Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Понятие налогов, их функции и виды).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль федеральных налогов в современных условиях рыночной экономики
1.1. Понятие налогов, их функции и виды
1.2. Роль федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
2. Анализ роли федеральных налогов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации
2.1. Современное состояние федеральных налоговых поступлений
2.2. Динамика налоговой задолженности
3. Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Меры в области преобразования и усовершенствования налоговой политики
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы
В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.
Таблица 2
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[26]
Виды налогов |
2015 -2016 гг., млрд. руб. |
|
2015г. |
2016г. |
|
Налог на прибыль |
2 598,8 |
2 770,2 |
НДПИ |
3 226,8 |
2 929,4 |
НДФЛ |
2 806,5 |
3 017,3 |
НДС |
2 448,3 |
2 657,4 |
Акцизы |
1 014,4 |
1 293,9 |
Имущественные налоги |
1 068,4 |
1 116,9 |
По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.
Остальные показатели показывают увеличение.
На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.
На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.
Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.
В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.
Таблица 3
Структура поступлений в федеральный бюджет РФ [26]
Виды налогов |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
Млрд. руб. |
В % к объёму пост. ФБ РФ |
|
Всего поступило в федеральный бюджет |
6 214,6 |
100,0 |
6 880,5 |
100,0 |
6 929,1 |
100,0 |
из них: |
||||||
Налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7,1 |
491,0 |
7,1 |
НДС |
2 181,4 |
35,1 |
2 448,3 |
35,6 |
2 657,4 |
38,4 |
Акцизы |
520,8 |
8,4 |
527,9 |
7,7 |
632,2 |
9,1 |
НДПИ |
2 858,0 |
46,0 |
3 160,0 |
45,9 |
2 863,5 |
41,3 |
Остальные налоги и сборы |
243,1 |
3,9 |
252,8 |
3,7 |
285,1 |
4,1 |
Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.
Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:
- налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
- акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
- остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.
Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.
По видам налогов увеличение составило:
- поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
- поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
- поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
- поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
- поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.
В 2016 г. налоговая нагрузка практически стабилизировалась на уровне предыдущего года (табл. 4). В то же время по отдельным компонентам налоговой нагрузки динамика была разнонаправленной. Виды налогов, поступающих преимущественно от нефтегазового сектора (далее – условно «нефтегазовые доходы»), продолжили падение: объем таможенных пошлин и сборов упал на 1,0 п.п. ВВП относительно уровня 2015 г. (на 25,0% в реальном выражении), а поступления НДПИ сократились на 0,5 п.п. ВВП (на 13,9% в реальном выражении). Выпадающие доходы от нефтегазового сектора были компенсированы ростом поступлений других налогов. При этом поступления НДФЛ, НДС и налога на прибыль выросли незначительно: в пределах 0,1–0,2 п.п. ВВП (на 1,0–2,0%). Поступления же по страховым взносам и акцизам продемонстрировали более заметный рост – на 0,6 и 0,3 п.п. ВВП соответственно (на 7,1 и 20,4%).
Таблица 4
Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2012–2016 гг., % ВВП [28]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменение в 2016г. относительно2015г. |
||
п.п ВВП |
реальный прирост, % |
||||||
Уровень налоговой нагрузки |
32,1 |
31,6 |
31,1 |
29,0 |
29,1 |
0,1 |
-0,2 |
Налог на прибыль |
3,5 |
2,9 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
0,1 |
1,1 |
НДФЛ |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
0,1 |
2,0 |
Страховые взносы |
5,8 |
6,2 |
6,0 |
6,4 |
7,0 |
0,6 |
7,1 |
НДС |
5,3 |
5,0 |
5,0 |
5,1 |
5,3 |
0,2 |
2,4 |
Акцизы |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,6 |
0,3 |
20,4 |
НДПИ |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
-0,5 |
-13,9 |
Таможенные сборы и пошлины |
7,4 |
7,0 |
6,9 |
4,0 |
3,0 |
-1,0 |
-25,0 |
В налогообложении нефтегазового сектора произошел ряд изменений. В течение 2016 г. базовая ставка экспортной пошлины на сырую нефть не была снижена, как предполагалось, до 36%, а была сохранена на уровне 42%. Снижение ставки до 30% запланировано только на 2017 г. В ходе реализации налогового маневра с 1 января 2016 г. увеличена базовая ставка НДПИ на нефть с 766 до 857 руб. за 1 т. Одновременно с данным изменением было увеличено с 530 до 559 значение коэффициента К НДПИ, который используется для расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти. Сюда же следует отнести и плановое увеличение значения корректирующего коэффициента Ккм с 4,4 до 5,5 в отношении газового конденсата. Кроме того, в расчет налога в отношении природного газа был включен коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива (Кгп) добытого углеводородного сырья. В течение 2016 г. его базовое значение составляло 0,7317 и приравнивалось к 1 для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное решение имело целью изъятие дополнительного дохода, возникшего вследствие положительного девальвационного эффекта при снижении курса рубля у экспортеров природного газа.
