Файл: Реорганизация юридических лиц (Юридическое лицо как субъект реорганизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но есть и исключения, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2016 № Ф09-10117/16 по делу № А50-2818/2016, в котором суд отменил решение апелляционной ин­станции и при наличии определенных обстоятельств признал реорга­низацию сделкой[24].

Подход судебной практики состоит в том, что реорганизация - это, прежде всего не сделка, а сложный юридический состав. Одиннадца­тый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 27.12.2016
№ 11АП-16274/2016 по делу № А55-9938/2016 указал, что процедура реорганизации представляет собой сложный юридический состав, включаемый ряд последовательных действий, осуществляемых на протяжении определенного продолжительного периода времени[25]. Такая квалификация реорганизации представляется нам обоснован­ной, так как реорганизация - это всегда юридический состав, сово­купность фактов, реализация которых и влечет установленные зако­ном последствия.

Другие ученые настаивают, что основное отличие ликвидации от реорганизации состоит в том, что во втором случае имеется правопре­емство, которое является определяющим признаком реорганизации.

П.В. Сурнов утверждал: «Правопреемство является абсолютным признаком, позволяющим разграничить реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. Спецификой реорганизации, отли­чающей ее от создания и ликвидации коммерческой организации, яв­ляется наличие обязательного имущественного правопреемства, в том числе отражаемого в разделительном балансе или передаточном акте, посредством которого осуществляется переход имущества от одного юридического лица к другому»[26]. В том, что любая форма реорганизации влечет правопреемство - универсальное или сингулярное, сомнений нет. Но если рассматривать реорганизацию как сложный юридический состав, то правопреемство наступит только при наличии установленных законом юридических фактов. Например, решение общего собрания, составление передаточ­ного акта и др. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов, мы не сможем завершить процедуру реорганизации, и соответственно правопреемства не состоится.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие характерные признаки процесса реорганизации:

  1. в результате реорганизации происходит создание и прекращение юридических лиц (в случае слияния, разделения, преобразования данные процессы происходят одновременно);
  2. присутствие универсального правопреемства;
  3. процесс реорганизации является самостоятельным институтом и не относится к виду гражданско-правовой сделки.

Согласно ГК РФ статьи 57 реорганизация юридического лица происходить несколькими различными формами:

  1. слияние (объединение двух или более юридических лиц в одно);
  2. присоединение (одно, либо более, юридическое лицо присоединяется к уже существующему);
  3. разделение (расслоение действующего юридического лица на несколько отдельных, независимых друг от друга, организаций);
  4. выделение (образование одного или нескольких самостоятельных юридических лиц из состава существующего, которое продолжает функционировать, другими словами не ликвидируется);
  5. преобразование (отдельно взятое юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму)[27].

Таким образом, из приведенных формулировок можно увидеть отсутст­вие единообразия в определении понятия и сущности реорганизации. Также они не выделяют такие важные признаки, как изменение субъ­ектного состава участников и отсутствие какой-либо связи между ре­организованным юридическим лицом и его правопреемником.

ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 Основные этапы реорганизации юридического лица

Реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица, влекущее за собой либо создание новых организаций, либо значительное изменение вида деятельности и структуры существующих организаций. Другими словами, реорганизация - прекращение функционирования предприятия, характеризующееся передачей прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Реорганизация предприятия может осуществляться добровольно или принудительно. Добровольная реорганизация совершается по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, для общества с ограниченной ответственностью - общего собрания участников. Принудительная реорганизация применяется по решению уполномоченных государственных органов либо по решению суда.

Первой её стадией является принятие решения. Оно выносится общим собранием или единственным владельцем. При этом собственники и руководители обязаны скрупулезно соблюдать закон при документальном оформлении решения. Ведь достаточно нарушить только одну норму, и суд, впоследствии, признает его недействительным. Например, если устав предусматривает, что протокол должен быть нотариально удостоверен, то участники просто обязаны обеспечить данное требование. И уж тем более недопустимы подделки подписей владельцев долей или акций.


В этом случае заинтересованное лицо в суде может ходатайствовать о назначении почерковедческой экспертизы. И если она докажет подделку, то арбитраж без колебаний аннулирует решение собрания. А это значит, что реорганизация будет признана незаконной[28]. Поэтому владельцам компании необходимо договорится обо всём еще до начала процедуры.

На втором этапе уполномоченный представитель юридического лица уведомляет регистрирующий орган по форме Р12003 о запуске процесса. Закон даёт на это три дня с момента принятия решения. Причем если процедура затрагивает два и более субъектов хозяйственной деятельности, то к уведомлению приобщаются решения о реорганизации каждого из них. Пакет документов в ИФНС сдаёт юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации.

Получив бумаги, налоговый орган изучает их, и если замечаний нет, то чиновники вносят в реестр информацию о начале реорганизации. Кстати, именно на этом этапе неожиданно могут всплыть все недостатки и недочеты, ранее допущенные юридическим лицом в ходе предоставления сведений в ЕГРЮЛ. Так, довольно часто встречаются расхождения между адресом зафиксированном в реестре и реальным местонахождением организации, недостоверные сведения о телефоне и e-mail заявителя. Все это приводит к отказу со стороны ИФНС во внесении сведений в Государственный реестр.[29] (Решение Арбитражного суда республики Татарстан по делу №А 65- 13597/2016 от 10.10.2016 года).

