Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие и сущность прибыли).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1 Понятие и сущность прибыли
1.2 Методы анализа показателей прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «КАУЧУК»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ прибыли предприятия
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ООО «КАУЧУК»
3.1 Предложения по повышению прибыли ООО «Каучук»
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения мероприятий по повышению прибыли на ООО «Каучук»
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «КАУЧУК»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Каучук», сокращенное фирменное наименование: ООО «Каучук».
Основными направлениями деятельности ООО «Каучук» являются:
- производство и реализация химической продукции;
- производство и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- оказание платных услуг населению;
- строительство, капитальный и текущий ремонт производственных объектов, объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;
- внешнеэкономическая деятельность;
- подготовка кадров;
- издательская и полиграфическая деятельность;
- производство строительных материалов;
- инвестиционная деятельность;
- коммерческая деятельность;
- риэлторская деятельность;
- эксплуатация объектов котлонадзора (паровых котлов);
- оказание медицинских услуг работникам предприятия;
- предоставление консалтинговых, посреднических и маркетинговых услуг.
Производственная структура ООО «Каучук» представлена техническим отделом и 11 цехами:
- Цех И-2 – дегидрирования изопентана;
- Цех И-3 – выделение изопентановой и изоамилен-изопреновых фракций из контактного газа;
- Цех И-4 − выделение, очистка изопрена и пиперилена, ректификация возвратного растворителя;
- Цех И-7-10 – изомеризация нормального пентана в изопентан, выделение изопрена;
- Цех ИП-2-6 – дегидрирование изопентана в изоамилен;
- Цех ИП-3-4-5 – выделение изопентан-изоамиленовой и изоамилен-изопpеновой фpакции;
- Цех сырья №2, Цех И-5П – полимеризации изопрена;
- Цех И-5В − дегазации и выделения каучука;
- Цех И-11 − производства катализаторов;
- Цех ТИБА – получения триизобутилалюминия.
Основными конкурентами по производству изопренового СК на внешних рынках являются компании Gooyear Tyre&Rubber Co., Kraton Polymers., Japan Synthetic Rubber Co., Zeon Corporation.
В таблице 1 представлены основные конкуренты ООО «Каучук» на внутреннем рынке по каучуку СКИ.
Таблица 1 – Основные конкуренты ООО «Каучук» на внутреннем рынке по каучуку СКИ в 2015 году
Предприятие |
2017 г., тыс. тонн. |
Доля на рынке России, % |
ООО «Тольяттикаучук» |
87,602 |
20 |
ОАО «Нижнекамскнефтехим» |
262,783 |
61 |
ООО «Каучук» |
81,787 |
19 |
Всего: |
432,172 |
100 |
В отчетном году производились основные виды продукции: каучук
СКИ-3, СКИ-3С, СКИ-3Д, катализаторы ИМ 2201С. Важно отметить, что
ООО «Каучук» располагает единственным в России производством неодимовых изопреновых каучуков марок СКИ-5 и СКИ-5ПМ.
В целях анализа основных технико-экономических показателей проведем расчет и оценку основных показателей, характеризующих деятельность
ООО «Каучук» за 2016, 2017 и 2018 года (таблица 2).
Таблица 2 – Основные показатели, характеризующие деятельность организации.