Несмотря на то что налоговый маневр предполагал замещение доходов, выпадающих от снижения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, поступлениями от увеличения ставок по НДПИ на нефть, внешнеэкономическая конъюнктура привела к тому, что сборы по нефтегазовым доходам в долях ВВП упали (табл. 5).
Таблица 5
Объем поступлений вывозных пошлин на энергоносители и НДПИ в 2012-2016 гг., % ВВП [28]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
НДПИ |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
Вывозные пошлины на энергоносители |
6,1 |
5,7 |
5,8 |
3,3 |
2,3 |
на нефть сырую |
3,7 |
3,3 |
3,3 |
1,7 |
1,2 |
на товары, выработанные из нефти |
1,7 |
1,7 |
1,9 |
0,9 |
0,5 |
на газ природный |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
Основной вклад в падение нефтегазовых доходов внесло снижение цен на нефть марки Urals, которое не было в итоге компенсировано ни ослаблением рубля, ни индексацией базовой ставки НДПИ (рис. 1). Фактическая ставка НДПИ составила в 2016 г. в среднем чуть более 3000 руб. за тонну при почти 3500 руб. за тонну в 2015 г.
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ («внутренний НДС»), несколько увеличился в 2016 г. в долях ВВП (на 0,2 п.п.), а по товарам, ввозимым на территорию России, вернулся на уровень 2014 г. (табл. 6). Для России остается характерной большая собираемость НДС по ввозимым товарам, чем по произведенной продукции внутри страны, а также тенденция к увеличению эффективной ставки НДС, которая постепенно возвращается к уровню 2012 г.
Рис. 1. Динамика фактической налоговой ставки по НДПИ, цена нефти марки Urals и значения курса доллара США в январе 2013-2016 гг.
Таблица 6
Динамика конечного потребления, импорта и поступления НДС в бюджетную систему РФ в 2012-2016 гг., % ВВП [28]
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Доходы от НДС |
5,7 |
5,0 |
5,0 |
5,1 |
5,3 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
3,0 |
2,6 |
2,8 |
2,9 |
3,1 |
Продолжение таблицы 6
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
2,7 |
2,4 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
Эффективная ставка НДС, % |
8,1 |
6,8 |
7,0 |
7,3 |
7,7 |
Эффективная ставка НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
6,0 |
5,0 |
5,4 |
6,0 |
6,3 |
Эффективная ставка НДС на товары, ввозимые на на территорию РФ |
13,1 |
11,2 |
10,8 |
10,4 |
10,8 |
В 2016 г. акцизы, измеренные в долях ВВП, прекратили падение и даже превысили уровень относительно благополучного 2013 г. Как видно из рис. 17, в прошедшем году выросли поступления во всех основных группах подакцизных товаров. Акцизы на табачную продукцию увеличились на 0,1 п.п. ВВП и остались основной подакцизной группой.
Выросли поступления по акцизам на нефтепродукты и природный газ (на 0,12 п.п. ВВП). Развернулся тренд по поступлениям и для акцизов на алкогольную продукцию (+0,07 п.п. ВВП в 2016 г.). Акцизные доходы от продажи легковых автомобилей и мотоциклов практически не изменились и продолжили составлять незначительную часть поступлений.
Рис. 2. Поступления акцизов за 2012-2016 гг. по группам подакцизных товаров, % ВВП
Наблюдавшаяся динамика по акцизам связана с тем, что в 2016 г. индексации в наибольшей степени подверглась табачная продукция (в частности, на сигареты и папиросы акциз вырос с 960 до 1250 руб. за 1000 шт. и с 11 до 12% от расчетной стоимости). Для алкогольной продукции либо роста ставки не было (для крепких напитков), либо он был незначительным (для вин, сидра, медовухи и пуаре составлял 1 руб. на литр продукции, для пива – 2 руб. на литр продукции). При этом падение натуральных объемов реализации алкогольной продукции замедлилось для всех ее видов.
В части страховых взносов в 2016 г. были повышены пороговые значения для выплат, облагаемых по основной ставке (ставки при этом не менялись):
– 718 тыс. руб. для взносов в ФСС (вместо 670 тыс. руб. в 2015 г.);
– 796 тыс. руб. для взносов в ПФР (вместо 711 тыс. руб. в 2015 г.).
Данное повышение в сочетании с ростом фонда оплаты труда (ФОТ, оценка по средней начисленной заработной плате) на 2,8 п.п. ВВП в 2016 г. привело к тому, что страховые взносы выросли (рис. 3).