Однако если фискальный орган внес в ЕГРЮЛ информацию о начале процедуры, начинается третья стадия. На этом этапе собственники, юристы и бухгалтеры проводят сразу несколько операций. Прежде всего, они извещают о реорганизации кредиторов. Как правило, уведомления направляются по почте заказными письмами. Особо стоит подчеркнуть, что при преобразовании юридического лица можно не извещать кредиторов. Об этом прямо говорят ст.ст. 57 и 60 ГК РФ.

Одновременно с уведомлением кредиторов, участвующие в реорганизации субъекты публикуют сведения об этом в Вестнике государственной регистрации. Для этого уполномоченное лицо заходит на сайт http://www.vestnik-gosreg.ru и через личный кабинет составляет объявление. Допустить ошибку практически невозможно. Система сама формулирует нужный текст. Однако и на этом этапе встречаются накладки, которые приводят к отказу в регистрации. Чаще всего это связано с адресом местонахождения юридического лица. Например, в ЕГРН указан один адрес, а в Вестнике публикуется совершенно другой. И пусть последний является достоверным - ИФНС все равно откажет в регистрации[30]


Необходимо также уточнить, что в случае преобразования компания не публикует в Вестнике государственной регистрации сведения об этом. А вот при других формах реорганизации, публикация осуществляется даже дважды - с периодичностью 1 раз месяц, после внесения сведений ЕГРЮЛ о начале процедуры.

Параллельно ответственные лица проводят полную инвентаризацию имущества и прав юридического лица. Описываются компьютеры, средства производства, сырье, товары на складе, денежные средства, акции и все материальные и нематериальные активы. Итоги инвентаризации оформляются актами. Если ревизия обнаружит расхождение между показателями баланса и данными инвентаризации, то участники процесса составляют сличительные ведомости. В них отражаются все расхождения. Далее, независимый оценщик проводит оценку имущества. Желательно также провести сверку с ИФНС, чтобы потом не было проблем при регистрации.

И только после этого можно составлять и подписывать передаточный акт или разделительный бухгалтерский баланс. Применение того или иного документа зависит от формы реорганизации. Так, если происходит слияние, присоединение или преобразование, то готовится передаточный акт. А вот если осуществляется разделение или выделение, то понадобится разделительный баланс.

Закон не устанавливает обязательную форму этих документов. Однако они, в любом случае, должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам, участвующих в реорганизации юридического лица. Кроме того, к данным бумагам приобщаются бухгалтерская отчетность, акты инвентаризации, а также вся первичная документация по материальным ценностям.

После подготовки вышеперечисленных документов, наступает четвертый этап. Руководители фирм собирают собрание учредителей. Последнее утверждает устав новой фирмы, передаточный акт или разделительный баланс, а также формирует органы руководства новой организации. Кроме того, назначается лицо, ответственное за подачу документов в ИФНС. Многие авторы статей в интернете утверждают, что сразу после собрания необходимо еще и уведомлять Пенсионный Фонд о реорганизации. На самом деле этого уже не надо делать. Налоговая инспекция сама проинформирует ПФР.

На пятом, заключительном этапе, заявитель формирует пакет документов и сдает его в налоговую инспекцию. Вид заявления зависит от формы реорганизации. Например, при слиянии, разделении, преобразовании, присоединении и выделении используется форма Р12001. А при прекращении деятельности присоединенного юридического лица подается заявление Р16003. Данные документы подлежат нотариальному удостоверению. К ним приобщаются все решения, протоколы, договоры, передаточные акты и разделительные балансы, и даже документы, подтверждающие факт направления извещений кредиторам. Кроме того, в пакет входит платежное поручение об оплате госпошлины.


Представление документов в налоговый орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а именно:

  1. заявление на реорганизацию;
  2. решение о проведении преобразования;
  3. уставы создаваемых компаний;
  4. передаточный акт либо разделительный баланс;
  5. подтверждение, доказывающее то, что кредиторам было разослано уведомление о предстоящих изменениях;
  6. квитанция об уплате государственной пошлины;
  7. доказательства того, что в средствах массовой информации было
  8. опубликовано соответствующее сообщение;
  9. документ, подтверждающий, что в ПФ РФ направлены данные о реорганизации.

Таким образом, реорганизация предприятий является одним из неотъемлемых атрибутов современной рыночной экономики и представляет собой прекращение функционирования юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. Согласно законодательству Российской Федерации существует пять форм реорганизации предприятий: слияние, присоединение, преобразование, разделение и выделение. Реорганизация предприятий зависит от формы, в которую преобразуется, однако существует основные этапов, которые подходят для всех видов реорганизации.

2.2 Особенности различных форм реорганизации юридических лиц

Как уже отмечалось в работе согласно ГК РФ статьи 57, реорганизация юридического лица происходить несколькими различными формами: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.[31]

Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.

В соответствии с установленной законом формой договор о слиянии содержит:

    1. наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
    2. порядок и условия слияния;
    3. порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
    4. указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества;
    5. список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;
    6. список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
    7. указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;
    8. наименование, сведения о месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться указанным участником - регистратором.