Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Понятие налогов, их функции и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[26]

Виды налогов

2015 -2016 гг., млрд. руб.

2015г.

2016г.

Налог на прибыль

2 598,8

2 770,2

НДПИ

3 226,8

2 929,4

НДФЛ

2 806,5

3 017,3

НДС

2 448,3

2 657,4

Акцизы

1 014,4

1 293,9

Имущественные налоги

1 068,4

1 116,9

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3

Структура поступлений в федеральный бюджет РФ [26]

Виды налогов

2014 год

2015 год

2016 год

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

6 214,6

100,0

6 880,5

100,0

6 929,1

100,0

из них:

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491,0

7,1

НДС

2 181,4

35,1

2 448,3

35,6

2 657,4

38,4

Акцизы

520,8

8,4

527,9

7,7

632,2

9,1

НДПИ

2 858,0

46,0

3 160,0

45,9

2 863,5

41,3

Остальные налоги и сборы

243,1

3,9

252,8

3,7

285,1

4,1


Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

- налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;

- акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;

- остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

- поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;

- поступления по НДС на 476 млрд. руб.;

- поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;

- поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;

- поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

В 2016 г. налоговая нагрузка практически стабилизировалась на уровне предыдущего года (табл. 4). В то же время по отдельным компонентам налоговой нагрузки динамика была разнонаправленной. Виды налогов, поступающих преимущественно от нефтегазового сектора (далее – условно «нефтегазовые доходы»), продолжили падение: объем таможенных пошлин и сборов упал на 1,0 п.п. ВВП относительно уровня 2015 г. (на 25,0% в реальном выражении), а поступления НДПИ сократились на 0,5 п.п. ВВП (на 13,9% в реальном выражении). Выпадающие доходы от нефтегазового сектора были компенсированы ростом поступлений других налогов. При этом поступления НДФЛ, НДС и налога на прибыль выросли незначительно: в пределах 0,1–0,2 п.п. ВВП (на 1,0–2,0%). Поступления же по страховым взносам и акцизам продемонстрировали более заметный рост – на 0,6 и 0,3 п.п. ВВП соответственно (на 7,1 и 20,4%).

Таблица 4

Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2012–2016 гг., % ВВП [28]


2012

2013

2014

2015

2016

Изменение в 2016г. относительно2015г.

п.п ВВП

реальный прирост, %

Уровень налоговой нагрузки

32,1

31,6

31,1

29,0

29,1

0,1

-0,2

Налог на прибыль

3,5

2,9

3,0

3,1

3,2

0,1

1,1

НДФЛ

3,4

3,5

3,4

3,4

3,5

0,1

2,0

Страховые взносы

5,8

6,2

6,0

6,4

7,0

0,6

7,1

НДС

5,3

5,0

5,0

5,1

5,3

0,2

2,4

Акцизы

1,3

1,4

1,4

1,3

1,6

0,3

20,4

НДПИ

3,7

3,6

3,7

3,9

3,4

-0,5

-13,9

Таможенные сборы и пошлины

7,4

7,0

6,9

4,0

3,0

-1,0

-25,0

В налогообложении нефтегазового сектора произошел ряд изменений. В течение 2016 г. базовая ставка экспортной пошлины на сырую нефть не была снижена, как предполагалось, до 36%, а была сохранена на уровне 42%. Снижение ставки до 30% запланировано только на 2017 г. В ходе реализации налогового маневра с 1 января 2016 г. увеличена базовая ставка НДПИ на нефть с 766 до 857 руб. за 1 т. Одновременно с данным изменением было увеличено с 530 до 559 значение коэффициента К НДПИ, который используется для расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти. Сюда же следует отнести и плановое увеличение значения корректирующего коэффициента Ккм с 4,4 до 5,5 в отношении газового конденсата. Кроме того, в расчет налога в отношении природного газа был включен коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива (Кгп) добытого углеводородного сырья. В течение 2016 г. его базовое значение составляло 0,7317 и приравнивалось к 1 для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное решение имело целью изъятие дополнительного дохода, возникшего вследствие положительного девальвационного эффекта при снижении курса рубля у экспортеров природного газа.


Несмотря на то что налоговый маневр предполагал замещение доходов, выпадающих от снижения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, поступлениями от увеличения ставок по НДПИ на нефть, внешнеэкономическая конъюнктура привела к тому, что сборы по нефтегазовым доходам в долях ВВП упали (табл. 5).

