – формирование отчетов. Данный подпроцесс, в отличие от предыдущих, выполняет не провизор аптеки, а руководитель отдела продаж. На основании заказов покупателей и чеков об оплате руководитель отдела продаж формирует отчеты о реализации.

Таким образом, выполнение бизнес-процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» осуществляется в пять этапов, при чем каждый из этапов является обязательным для выполнения. Кроме того, подпроцессы должны выполняться строго в указанной последовательности, т.к. результаты выполнения одного процесса являются входными данными для последующего.

Заключение

В ходе проделанной работы были изучены теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процесса, были выделены основные моменты процессного подхода в бизнесе, а также обозначены основные этапы разработки регламента любого бизнес-процесса.

Затем, в соответствии с выделенными этапами, был разработан регламент выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть»: были выделены владелец процесса, входные и выходные данные, а также управляющие документы, в соответствии с которыми должен выполняться бизнес-процесс «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть». После этого были выделены и описаны схемы подпроцессов исследуемого процесса. Два подпроцесса были подвергнуты дальнейшей декомпозиции.


Для более наглядного изображения всех параметров исследуемого бизнес-процесса применялся метод построения IDEF0-диаграмм: были построены контекстная и декомпозиционные диаграммы.

Список использованной литературы

  • Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1) / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2013. – 340 c.
  • Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М .: ДИАЛОГ-МИФИ, 2012, 240 с.
  • Р 50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001.
  • Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 544R3, 15 октября, 2008.
  • Методика «Проектирование системы управления», Группа компаний «Современные технологии управления, версия 3.0.1, 2009.