Показатели |
Значение показателя, тыс. руб. |
Абсолютные изменения |
Темп роста |
||||
2016г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 в % |
2018 к 2017 в % |
|
1. Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
15307666 |
14184040 |
11378353 |
-1123626 |
-2805687 |
92,66 |
80,22 |
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
13562714 |
13296964 |
11176019 |
-265750 |
-2120945 |
98,04 |
84,05 |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
111243 |
131534 |
213932 |
20291 |
82398 |
118,24 |
162,64 |
4. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
4004058 |
4660962 |
4422741 |
656904 |
-238221 |
116,41 |
94,89 |
5. Численность ППП, чел. |
2063 |
1934 |
1610 |
-129 |
-324 |
93,75 |
83,25 |
6.Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
422729 |
449176 |
391936 |
26447 |
-57240 |
106,26 |
87,26 |
7.Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1069283 |
178078 |
-276349 |
-891205 |
-454427 |
16,65 |
-155,18 |
8.Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
669250 |
124450 |
-448608 |
-544800 |
-573058 |
18,60 |
-360,47 |
9. Чистая прибыль, тыс. руб. |
548850 |
124816 |
-359023 |
-424034 |
-483839 |
22,74 |
-287,64 |
10.Фондоотдача, руб./руб. |
137,61 |
107,84 |
53 |
-29,77 |
-54,65 |
78,37 |
49,32 |
11. Коэффициент оборачиваемости, обор. |
3,83 |
3,04 |
2,57 |
-0,79 |
-0,47 |
79,37 |
84,63 |
12.Продолжительность оборота, дн. |
96 |
120 |
142 |
24 |
22 |
125,00 |
118,23 |
13. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
54 |
68 |
133 |
14 |
65 |
125,93 |
195,41 |
14.Производительность труда работающего ППП, тыс. руб./чел. |
7420 |
7334 |
7067 |
-86 |
-267 |
98,84 |
96,36 |
15.Среднемесячная заработная плата, руб. |
17076 |
19354 |
20287 |
2278 |
933 |
113,34 |
104,82 |
16.Затраты на рубль реализованной продукции, руб. |
0,89 |
0,94 |
0,98 |
0,05 |
0,04 |
106 |
104 |
17.Рентабельность продаж, % |
6,9 |
1,3 |
- |
-5,6 |
- |
18,84 |
- |
18.Рентабельность продукции, % |
4,05 |
0,94 |
- |
-3,11 |
- |
23,21 |
- |
19.Рентабельность производства, % |
7,88 |
1,34 |
- |
-6,54 |
- |
17 |
- |
Из расчета, проведенного в таблице 2, можно сделать следующие выводы: объем реализации во всех рассматриваемых периодах имеет отрицательную динамику: так в 2016 году по сравнению с 2011 годом его размер сократился на 1123626 тыс. руб. или на 7%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 2805687 тыс. руб. или на 19,78%.
Себестоимость реализованной продукции также имеет отрицательную тенденцию, в 2016 году ее размер сократился на 265750 тыс. руб. и составил 13296964 тыс. руб., а в 2017 году – на 2120945 тыс. руб. или на 16% и составил 11176019 тыс. руб. За счет более быстрое снижение показателя объема реализации, по сравнения с себестоимостью продукции на 4 %, прибыль от реализации в 2017 году имеет отрицательное значение, то есть предприятие несет убыток в размере 276349 тыс. руб.
Численность персонала в 2016 году сократилась на 129 человек или на 6%, а в 2017 году на 324 человек и составила 1610 человек.
Если в предыдущих периодах предприятие имело положительный финансовый результат: 2011год – 548850 тыс. руб., 2016 год – 124816 тыс. руб., то в 2017 году предприятие имеет убыток в размере 359023 тыс. руб.
Показатель фондоотдачи имеет отрицательную динамику, это является следствием неэффективного управления основными фондами. Данное явление означает, что предприятие с каждого рубля основных фондов получает все меньше продукции.
Затраты на рубль произведенной продукции увеличились в 2017 году на 82,22 руб.
Рассчитанные показатели рентабельности в 2016 году по сравнению с 2011 годом имеют отрицательную динамику, так рентабельность продаж снизилась на 5,6 %, рентабельность продукции – на 3,11 %, а рентабельность производства на 6,54 %. В 2017 году у предприятия отрицательные показатели прибыли, то есть предприятие не рентабельно.
2.2 Анализ прибыли предприятия
Прибыль и рентабельность относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ прибыли рентабельности деятельности предприятия предполагает прохождение нескольких этапов:
- Определить отклонение каждого показателя за анализируемые периоды.
- Исследовать структуру показателей прибыли и их изменения.
- Провести факторный анализ показателей прибыли.
- Рассчитать и оценить динамику показателей рентабельности.
Анализ прибыли начнем с расчета отклонения каждого показателя прибыли за анализируемые 2016,2017 и 2018 года (таблица 3). Данный расчет проводится на основании данных приведенных в отчете о финансовых результатах за 2017 и 2018 года.
Таблица 3 – Анализ динамики показателей прибыли ООО «Каучук» за 2016–2018 гг.