Таблица 5

Объем поступлений вывозных пошлин на энергоносители и НДПИ в 2012-2016 гг., % ВВП [28]

2012

2013

2014

2015

2016

НДПИ

3,7

3,6

3,7

3,9

3,4

Вывозные пошлины на

энергоносители

6,1

5,7

5,8

3,3

2,3

на нефть сырую

3,7

3,3

3,3

1,7

1,2

на товары, выработанные из

нефти

1,7

1,7

1,9

0,9

0,5

на газ природный

0,6

0,7

0,6

0,7

0,6

Основной вклад в падение нефтегазовых доходов внесло снижение цен на нефть марки Urals, которое не было в итоге компенсировано ни ослаблением рубля, ни индексацией базовой ставки НДПИ (рис. 1). Фактическая ставка НДПИ составила в 2016 г. в среднем чуть более 3000 руб. за тонну при почти 3500 руб. за тонну в 2015 г.

Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ («внутренний НДС»), несколько увеличился в 2016 г. в долях ВВП (на 0,2 п.п.), а по товарам, ввозимым на территорию России, вернулся на уровень 2014 г. (табл. 6). Для России остается характерной большая собираемость НДС по ввозимым товарам, чем по произведенной продукции внутри страны, а также тенденция к увеличению эффективной ставки НДС, которая постепенно возвращается к уровню 2012 г.

Рис. 1. Динамика фактической налоговой ставки по НДПИ, цена нефти марки Urals и значения курса доллара США в январе 2013-2016 гг.

Таблица 6

Динамика конечного потребления, импорта и поступления НДС в бюджетную систему РФ в 2012-2016 гг., % ВВП [28]

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы от НДС

5,7

5,0

5,0

5,1

5,3

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

3,0

2,6

2,8

2,9

3,1


Продолжение таблицы 6

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2,7

2,4

2,2

2,1

2,2

Эффективная ставка НДС, %

8,1

6,8

7,0

7,3

7,7

Эффективная ставка НДС на товары, реализуемые

на территории РФ

6,0

5,0

5,4

6,0

6,3

Эффективная ставка НДС на товары, ввозимые на

на территорию РФ

13,1

11,2

10,8

10,4

10,8

В 2016 г. акцизы, измеренные в долях ВВП, прекратили падение и даже превысили уровень относительно благополучного 2013 г. Как видно из рис. 17, в прошедшем году выросли поступления во всех основных группах подакцизных товаров. Акцизы на табачную продукцию увеличились на 0,1 п.п. ВВП и остались основной подакцизной группой.

Выросли поступления по акцизам на нефтепродукты и природный газ (на 0,12 п.п. ВВП). Развернулся тренд по поступлениям и для акцизов на алкогольную продукцию (+0,07 п.п. ВВП в 2016 г.). Акцизные доходы от продажи легковых автомобилей и мотоциклов практически не изменились и продолжили составлять незначительную часть поступлений.

Рис. 2. Поступления акцизов за 2012-2016 гг. по группам подакцизных товаров, % ВВП

Наблюдавшаяся динамика по акцизам связана с тем, что в 2016 г. индексации в наибольшей степени подверглась табачная продукция (в частности, на сигареты и папиросы акциз вырос с 960 до 1250 руб. за 1000 шт. и с 11 до 12% от расчетной стоимости). Для алкогольной продукции либо роста ставки не было (для крепких напитков), либо он был незначительным (для вин, сидра, медовухи и пуаре составлял 1 руб. на литр продукции, для пива – 2 руб. на литр продукции). При этом падение натуральных объемов реализации алкогольной продукции замедлилось для всех ее видов.

В части страховых взносов в 2016 г. были повышены пороговые значения для выплат, облагаемых по основной ставке (ставки при этом не менялись):

– 718 тыс. руб. для взносов в ФСС (вместо 670 тыс. руб. в 2015 г.);

– 796 тыс. руб. для взносов в ПФР (вместо 711 тыс. руб. в 2015 г.).

Данное повышение в сочетании с ростом фонда оплаты труда (ФОТ, оценка по средней начисленной заработной плате) на 2,8 п.п. ВВП в 2016 г. привело к тому, что страховые взносы выросли (рис. 3).