Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие и сущность прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К внутренним источникам информации относятся:

  • показатели финансового учета предприятия: прибыль от продаж и до налогообложения, чистая прибыль и другие показатели финансовой отчетности;
  • нормативно-справочные показатели: норма отчислений прибыли в резервный фонд, ставки и сроки уплаты налогов, проценты за кредит и др.

Для оценки структуры и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы N° 2 «Отчет о финансовых результатах». [5; c.81]

Горизонтальный (или трендовый) анализ показателей прибыли предприятия представляет собой расчет тенденции ее изменения (или тренда) и темпа роста (прироста) отдельных видов прибыли. Так, например, абсолютное отклонение (тренд) чистой прибыли будет рассчитано по формуле:

ПЧ отч. − ПЧ баз, (5)

где ПЧ отч − прибыль чистая отчетного года;

ПЧ баз – прибыль чистая базисного года.

Относительное отклонение (темп роста) чистой прибыли рассчитывается по формуле:

ПЧ отч. / ПЧ баз × 100%, (6)

Вертикальный или структурный анализ прибыли заключается в структурном разложении показателей формирования, распределения и использования прибыли, т. е. рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Наиболее распространенными видами вертикального анализа являются:

  1. Структурный анализ прибыли (доходов и затрат) сформированной по отдельным видам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельные веса или соотношения сумм прибыли (доходов, затрат) по операционной и другим видам деятельности.
  2. Структурный анализ формирования прибыли по отдельным видам продукции.
  3. Структурный анализ распределения и использования полученной прибыли. Такое структурное разложение осуществляется по направлениям распределения прибыли, а по каждому из направлений − в разрезе форм конкретного ее использования. [3; c.83]

Формализованный расчет прибыли от продаж товарной продукции по учебному пособию Лиференко Г. М. можно представить в таком виде:

P = Q − S − K − Y, (7)

где P − прибыль от реализации;

Q − выручка от реализации;

S − себестоимость реализации;

K − коммерческие расходы;

Y − управленческие расходы.

Величина прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: объема и структуры реализации, ее полной себестоимости и оптовых цен.


  1. Влияние объема реализации продукции определяется по формуле:

ΔP1 = P0 (K2 − 1), (8)

где K2 = S1 / S0.

  1. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции на прибыль от реализации продукции определяется по формуле:

ΔР2 = Р01 − К2), (9)

где К1 = Q1 / Q0.

  1. Влияние изменения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции на прибыль определяется по формуле:

ΔР3 = Q1 × ((S0 / Q0) − (S1 / Q1)), (10)

  1. Влияние изменения коммерческих расходов:

ΔР4 = Q1 × ((К0 / Q0) − (К1 / Q1)), (11)

  1. Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от реализации:

ΔР5 = Q1 × ((Y0 / Q0) − (Y1 / Q1)), (12)

Рассчитав показатели ΔP1, ΔP2, ΔP3, ΔP4, ΔР5 можно определить влияние каждого из перечисленных факторов, или суммарное их воздействие на прибыль от реализации путем сложения каждого из показателей.

Для определения взаимосвязи между затратами, объемом продаж, прибылью и маржинальной прибылью используют систему показателей: точка безубыточности (порог рентабельности), запас финансовой прочности, доля маржинальной прибыли (валовой маржи) в выручке от продаж, сила воздействия операционного рычага. [8; c.54]

Такой показатель как точка безубыточности, характеризует критический объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна общим издержкам производства.

Расчет данного показателя производится по следующей формуле:

N×Ц = Vед × N + F, (13)

где N – объем выпуска продукции за период в натуральном выражении;

Ц – цена единицы продукции;

Vед – переменные затраты на единицу продукции;

F – постоянные затраты на объем выпуска продукции за период;

Отсюда, при фиксированной цене единицы продукции можно рассчитать объем реализации, при котором будут полностью возмещены все затраты на производство – критический объем производства (Qкр):

Qкр = F / (1 − V / Q), (14)

где Q - объем продаж за период.