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
|
Выручка |
15307666 |
14 184 040 |
11 378 353 |
-1 123 626 |
-2 805687 |
92,66 |
80,22 |
Себестоимость |
13562714 |
13 296 964 |
11 176 019 |
-265 750 |
-2 120945 |
98,04 |
84,05 |
Валовая прибыль |
1744952 |
887 076 |
202 334 |
-857 876 |
-684 742 |
50,84 |
22,81 |
Коммерческие расходы |
361248 |
335845 |
215274 |
-25 403 |
-120 571 |
92,97 |
64,10 |
Управленческие расходы |
314421 |
373153 |
263 409 |
58 732 |
-109 744 |
118,68 |
70,59 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1069283 |
178 078 |
-276 349 |
-891 205 |
-454 427 |
16,65 |
-155,18 |
Проценты к получению |
1225 |
3569 |
4101 |
2 344 |
532 |
291,35 |
114,91 |
Проценты к уплате |
104448 |
138990 |
120960 |
34 542 |
-18 030 |
133,07 |
87,03 |
Прочие доходы |
5864197 |
6898050 |
5709545 |
1 033 853 |
-1 188505 |
117,63 |
82,77 |
Прочие расходы |
6161007 |
6816257 |
5764945 |
655 250 |
-1 051312 |
110,64 |
84,58 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
669250 |
124 450 |
-448 608 |
-544 800 |
-573 058 |
18,60 |
-360,47 |
Текущий налог на прибыль |
115259 |
0 |
- |
-115 259 |
- |
в 115259 раз |
- |
В том числе постоянные налоговые обязательства |
16281 |
25134 |
318 |
8 853 |
-24 816 |
154,38 |
1,27 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-1499 |
-67117 |
11051 |
-65 618 |
78 168 |
4 477,45 |
-16,47 |
Изменение налоговых активов |
1915 |
67359 |
78988 |
65 444 |
11 629 |
3 517,44 |
117,26 |
Прочее |
-5557 |
124 |
-454 |
5 681 |
-578 |
-2,23 |
-366,13 |
Чистая прибыль (убыток) |
548850 |
124 816 |
-359 023 |
-424 034 |
-483 839 |
22,74 |
-287,64 |
Из таблицы 3 видно, что в отчетном периоде, в отличие от предыдущего, по всем показателям прибыли прослеживается отрицательная динамика. Выручка снизилась на 2805687 тыс. руб. или на 20% и составила в отчетном периоде 11378353 тыс. руб., а себестоимость − на 2120945тыс. руб., ее размер стал равен 11176019 тыс. руб.
Валовая прибыль предприятия и в отчетном и в предыдущем периоде имеет отрицательную тенденцию, так в 2017 году по сравнению с 2016 годом она снизилась на 857876 тыс. руб. или на 50%, а 2018 году по сравнению с 2017 годом − на 684742 тыс. руб. или на 78%. Данное снижение стало следствием более высокого темпа снижения выручки по сравнению с темпом снижения себестоимости.
Коммерческие расходы во всех трех рассматриваемых периодах имеют тенденцию к снижению, так в 2017 году они снизились на 25403 тыс. руб. (или 8%) , а 2018 году − на 120571 тыс. руб., в результате чего в отчетном периоде их сумма стала равна 215274 тыс. руб.
Сумма управленческих расходов в 2018 году составила 263409 тыс. руб., что на 109744 тыс. руб. или на 29% меньше, чем в предыдущем периоде.
На конец 2018 года предприятие имеет убыток от продаж в размере 276349 тыс. руб., хотя в предыдущем периоде была прибыль в размере 178078 тыс. руб. Данный факт стал следствием резкого снижения в отчетном периоде выручки предприятия.
Прочие доходы предприятия в 2017 году выросли на 1033853 тыс. руб. или на 17,63%, а в 2018 году снизились на 1188505 тыс. руб. или на 18%, в результате чего их сумма в 2018 году стала равна 5709545 тыс. руб. Прочие расходы в отчетном периоде равны 5764945 тыс. руб., что на 1051312 тыс. руб. (или на 16%) меньше, чем в предыдущем периоде.
В результате превышения прочих расходов над прочими доходами убыток до налогообложения в 2018 году составил 448608 тыс. руб.
Темпы снижения выручки превышают темпы снижения себестоимости, в 2017 году на 6%,а 2018 году на 4%. Это является следствием неэффективного управления затратами предприятия. Все это привело к тому, что в 2018 году у предприятия отрицательные показатели прибыли, так убыток от продаж составил 276 349 тыс. руб., а общий убыток предприятия на конец отчетного периода равен 359023 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли от продаж, будет проводиться по методике, расписанной в учебном пособии Лиференко Г. М.. Данный расчет проводится на основании данных приведенных в отчете о финансовых результатах за 2017-2018 года.
Величина прибыли от реализации продукции (Р) формируется под воздействием следующих факторов: объема реализации, ее полной себестоимости и коммерческих и управленческих расходов.
Данные для расчета представлены в таблице 4.