Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и история становления оперативно — розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают oсмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов. Задачи курсовой работы: 1) Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России. 2) Охарактеризовать нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России. 3) Описать конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.


Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и история становления оперативно — розыскной деятельности

Согласно настоящему Федеральному закону оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством. Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;


· установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[1]

Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система пере­дана в ведение Министерства юстиции РФ.

В состав уголовно-исполнительной системы входят:

· учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, предприятия, специ­ально создаваемые для обеспечения деятельности уголов­но-исполнительной системы и др.);

· территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; центральный орган управления уголовно-исполнительной системы.

 Задачи уголовно-исполнительной системы:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения сво­боды, а также исключительной меры наказания;

- обеспе­чение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессио­нального образования и профессионального обучения;

- обеспечение охраны здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

- иные задачи могут быть возложены на уголов­но-исполнительную систему только специально издан­ным законом.

Органы внутренних дел РФ представляют собой систему федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять в пределах своих полномочий охрану прав и свобод человека и гражданина, реализуя функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории РФ.


Основными задачами органов внутренних дел РФ является:

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

— организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

— обеспечение охраны общественного порядка;

— организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— организация государственной охраны имущества и организаций;

— организация и осуществление контроля за частной детективной и охранной деятельности на территории РФ, а также деятельности ведомственной охраны.

Органы внутренних дел РФ при реализации функции охраны общественного правопорядка и безопасности осуществляют правоохранительную деятельность в следующих направлениях.

Борьба с преступностью. Данное направление деятельности органов внутренних дел РФ предусматривает:

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организацию и непосредственного осуществления оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности по уголовным делам;

— обеспечение реализации мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;

— принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

— обеспечение в соответствии с законодательством РФ государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

 Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


Таким образом, пoлиция в свoей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Одним из направлений деятельности современной полиции является выявление и раскрытие преступлений. Для осуществления данной функции, полицией используется множество средств и методов, предусмотренных и разрешенных действующим законодательством, регулирующим деятельность полиции, в том числе и осуществление оперативно-розыскной деятельности[2].

Изучая история становления самой оперативно-розыскной деятельности, следует обратиться к истокам ее формирования в Российской Федерации, а именно -  к самому моменту образования нашего государства. Как известно, первые упоминания о Руси исходят из далекого 9 века, но первые летописные упоминания о необходимости защити граждан от противоправных посягательств изложено в договоре князя Олега, правившего в период с 879 по 912 год, с греками, в котором указывалась необходимость обеспечения сохранности имущества и жизни купцов и торговцев, имеющих дела  как на Руси, так и в Древней Греции. Подобные меры имели очень важное значение, так как в указанный период князь Олег старался укрепить свою власть не только при помощи своей дружины, но и путем осуществления торговли с более влиятельным южным соседом. Данный договор был одним из предшественников современного законодательства об оперативно-розыскной деятельности, так как в нем изложены схожие положения, что и в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», так как вышеупомянутым договором устанавливались следующие задачи: раскрытие преступлений и поиск виновных, притом, что не указывались методы осуществления данных задач. Пострадавшей стороне предписывалось обязательство о поиске виновного, используя все имеющиеся методы, которые, кстати, в большей степени схожи с современной методикой сбора информации посредством оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдения,  обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности.[3]

Немаловажным периодом развития оперативно-розыскной деятельности на Руси стал период правления Ярослава Мудрого (1019-1054).Одним из самых значимых достижений данного персонажа является создание свода универсальных законов, именуемых «Русской правдой». Указанный нормативно-правовой акт имел всеобщий характер и регулировал множество сфер деятельности жителей Древней Руси. В том числе, было урегулировано осуществление оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, специализирoванных oрганов, занимающихся данным направлением деятельности не появилось, но было закреплено следующее положение: в случае совершения преступления на верви ле­жит обязанность разыскивать преступника, если злоумышленник (тать) не пойман на месте преступления, его надлежит искать по следу. По сути, законодательно закрепились некоторые положения уже упомянутого договора князя Олега с греческим государством лишь за следующим отличием – распространялось данное положение не на купцoв и торговцев, как это было в договоре, но и на обычных граждан.