Запас финансовой прочности характеризует сумму, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей:

Z = Q − Qкр , (15)

или в процентах к выручке от реализации:

ZS = (Q − Qкр) / Q × 100%, (16)

где Z и Zs – запас финансовой прочности, рассчитанный соответственно в

рублях и в процентах.

Показатель валовой маржи (SM) определяет долю маржинальной прибыли (Пм) (валовой маржи) в выручке от реализации:


SM = (Ц − Vед) / Ц × 100%, (17)

или

SM = ПM / Q × 100%, (18)

Прогнозируемая прибыль может быть рассчитана умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи:

П = Z × SМ , (19)

Изменение рыночной ситуации влияет, прежде всего, на выручку от реализации и прибыль. Причем, скорости изменения выручки и прибыли различны. В этом проявляется эффект операционного рычага, т.е. любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. [5; c.98]

Сила воздействия операционного рычага (ρ) определяется по формуле:

ρ = ПМ / П, (20)

Операционный рычаг определяет процент изменения прибыли при изменении выручки на один процент. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема реализации продукции.

Сила воздействия операционного рычага отражает степень предпринимательского риска: чем больше эффект операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Но для оценки эффективности работы предприятия только анализ показателей прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают один и тот же размер прибыли, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. основных производственных фондов и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности деятельности предприятия. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуется уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение. Г. В. Савицкая отмечает, что «рентабельность − это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». [14; c.147]

Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:

Р = П / V, (21)

где П – прибыль предприятия; V – показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

В практике работы предприятия применяется ряд показателей рентабельности, их объединяют в следующие группы:


  1. Показатели рентабельности, рассматриваемые для оценки доходности предприятия. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала. К данной группе относятся показатели рентабельности продаж, собственного, заемного и совокупного капитала.
  2. Показатели рентабельности, рассматриваемые для оценки доходности используемых ресурсов и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т. д. Наиболее распространенными показатели рентабельности этой группы являются рентабельность продукции, основных производственных фондов и производства. [15; c.114]

Рассмотрим основные показатели рентабельности и способы их расчета.

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли (П), полученной от реализации продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу (т. е. к полной себестоимости этой продукции (С)).

Рпродук = Пр / С × 100%, (22)

Данный показатель отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Он показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов, т. е. служит отправной точкой в процессе ценообразования. Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации (В) продукции:

Рпродаж = Пр / В × 100%, (23)

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Рентабельность производства рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств:

РПР = ПВ / С × 100%, (24)

где С – себестоимость продукции.

Данный показатель показывает размер прибыли на каждый вложенный в оборот рубль.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:


РА = ПЧ / Аср × 100%, (25)

где ПЧ – чистая прибыль;

Аср – средняя стоимость всех используемых активов.

На основе этой формулы также может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например оборотных и внеоборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, запасов и т. д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с бухгалтерской прибылью может быть использована чистая прибыль предприятия. [12; c.96]

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Каждому предприятию приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:

РСК = ПЧ / СКср × 100%, (26)

где Пч – чистая прибыль предприятия;

СКср – средняя величина собственного капитала.

Рост отмеченных показателей в динамике является положительной тенденцией и характеризует повышение эффективности функционирования предприятия.

Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:

  • снижение затрат на производство и реализацию продукции;
  • наращивание объемов производства продукции;
  • рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества;
  • совершенствование структуры капитала и источников его формирования;
  • повышение уровня организации производства и управления и др.

Показатели рентабельности отражают соотношение доходов и расходов предприятия в процессе производства и реализации продукции, а так же определяют фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов. Также они позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений. [5; c.83]

В результате всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что анализ прибыли и рентабельности заключается в формировании информации для обоснования управленческих решений, планирования деятельности, оценке и контроле выполнения планов. Именно анализ прибыли и рентабельности позволяет выявить резервы повышения эффективности производства и экономного использования ресурсов. Для эффективного функционирования организации важно своевременно выявлять отклонения и оперативно разрабатывать различные способы по увеличению размера прибыли.